На конференции по ITSM-стратегии IBM, проведенной 19 ноября при участии некоммерческого партнерства "Форум по ITSM", рассматривались средства управления активами и сервисами семейств IBM Maximo, средства управления информационной инфраструктурой IBM Tivoli, методология управления ИТ-сервисами на основе процессной модели IBM PRM-IT (см. "Это сладкое слово сервис", "Открытые системы", 2007, № 6), а также пример внедрения процесса управления лицензиями на программное обеспечение в самой IBM.

Пакет Maximo позволяет управлять активами (как основными, так и оборотными фондами) организации на протяжении всего их жизненного цикла. Накопление детальной информации об активах, включая данные об их местоположении, функционировании и стоимости, позволяет повысить фондоотдачу и увеличить срок эксплуатации основных фондов, а контроль условий их размещения и использования помогает своевременно проводить профилактическое обслуживание, что способствует сокращению незапланированных простоев. В нашей стране, однако, задачи управления активами не рассматриваются как первоочередные (см. "Активами управлять не хотят", "Директор информационной службы", 2009, № 7); возможно, по этой причине на сайте IBM подробная информация о продукте на русском языке отсутствует. На конференции был сделан акцент на организации управления ИТ-сервисами, но популярность Maximo и в этом аспекте в России пока невысока: технический специалист IBM по Maximo Иван Шилов смог привести лишь один конкретный пример внедрения пакета Maximo Service Desk, в "Роспатенте", добавив, что общее количество внедрений не превышает пяти.

Михаил Воронков, консультант по управлению финансами в области ИТ подразделения IBM Global Technology Services EE/A, представил внутренний проект IBM по управлению лицензиями на программное обеспечение. Глобальная ИТ-инфраструктура IBM насчитывает более полумиллиона рабочих станций, подключенных к более чем 20 тыс. серверов, количество используемых программных лицензий измеряется миллионами. Отсутствие единого инвентарного перечня программ усложняло контроль соответствия лицензионным соглашениям, что, в свою очередь, грозило значительными штрафными санкциями со стороны поставщиков, периодически проводивших аудит соответствия. Была затруднена оптимизация библиотеки используемых программ, при организационных изменениях возникали трудности с передачей лицензионных прав.

Внедрение процесса управления лицензиями было начато в третьем квартале 2008 года. Помимо обеспечения соответствия лицензионным требованиям и готовности к аудитам, проект преследовал такую цель, как снижение расходов на ПО, в частности благодаря усилению переговорной позиции с поставщиками (на основании информации о количестве используемых лицензий).

Стандартизированная платформа управления лицензиями была создана на основе таких продуктов, как Tivoli Asset Management for IT, Tivoli Service Request Management и Tivoli Change and Configuration Management Database. Наличие единой базы данных позволило расширить практику повторного использования лицензий (когда лицензия, отзываемая у одного пользователя, передается другому), а мониторинг активности пользователей сделал возможным выявление неиспользуемых программ. Уже на первых этапах реализации проекта удалось добиться ощутимого эффекта: при инвестициях в 2 млн долл. экономия в 2009 году ожидается на уровне 3 млн долл., а начиная с 2010 года прогнозируется ежегодная экономия более 5 млн долл. При этом следует учесть, правда, что лицензии на собственное программное обеспечение для самой IBM стоят намного дешевле, чем для ее клиентов.