По словам Дмитрия Ганьжи, главного редактора

Оценивая сложившуюся ситуацию, его участники выразили осторожный оптимизм. Они полагают, что паника среди клиентов прошла, положение стабилизируется, но в то же время отмечают неизбежное сокращение объемов рынка.

"В Европе ожидают 30-процентного спада рынка СКС, в основном за счет уменьшения поставок систем низшей ценовой категории", - сообщил Сергей Логинов, директор представительства Reichle & De-Massari, пояснив, что корпоративные стандарты крупных заказчиков, от которых те не отступают, предписывают применение вполне определенных инфраструктурных решений, включая СКС.

Аналогичные оценки для России отсутствуют, но, согласно прогнозам, спад на рынке СКС может быть меньше, чем на ИТ-рынке в целом. Одна из причин этого состоит в "парадоксе кризиса": компаниям, вынужденным менять свои офисные помещения, приходится реализовывать новые проекты по инсталляции СКС. К тому же, при поставках СКС обычно не используются финансовые схемы, которыми ранее широко сопровождались продажи компьютеров и сетевого оборудования (отсрочки, скидки на последующие закупки, лизинг и т.п.) и которые сейчас в значительной мере потеряли свою актуальность.

"Заказчики становятся рациональнее, 'дутые' офисы с огромным числом портов заканчиваются. Однако в целом ситуация нормализуется", - подчеркнул Андрей Семенов, директор группы компаний "АйТи" по развитию "АйТи-СКС".

Об изменении подхода заказчиков свидетельствует также ужесточение тендерных требований, что отметил Александр Акимов, менеджер по медным компонентам CKC Nikomax компании "Тайле". При анализе продуктов, которые могут применяться в проектах, рассматривается гораздо большее, чем раньше, число производителей. Заказчики глубже погружаются в инженерные проблемы, понимая, что в большинстве офисных инсталляций вполне достаточно СКС Категории 5e.

Стремление к экономии заставляет заказчиков сокращать расходы на ИТ, и в частности на СКС. Их доля в бюджете проектов весьма невелика, чего нельзя сказать о влиянии СКС на работоспособность и надежность ИТ-систем. По единодушному мнению участников обсуждения, это лишний раз свидетельствует о необходимости повышения уровня знаний об СКС, а вызванное кризисом снижение проектной активности позволяет специалистам уделять больше времени семинарам, в том числе и в такой их рациональной форме, как "вебинары".

Несмотря на кризис продукты "безымянных" фирм вряд ли смогут конкурировать с предложениями известных производителей, поскольку занимают практически не пересекающуюся с ними нишу систем с двумя-тремя десятками портов. В то же время, наиболее массовые проекты "брендов" охватывают интервал 200-500 портов.

"С оптикой не все так очевидно, как с медью: здесь производители no name весьма заметно выигрывают в цене. Однако их продукция существенно уступает в качестве", - считает Сергей Шарапов, директор представительства R&M по работе с корпоративными заказчиками.

Тенденция к снижению стоимости проектов в области СКС ставит в наиболее затруднительное положение именно производителей. Они практически не в состоянии варьировать цену кабелей и коммуникационных компонентов, в то время как интеграторы и инсталляторы имеют возможность маневра за счет оплаты работ и дополнительных услуг. Однако, несмотря на значительные трудности, проектный бизнес остается на плаву.

"Выполняются проекты, отложенные в четвертом квартале. Приходят и новые проекты, и мы надеемся, что второе полугодие вытянет год", - отметил Дмитрий Никулин, технический директор представительства RiT Technologies.

"С середины февраля появилось довольно много заявок на проекты, есть и новые партнеры. По сравнению с тем же периодом прошлого года наблюдается небольшой рост, а на второе полугодие даже запланирован весьма масштабный проект, предусматривающий инсталляцию почти 30 тыс. портов", - сообщила Татьяна Фирсова, координатор по маркетингу московского офиса Panduit.

В Nexans, по словам ведущего менеджера по развитию бизнеса в России Геннадия Красильникова, рассчитывают по итогам первого полугодия выйти на уровень доходности, но в основном за счет старых проектов.

Логинов считает первый квартал для R&M удачным, однако также благодаря долгосрочным проектам и значительной доле в бизнесе компании доходов от проектной дистрибуции.

Анатолий Яковлев, менеджер по работе с партнерами московского представительства AMP NETCONNECT/Tyco Electronics, отметил заметный рост спроса на новые проекты, признав в то же время, что из-за финансовых проблем заказчиков не все они будут реализованы. По его данным, сокращаются объемы как проектной, так и дистрибьюторской составляющей бизнеса (последнее в значительной степени связано с нераспроданными складскими запасами партнеров).

Любопытно, что в штаб-квартирах большинства ведущих производителей СКС планирование показателей бизнеса на текущий год осуществлялось практически в обычном режиме. Правда, в ряде компаний наметили несколько сценариев, но даже наиболее пессимистические предусматривают превышение результатов 2008 года.