Кризис Acer
У Acer не было мощного бизнеса в корпоративном сегменте, как у других лидеров рынка ПК, поэтому компания пострадала сильнее остальных

Потребители массово закупают смартфоны и планшеты, подрывая некогда процветавший бизнес персональных компьютеров Acer. Убыточные кварталы стали для нее привычными, а по данным IDC, поставки компьютеров Acer падают быстрее, чем у остальных крупных производителей ПК.

Печальная ситуация в компании заставила ее генерального директора Дж. Т. Ванга на прошлой неделе оставить свой пост. В Acer объявили о сокращении штата во всем мире на 7% и образовании консультативного комитета по выработке новой стратегии.

Сегодня положение Acer выглядит невероятно сложным. Поставки систем Wintel, благодаря которым Acer продвигалась вперед много лет, выйдя в 2009 году на второе место в мире по продажам ПК, в последнее время все более ослабевают в связи с ростом спроса на мобильные гаджеты. Ни Windows 8, ни ультрабукам от Intel не удалось возродить рынок ПК.

Aspire S7
Выпуск Aspire S7 — один из первых шагов Acer в направлении премиум-сегмента

Злую службу компании Acer сослужила зависимость доходов от интересов потребителей, полагает аналитик IDC Брайан Ма. Вся индустрия ПК страдает из-за роста популярности планшетов, но Dell и HP сумели обеспечить себе тылы, поставляя компьютеры предприятиям, которые их еще пока покупают. А Lenovo, пользуясь своими рыночными позициями в Китае, вышла на первое место в мире по продажам ПК.

«У Acer же не было столь мощного бизнеса в корпоративном сегменте, поэтому компания не смогла защититься и пострадала сильнее», — считает Ма.

Acer сделала себе имя на продаже недорогих ПК. Начав выпускать планшеты, в компании попытались придерживаться той же линии: Iconia W4, ее восьмидюймовый планшет на Windows 8.1, стоит в США от 329,99 долл., а Android-планшет Iconia B предлагается за 129,99 долл. Благодаря низким ценам марку Acer потребители ценят, но прибыли от этого не растут.

Один из дальнейших вариантов действий для компании — начать продавать ПК более старшего класса. В прошлом году Acer попыталась сделать шаг в этом направлении, предложив Aspire S7, Windows-ноутбук в тонком алюминиевом корпусе, стоящий от 1200 долл. Компьютер пользуется относительным успехом, отмечает аналитик Canalys Джеймс Ванг: за месяц удается продать по 2-3 тыс. штук.

«Похоже, в Acer начинают понимать, что можно было бы продавать и более дорогостоящие продукты», — добавил он.

Продажа компьютеров старшего класса, может быть, и остановит падение доходов Acer, но учитывая, что рынок ПК в целом уменьшается, таким способом компания вряд ли вернется к росту. «Выпуская ноутбуки и настольные компьютеры, развития бизнеса уже не добьешься, — считает Ванг. — На рынке ПК победитель сегодня тот, у кого поставки хотя бы не падают».

Возможно, Acer придется сделать попытку прорваться на другие рынки или добиться более широкой известности среди корпоративных заказчиков. Некоторые из конкурентов компании пошли этим путем, например, Lenovo скупает сборщиков ПК на развивающихся рынках, а Dell и HP предлагают комплексные корпоративные решения, включающие в себя оборудование и услуги.

«Если Acer продолжит продавать только ПК, через несколько лет ей придется уйти, — уверена Эйлин Хи, аналитик Gartner. — Будучи лишь производителем оборудования, выжить сегодня нельзя».

Ситуация с Acer — отражение коллапса на рынке ПК в целом, заставившего руководство HP задуматься о возможности продажи компьютерного бизнеса, а Dell — преобразоваться в частную компанию.

У крупнейшего тайваньского соперника Acer, компании ASUS, продажи ПК тоже уменьшаются. Но стремление ASUS экспериментировать с выпуском инновационных, иногда довольно необычных продуктов, обеспечило ей рост бизнеса Android-устройств, благодаря чему прибыли компании не пострадали.

У HP и Dell крупный диверсифицированный бизнес, который дает им некоторую свободу экспериментов при попытках выстроить эффективные стратегии в области смартфонов и планшетов. Но если говорить об Acer с ее зависимостью от ПК потребительского класса, проводить серьезные перемены компании будет гораздо сложнее, — могут понадобиться дополнительные инвестиции в исследования и разработку, перестройка цепочки поставок и затраты на создание новых брендов.

«Большой корабль нельзя просто повернуть, когда захочется, — отмечает Ма. — На корректировку курса понадобится время. Вопрос в том, насколько быстро Acer сможет выполнить поворот».