Кто-то ищет совершенства в людях, мы — в мониторах. Отрадно сознавать, что в своих поисках мы не одиноки. В уходящем году сами производители мониторов активно включились в этот процесс. Правда, к радостному чувству сопричастности и всеобщего единения примешивается коварное подозрение, что производители делают это не от хорошей жизни, не из любви к прекрасному или в заботах о потребителе. Их толкает жизненная необходимость. А необходимость эта продиктована неотвратимо приближающимся тупиком применяемых технологий. Время реакции матрицы сокращено до предела, угол обзора до предела же расширен, а контрастность уже превысила все мыслимые значения.

Соревнование по установленным правилам практически закончено. Нужно придумывать новые правила (технологии) или готовить свежие приманки на основе имеющихся компонентов, сдабривая их пикантным соусом эргономики и дизайна.

Samsung SyncMaster 971P

В этой модели, как ни в какой иной, во всей полноте проявился принцип комплексности решения. Кажется, что она объединила в себе лучшие результаты упорных и плодотворных поисков дизайнеров и технологов Samsung, которые мы наблюдали все последние годы. В итоге получился эдакий трансформер, который позволяет регулировать положение экрана по высоте, приближать или чуть отдалять его, отклонять назад до горизонтального положения и вообще сложить, совместив с подставкой. Кроме того, экран можно перевернуть в портретный режим, не заботясь о переключении в этот режим изображения (срабатывает автоматический Pivot). Работать в портретном режиме вполне комфортно благодаря использованию PVA-матрицы с хорошими углами обзора (178?/178?). При этом матрица оказалась довольно быстрой — 6 мс (GTG) и впечатляюще контрастной — 1500:1. Подставка выполнена в виде оригинальной несимметричной «загогулины», оканчивающейся сенсорной подсвечивающейся кнопкой включения питания. На ее левой кромке расположены разъемы USB-концентратора и программируемая пользователем кнопка управления, для которой можно задать любую наиболее часто используемую функцию настройки. Остальные настройки вынесены в программный интерфейс. Разъем для подключения сигнального кабеля вы вообще не найдете, если не заглянете в руководство. Дело в том, что единый универсальный разъем для подключения по цифровому или аналоговому входу хитроумно запрятан под днище подставки. Цена — 480 долл.

Монитор по праву мог бы претендовать на звание «Мистер совершенство», но...

Samsung SyncMaster 931c

Но тут на стол взгромоздилась еще одна модель, которая начала показывать такое, что картинки на экранах остальных конкурентов померкли. Подобной глубины и насыщенности цвета мы еще не встречали у мониторов на TN-матрицах. В модели 931с впервые применена новая технология подсветки экрана, основанная на использовании флуоресцентных ламп с холодным катодом (см. врезку «Жидкокристаллическая кухня...»). Это и позволило достичь такого визуального эффекта. Тестовые натюрморты и пейзажи как будто ожили. Но совершенством это изделие пока не назовешь, так как обнаружились некоторые огрехи: небольшой запас по яркости; угол обзора из-за цветовых искажений отстает даже от TN-конкурентов; дизайн хоть и симпатичен, но в нем никак не отразились современные веяния эргономики. Это вполне объяснимо, ведь мы имеем дело с первым образцом, в котором производитель сделал главный упор на новый тип подсветки экрана, увеличивающей цветовое пространство. А устранение недочетов — дело времени. Таков естественный путь взросления любых инновационных решений.

Характеристики: TN-матрица; время реакции — 2 мс (GTG); контрастность — 700:1; цветовой охват — 97% от пространства NTSC; цена — 410 долл.

