С наступающим Новым годом вас, дорогие читатели! По крайней мере, мы постарались, чтобы в этом году все жители России, а не только Центральный регион получили наш январский номер до начала долгих праздничных каникул.

Под занавес уходящего года разыгралась захватывающая интрига. Представители чуть ли не всех стран мира возмущались по поводу документов, размещенных на WikiLeaks. Но меня интересуют даже не сами изложенные там данные. Если половина или пусть даже 10% из них подложные, то на основании приведенных фактов нельзя строить никакие теории, потому что в стройной цепочке заключений вместо крепкого кольца может оказаться насмешливо искривленный рот Джулиана Ассанджа, основателя WikiLeaks. Зато неуязвимость этих документов поражает: ресурсу отказывают в переводе оплаты PayPal, счета Ассанджа замораживают, закрывают сайты и отключают серверы. А WikiLeaks, использующий общедоступные технологии (Wiki-движок) и теоретически существующий на народные пожертвования, живет. (Подробнее читайте статьи о WikiLeaks на диске.) Его распределенная структура выдерживает многодневные DDOS-атаки, а тот самый PayPal падает, не выдерживая народной мести. Вон оно, столкновение передовых ИТ-технологий.

Сомневаюсь, что действительно возможно построить столь защищенную сеть, как WikiLeaks, на частные пожертвования. Но независимо от того, кто создал ее серверную инфраструктуру, этот человек или рабочая группа будут желанными сотрудниками в любой компании. Ведь WikiLeaks — типичный пример модного нынче облачного сервиса. Половина сражений на рынке так или иначе завязаны на умении переложить вычисления с персональных устройств на удаленные серверы, которые гораздо мощнее любого отдельно взятого процессора, однако привязывают потребителя к поставщику услуги. Что может быть приятнее привязанного клиента?

А отдельные пользователи и целые компании будут выбирать: у кого из «держателей» облаков устойчивее сервис? Кто сможет доказать лучшую защиту конфиденциальной информации? И наконец, кто быстрее будет вводить сервисы, требующиеся клиентам? Возможно, такая задача ставится не на один год, но уже сейчас в ней видится столько интриг.

P.S. Как справедливо указали мне по поводу прошлой колонки, действительно первое десятилетие XXI века закончится только через год. Но, думаю, он уже не сможет существенно повлиять на удавшиеся девять предыдущих лет.

Главный редактор Александр Баулин