Samsung SyncMaster 215TW

Этот монитор — предмет гордости компании Samsung, ведь он первым в мире удостоен сертификата TCO?06. С этим стандартом мы пока не знакомы и не можем рассказать о его отличиях от прежнего, известно лишь, что в нем вводятся более жесткие требования для оценки безопасности мониторов, в том числе и к качеству изображения. (Например, для оценки снижения нагрузки на зрение уровень яркости экрана теперь должен быть не ниже 300 кд/м?, а не 150 кд/м?, как было раньше. Добавились требования, регламентирующие время отклика и яркость однотонной заливки экрана для оценки контрастности изображения.) Для обычной офисной работы широкий формат с диагональю 21 дюйм представляется неудобным — глаза разбегаются в стороны, но для профессиональных приложений (САПР, медицина, верстка, дизайн) лучше и не придумаешь. А наличие функций PIP (картинка в картинке) и PBP (две картинки рядом) для одновременного вывода на экран изображений от различных источников делает такую работу особенно продуктивной. Для подключения внешних видеоустройств имеются компонентный и композитный видеовходы, а также вход S-video. Монитор обладает возможностью поворота экрана в портретный режим. При этом благодаря технологии MagicRotation с функцией AutoPivot достаточно лишь повернуть экран в портретное положение, и режим его работы переключится автоматически, без необходимости каких-либо дополнительных манипуляций со стороны пользователя. Эргономика дополняется регулировкой экрана по высоте, наклоном и вращением в плоскости стола. Быстрая матрица, высокая контрастность, широкий большой экран, акустическая система и разнообразные видеовходы позволяют использовать его для просмотра фильмов в минуты отдыха.

Характеристики: матрица S-PVA; углы обзора — 178?/178?; время реакции — 8 мс; контрастность — 1000:1; цена — 620 долл.

Philips 200WP7

Еще одна модель с широким экраном и диагональю 20 дюймов, построенная на IPS-матрице с большими углами обзора и возможностью поворота экрана на 90?. Как видим, портретный режим в таких мониторах становится необходимостью для работы со стандартными текстовыми документами, иначе иметь дело с ними просто неудобно. Экран здесь тоже регулируется по высоте и легко поворачивается в стороны. Дизайнеры в этом случае не стали заниматься маскировкой кабелей и кнопки управления оставили на привычном месте. В отличие от модели Samsung здесь нет функции AutoPivot, нет дополнительных входов для подключения разнообразных видеоустройств, нет PIP и PBP. Но и цена этого аппарата заметно ниже.

Характеристики: углы обзора — 178?/178?; время реакции — 8 мс (GTG); контрастность — 800:1; цена — 580 долл.

Acer F-20

Дав серии игровых мониторов название Ferrari, компания Acer решила лишний раз напомнить о своем спонсировании этой команды «Формулы-1» и обосновать выбор сочетания красного и черного в оформлении аппаратов. Стремление сыграть на дизайне проявляется и в закругленных гранях корпуса, и в его глянцевых поверхностях. Экран имеет специальное пластиковое покрытие CrystalBrite (см. врезку «Жидкокристаллическая кухня...»); применение матрицы Super-IPS призвано обеспечить отличную цветопередачу. Для полноты композиции модель оснащена входом S-Video и ТВ-тюнером.

Характеристики: матрица S-IPS; углы обзора — 160?/160?; время реакции — 8 мс; контрастность — 800:1; ТВ-тюнер; цена — 870 долл.

LG L1900R

Сочетание черного с красным привлекло и дизайнеров LG. Вариации на эту тему воплотились в трех моделях L1900 (E, J и R) с различными видами подставок. Здесь мы представляем вариант с индексом R, в котором подставка являет собой сдавленный конус с круглым вырезом, окаймленным изнутри красной подсвечивающейся панелью. Подставка имеет рекордно малую площадь основания, чуть больше донца пивной кружки, но за сохранность монитора можете не беспокоиться. Она настолько тяжела, что монитор никогда не упадет. Как удалось в столь малом объеме сосредоточить такую массу, для нас осталось загадкой. Мы не пробовали ее пилить, но интуиция подсказывает — там золото. Создатели этой модели не решились портить ее великолепный дизайн кнопками настройки — все управление вынесено в программный интерфейс. Осталась лишь незаметная сенсорная кнопка включения подсветки красной панели подставки, которая имеет не только декоративную, но и функциональную нагрузку. Если, выключив компьютер, вы забыли выключить и монитор, что бывает очень часто, то автоматически включится красная подсветка, настойчиво напоминая об этом. Но самое интересное в дизайне этой модели то, что вы не найдете на корпусе монитора ни одного разъема. Из-под днища подставки выходит тонкий кабель, на конце которого имеется небольшой набалдашник, в котором и расположен универсальный разъем для цифрового или аналогового подключения и гнездо для подключения внешнего адаптера питания.

Решение простое и оригинальное одновременно. Наверняка у него найдутся последователи.

Характеристики: TN-матрица; время реакции — 4 мс (GTG); контрастность — 2000:1 (технология Digital Fine Contrast); цена — 450 долл.

ASUS PG191

Специализированная модель для развлечений, в которой производитель постарался объединить максимум функций. Даже сабвуферу нашлось место в верхней части подставки. При этом он похож на небольшую авиационную бомбу без стабилизаторов, будучи главной находкой дизайнеров. Кроме него монитор имеет выходы для наушников и микрофона, USB-концентратор, веб-камеру 1,3 мегапиксела с углом вращения около 90o по вертикали, SRS-стереосистему 25 Вт (5-Вт динамики, 15-Вт сабвуфер) с 6.1-канальным звуком.

Характеристики: TN-матрица; время реакции — 2 мс (GTG); контрастность — 800:1; цена — 520 долл.

NEC LCD2090UXi

В данном обзоре мы намеренно обходим стороной профессиональные модели. Высокая стоимость таких устройств позволяет внедрять в них любые новшества и самые дорогие технологии. Но было бы несправедливо приводить их в качестве примера тех или иных тенденций. Ведь это не массовый, а скорее штучный продукт. И все же мы не удержались, чтобы не представить хотя бы одну более или менее доступную по цене модель для профессиональной графики. В мониторе LCD2090UXi использована дорогая новая матрица A-TW-IPS (Advanced True White Inplane Switching), обладающая отличными характеристиками цветопередачи и хорошим быстродействием. Широкие равномерные углы обзора позволяют комфортно работать и в портретном режиме. И здесь мы снова встречаем применение функции AutoPivot для автоматического переключения изображения. Эргономика тоже не подкачала. Положение экрана легко регулируется по высоте; на передней панели расположены несколько необычные, но очень удобные органы управления. Вместе с тем для любителей производить настройки с помощью мыши есть и такая возможность, предоставленная программой NaViSet. Помимо раздельных цифрового и аналогового входов имеется и универсальный. Важной особенностью модели стала функция «Цветокомпенсация», которая позволяет добиться равномерности свечения и цветопередачи по всему полю экрана. А настройка OverDrive позволяет или принудительно уменьшить время переключения пикселов для динамичных сцен (форсирование напряжения переключения), или создать естественный режим для более качественной цветопередачи при работе со статичной графикой. Предусмотрены автонастройка яркости и подстройка четкости.

Характеристики: A-TW-IPS-матрица; время реакции — 8 мс; контрастность — 700:1; цена — 1050 долл.

Редакция выражает благодарность за присланные на тестирование образцы мониторов представительствам компаний Acer (www.acer.ru), ASUSTeК (www.asuscom.ru), LG (www.lg.ru), Philips (www.philips.ru), Samsung Electronics (www.samsung.ru) и компании DISTI Group (www.disti.ru).


Жидкокристаллическая кухня и ее повара

Матрицы

Начало года было отмечено появлением рекордсменов-спринтеров с временем реакции матрицы в 2 мс GTG. Таким образом, с весны 2005 г. до весны 2006 г. данный показатель был как бы улучшен с 12 до двух. Впечатляющий результат! Лидерами в этой гонке были ViewSonic и BenQ. Ненамного от них отстала и Samsung. Первые образцы выглядели несколько сыроватыми, поэтому остальные бренды, не особенно заботясь о распределении «призовых», к осени стали потихоньку догонять лидеров, спокойно отрабатывая «технику скольжения». Тут необходимо заметить, что разработчики ввели в обиход новое понятие «GTG» при измерении времени реакции матрицы, которое не равнозначно понятию «BWB», принятому в действующих стандартах качества, и в результате в численное сравнение быстродействия старых и новых моделей была внесена некоторая сумятица. Таким образом, нас в очередной раз призвали жить не по законам, а по понятиям. Многие к этому давно привыкли, но некоторые журналисты, оскорбившись, окрестили это хитрым маркетинговым ходом, в чем доля правды конечно же есть, хотя я бы не стал в столь уничижительном тоне отзываться о творческих поисках технологов. Ведь результат налицо, вернее, на экране. Как ни измеряй, динамика действительно улучшилась, и это заметно невооруженным глазом.

Портретный режим

В прошлогоднем обзоре мониторов с портретным режимом (см. «Мир ПК», №7/05) мы указали на нецелесообразность использования в таких мониторах TN-матриц. Неравномерность деградации характеристик изображения при изменении вертикального угла обзора сказывается во всей красе, когда он становится горизонтальным. Работать в портретном режиме на этих мониторах очень некомфортно. И если в прошлом году такие мониторы еще составляли большинство в категории «портретников», то в этом их начали активно вытеснять аппараты на PVA- и MVA-матрицах, более дорогих, но лишенных упомянутого недостатка. Появились и широкоэкранные модели с функцией поворота экрана на 90o. Наконец-то осуществилась мечта многих пользователей — автоматическое переключение изображения из ландшафтного режима в портретный или обратно при повороте экрана.

Покрытие экрана

Еще одной вешкой на пути совершенствования ЖК-мониторов в этом году стало молчаливое признание неудачи со специальным пластиковым покрытием экранов; а ведь в 2005 г. оно преподносилось как грандиозное достижение в деле улучшения качества изображения. Дополнительное покрытие, которому производители давали разные притягательные названия (Opticlear, CrystalBrite и пр.), действительно увеличивало яркость красок, контрастность, служило щитом от повреждений экрана, но вместе с тем имело и жирный минус — оно работало как зеркало, демонстрируя пользователю и его собственный лик, и все то, что находится у него за спиной (см. «Зеркало заднего вида», «Мир ПК», №6/05). Видимо, мало кто смог к этому приспособиться, ажиотаж утих, и о новинке перестали вспоминать.

Технологии подсветки

Лидером в данном направлении стала компания Samsung, выпустившая монитор с новой подсветкой экрана, основанной на применении флуоресцентных ламп с холодным катодом (CCFL — Cold Cathode Fluorescent Lamp). Кроме существенного снижения тепловыделения такая подсветка обеспечивает расширение цветового пространства NTSC (на основе стандарта и таблицы цветности CIE 1976) до 97%, в то время как при обычной подсветке охватывается лишь 82%. Особенно разница заметна в передаче зеленого и красного цветов, на экране прекрасно передаются даже оттенки изумруда и черной розы. Интересно, что после этого Samsung не успокоилась и выпустила модель для профессионалов (SyncMaster XL20) со светодиодной подсветкой (Super LED Backlight), которая обеспечивает уже рекордный цветовой охват в 114% от стандарта NTSC.

Диагональ экрана

«Пятнашки» ушли в историю, да и «семнашки» тоже безропотно уступают свои позиции 19-дюймовым моделям. И в этом сказываются не только закономерности технического прогресса, но и логика покупателя. Экран с диагональю 19 дюймов сегодня представляется тем оптимумом для большинства работ, который должен задержаться надолго. Логика же производителей несколько иная. Им выгодно навязывать нам все большие и большие экраны. «Охотник и заяц — кто прав, кто не прав?» Почему-то верится, что мы, «зайцы», объединившись в своих пристрастиях, все же сможем повлиять на «охотников» (производителей) так, чтобы они не сделали нас еще более раскосыми своими широкими экранами огромных диагоналей. И тем не менее для ряда применений увеличенные экраны не во вред, а на пользу, поэтому таких моделей становится все больше, а экономические выкладки стимулируют производителей создавать новые фабрики в расчете именно на них. Sony и Samsung пообещали в начале следующего года открыть новое совместное производство ЖК-панелей восьмого поколения (их главный конкурент компания Sharp открыла такое производство уже в этом году), которое будет выпускать около 50 тыс. таких панелей в месяц. При этом из одной ЖК-панели восьмого поколения можно получить шесть 50-дюймовых панелей или восемь 46-дюймовых. Видимо, другой раскрой не дает максимального экономического эффекта. Поэтому не удивляйтесь тому, что производители будут нарезать экраны крупными ломтями.

Эргономика и дизайн

В этой области и раньше шли активные поиски. В отличие от прямолинейного развития технологий (хотя и это вопрос спорный) эргономические находки в одних случаях оказывались удачей, в других — нет. Часто срабатывало правило «новое — это хорошо забытое старое». Сперва отметим то новое, что бросилось в глаза.

Проблема проводов всегда была и остается одной из главных. Как избавиться от этих черных хвостов, столь наглым образом портящих гениальный замысел технического художника? Куда спрятать, как замаскировать? Беспроводной монитор — это, наверное, самый счастливый сон дизайнера. В этом году мы увидели новое техническое решение данной проблемы — вместо двух разъемов, цифрового и аналогового, был предложен один универсальный, с помощью которого монитор можно подключить как к цифровому, так и к аналоговому выходу ПК. (При описании моделей Samsung 971p и LG L1900R подробнее рассказано о великолепной дизайнерской аранжировке такого решения.)

AutoPivot, т.е. автоматический переход изображения в портретный режим при повороте экрана, — функция, которая напрашивалась уже давно. Но, видимо, час ее пробил только сейчас, когда производители всерьез начали искать счастья в улучшении потребительских свойств своих изделий. За это им низкий поклон.

Кнопки управления, как и кабели, всегда мозолили глаза дизайнерам. Куда их только ни пытались спрятать: и на верхнюю кромку, и на правую, и вниз. Кто-то предложил убрать их совсем, перенеся все функции настройки в программный интерфейс. Остальные обрадовались и подхватили. В этом году данная тенденция развивалась, и таких моделей стало больше. Руки у дизайнеров теперь развязаны, но куда девать руки пользователю, который привык ощущать тактильное слияние с монитором при его настройке? Вопрос спорный. Впрочем, мы считаем, что можно таким образом пожертвовать эргономикой в угоду дизайну, хотя вряд ли все пользователи с нами согласятся.

Комплексное решение проблем эргономики и дизайна, а также оснащение мониторов дополнительными, ранее не свойственными им функциями в наступающем году станет, по нашему мнению, одним из главных факторов успешного продвижения ЖК-мониторов на потребительском рынке (на корпоративном, как всегда, будут действовать свои законы). Эта тенденция стала активно проявляться уже в завершающемся году — достаточно взглянуть на модели, представленные в статье. А в компании Samsung, главном экспериментаторе в этой области, додумались даже до того, чтобы встроить в свой монитор ионизатор воздуха (SyncMaster 720NA). Появились и первые модели с функцией планшета. Так, компания Wacom представила 17-дюймовый монитор-планшет PL-720, который имеет разрешение SVGA (1280х1024 точки) и отображает 16,2 млн. цветов; чувствительность его пера к нажиму составляет 512 уровней. Устройство позволяет обрабатывать фотографии, чертить на компьютере эскизы, создавать векторную графику и редактировать документы. Рукописные исправления и аннотации могут быть добавлены к любому документу в Adobe Acrobat и Microsoft Office и т.д. Похожей моделью (SyncMaster 720TD) отметилась и все та же Samsung. А компания ViewSonic решила потрафить владельцам карманных компьютеров и представила на выставке Apple Expo 2006 первый в мире настольный дисплей, снабженный встроенным гнездом для плеера iPod. Дисплей ViewDock позволяет видеть изображение iPod в 65 раз большего размера, чем на экране самого плеера. Кроме того, ViewDock расширяет возможности медиаплеера благодаря присоединительной станции iPod, встроенной в широкоэкранный дисплей. И подобных находок в новом году мы увидим еще, наверное, немало.

Классификация мониторов

Каждый производитель выстраивает собственную классификационную схему и присваивает своим изделиям уникальные названия, представляющие собой некий цифро-буквенный код. При этом смысл буквенных индексов четко не зафиксирован и не описан. Кроме того, принцип кодирования изменяется даже у одного производителя, если какой-то серии изделий в маркетинговых целях присваивается дополнительное броское название (например, Ferrari у мониторов Acer). А фирма NEC ввела в название даже показатель степени — NEC LCD20WGX2.

Нежное, трепетное отношение производителей к своим детищам и желание выделить их среди остальных звучным оригинальным именем вполне понятно и достойно сочувствия, но простому покупателю разобраться в этом хаосе названий бывает крайне затруднительно. К этому добавляется и полный разнобой в классификации мониторов: «Эконом», «Эксклюзив», «Престиж», «Премиум», «Офис», «Бизнес», «Деловой», «Домашний» — вот далеко не полный перечень употребляемых названий классов и групп.

Очевидно, что давно назрела необходимость создания единой, ясной и в то же время гибкой классификации и системы обозначений. Мы не призываем лишить изготовителей мониторов возможности называть их по-своему, а лишь предлагаем согласовать и ввести параллельную систему обозначений, которые, чтобы не противопоставлять их обозначениям производителей, можно назвать «формулой монитора». Мы готовы принять в этом процессе участие и даже привлечь к обсуждению предложений своих читателей и более широкие круги ИТ-общественности, используя технологии «архитектур участия» концепции Web 2.0 и задействуя для этого свои веб-ресурсы.

Перспективы

Среди главных направлений развития в первую очередь следует отметить поиски в области трехмерного изображения. Так, на выставке CeBIT-2006 был представлен дисплей Philips 3D WOW с диагональю 42 дюйма, предоставляющий возможность наблюдать 3D-эффект одновременно нескольким зрителям, которые смотрят на него под разными углами без специальных очков. В нем использована технология двояковыпуклых наклонных линз; она обеспечивает ряд преимуществ 3D-мониторов: полноценную яркость, контрастность и естественное отображение цветов. Пока его стоимость — 15 тыс. евро. В свою очередь британская компания IRIS-3D представила 20-дюймовый стереоскопический дисплей, для работы с которым тоже не требуется надевать специальные очки. От других аналогичных м?оделей он отличается тем, что способен поддерживать высокое (1600х1200 точек на каждый глаз) разрешение и совместим с 3D-ПО ведущих разработчиков, в частности Leica и Intergraph.

Другим серьезным направлением поисков становится создание гибких дисплеев. В этой области активность проявляют компании HP, Philips и Samsung. Компания Hewlett-Packard разрабатывает дисплеи, похожие на обыкновенную бумагу, причем не только внешне. Новое поколение дисплеев будет столь же легким, гибким и даже таким же на ощупь. Дисплей можно будет свернуть, сложить и сунуть в карман. В качестве элементов питания предполагается использовать тонкие батареи или солнечные панели. При этом стоимость таких устройств планируется относительно невысокой. Philips и Samsung внедряют собственные технологии, отличные от HP, но все они обладают общим полезным свойством — низким энергопотреблением. Кроме того, специалистами HP ведутся работы по созданию дисплеев с двумя устойчивыми состояниями, способных воспроизводить изображение даже при отключенном электропитании.

Еще одно интересное исследование выполнили специалисты компании Sharp. Они создали ЖК-дисплей, позволяющий наблюдать на экране три картинки одновременно, но под разными углами. Для этого был использован так называемый параллаксный барьер, полученный с помощью дополнительной пленки, расположенной перед дисплеем. Представители Sharp считают, что такой экран, в частности, найдет применение в автомобилях, где водитель сможет просматривать, допустим, навигационную систему, а пассажир, сидящий рядом с водителем, — меню ресторана. Человек на заднем сиденье в это время сможет смотреть что-то свое, например кинофильм.

Кроме того, в лаборатории Sharp был создан образец ЖК-дисплея для жестких условий эксплуатации, продемонстрировавший феноменальный результат. Имея яркость 400 кд/м?, контрастность 600:1 и отображая 260 тыс. цветовых оттенков, он может работать на открытом воздухе при температуре от -30? до +80? и практически нечувствителен к вибрациям.

Мы отметили только наиболее значимые направления исследований, уже принесших первые положительные результаты. Очевидно, что для описания всех проектов, находящихся в стадии эксперимента, не хватит места в журнале. Ясно и то, что, несмотря на кажущийся тупик технологий, а скорее даже благодаря этому, в следующем году разработчики представят нам массу интересных, смелых решений и сюрпризов. А еще нам предстоит наблюдать за обострением борьбы ЖК- и OLED-технологий.


№GTG (Gray-To-Gray) — время переключения между градациями серого. Это нестандартизованный метод измерения времени реакции пиксела ЖК-ячейки, в отличие от стандартизованного ISO 13406-2 метода Black-White-Black (BWB), где измеряется суммарное время включения и выключения пиксела. Технология ускорения времени реакции пиксела при переключении между градациями серого получила название Response Time Compensation (RTC). Данная технология заключается в кратковременном приложении большего напряжения, чем требуется для переключения, и последующей компенсации его до нужного уровня.