ТАГИР ЯППАРОВ: «Корпоративная мобильность — это не только новые возможности, но и новые вызовы»
ТАГИР ЯППАРОВ: «Корпоративная мобильность — это не только новые возможности, но и новые вызовы»

Переход к корпоративной мобильности позволяет включить в информационную среду предприятия новые, нетрадиционные для бизнеса приложения. О важнейших аспектах мобилизации бизнеса в интервью журналу «Сети» рассказал Тагир Яппаров, председатель Совета директоров группы компаний «АйТи».

Какое влияние на рынок корпоративных ИТ-решений оказало массовое распространение смартфонов, планшетов и других мобильных устройств?

Мобильные технологии весь начальный период своего развития не рассматривались ИТ-службами предприятий как приоритетные. Сегодня мы наблюдаем, пожалуй, первый случай масштабной миграции в корпоративный сегмент технологий, изначально создававшихся с прицелом на массовый, потребительский рынок. Хотя раньше все было наоборот. Информационные технологии сначала «обкатывались» в сегменте Enterprise и лишь затем некоторые из них уходили «в народ», формируя новые потребительские ниши. Такой путь прошли ПК, принтеры, Интернет.

«Мобилизация» бизнеса, начавшаяся после того, как миллионы гаджетов оказались в карманах и портфелях пользователей, интересна еще и с позиций инициаторов внедрения корпоративных мобильных технологий. Апологетами классических офисных приложений обычно выступают ИТ-директора, сейчас же отличие ситуации в том, что идея о включении смартфонов и планшетов в корпоративную ИТ-среду исходит именно от первых лиц предприятий. Руководители интуитивно понимают: речь идет не просто об удобстве, но и о новом качестве работы с информацией. Современному руководителю, который обзавелся планшетом, уже недостаточно возможности просто подключиться к Интернету, чтобы прочитать корпоративную почту. Он хотел бы в любом месте и в любой обстановке с помощью планшета работать с привычными корпоративными информационными системами так же легко и удобно, как и в офисе. Другой вопрос, как на практике добиться интеграции консервативного мира существующих в компании ИТ-решений с динамичной и яркой вселенной гаджетов, способных стать универсальным терминалом для доступа к информационным системам.

Тема корпоративной мобильности действительно благодатное поле для обсуждения и деятельности. Недавно мы организовали конференцию «День корпоративной мобильности», в ней участвовали более 150 руководителей компаний-заказчиков и представителей вендоров. Удалось собрать очень качественную целевую аудиторию, для которой вопрос мобилизации бизнеса — не любопытство или пустые мечты, а одна из приоритетных задач на ближайшие пару-тройку лет.

Привело ли массовое распространение смартфонов и планшетов к ощутимому увеличению числа проектов, связанных с корпоративной мобильностью и построением беспроводных сегментов корпоративных сетей?

Сейчас интерес к таким решениям уже трансформируется в реальные проекты внедрения различных технологий в области корпоративной мобильности. При этом, безусловно, вопрос построения беспроводных корпоративных сетей крайне важен. Практика показывает, что во многих случаях сети Wi-Fi изначально не предполагают подключения большого количества мобильных устройств. Это связано как с вопросами плотности покрытия офисных площадей беспроводными сетями, так и с безопасностью, в том числе с разграничением доступа. Часто корпоративные сети и связанные системы безопасности бывают построены таким образом, что они не распознают мобильные беспроводные устройства. Чтобы учитывать определенную специфику мобильности, зачастую необходимо модернизировать корпоративные беспроводные сети. При этом, если беспроводная сеть во многих офисах является лишь дополнением к проводной (к которой подключены обычные ноутбуки и рабочие станции), то в случае мобильных устройств это основная сеть, где ведется работа.

Соответственно, при построении офисной беспроводной локальной сети надо решить четыре важные задачи: первая — покрытие высокой плотности (обеспечивает нормальное подключение по Wi-Fi и дает доступ к сети из любого места в офисе); вторая — использование высокоскоростных протоколов (например, стандарт 802.11n); третья — исключение низкоскоростных клиентов, базирующихся на старом протоколе; четвертая — разграничение служебной, рабочей, мобильной и гостевой сетей Wi-Fi. Полагаю, в ближайшие несколько лет должны быть решены основные вопросы, связанные с безопасностью мобильного доступа к «святая святых» — информационным системам предприятия.

Изменился ли качественно характер проектов в области корпоративной мобильности?

С распространением идей «мобилизации» ландшафт бизнес-процессов начинает меняться. Но это значит, что должны быть изменены и подходы к проектированию корпоративных информационных систем — эти системы просто обязаны соответствовать новым целям и задачам бизнеса. Современные мобильные технологии существенно расширяют спектр сотрудников компаний, вовлеченных в информатизацию. Если раньше компьютеризированное рабочее место было уделом «белых воротничков», то достоинства мобильных устройств позволяют активно включать в число пользователей корпоративных информационных систем и других сотрудников, в том числе сервисный персонал, рабочих, водителей-экспедиторов. Таким образом, появляются ниши и для новых информационных систем компании. Более того, возможности мобильных устройств позволяют включать в корпоративную информационную среду новые, нетрадиционные для бизнеса приложения. Посмотрите внимательнее на тех, кто сегодня устраивается на работу и что они приносят с собой в офис. Так называемое «поколение Y» — это молодые люди, выросшие в среде, где норма — использование Интернета, мобильных гаджетов, облачных сервисов и прочих технологических новшеств. Такие сотрудники уже привыкли пользоваться другими приложениями и по-другому организовывать свой труд и работу в коллективе. Именно они являются проводниками в корпоративную среду таких инструментов, как социальные медиа, облачные приложения. Поэтому можно ожидать, что развитие корпоративной мобильности не только приведет к расширению традиционных корпоративных информационных систем, но и будет способствовать их качественному видоизменению.

Какой проект в области корпоративной мобильности можно назвать типичным на сегодняшний день? Расскажите немного о нем.

Типичный проект сегодня — это формирование в организации системного взгляда на использование мобильных устройств разными категориями сотрудников. К этим категориям относятся не только топ-менеджмент и руководители разного уровня, но и рядовые сотрудники; не только персонал, ответственный за продажи или маркетинг, иногда взаимодействующий с заказчиком вне офиса, но и «сервисные» работники, которые всегда работают на выезде. В «полевых работах» внедрение корпоративных мобильных технологий позволяет, с одной стороны, повысить качество, а с другой — производительность. При правильном внедрении мобильных технологий можно до 30% сэкономить на персонале благодаря возможностям, открывающимся с точки зрения управления, позиционирования, планирования и контроля работ.

Но любой системный подход начинается с анализа потребности, выработки дорожной карты, последовательности действий, в том числе связанных с запуском пилотных проектов, с опытным внедрением технологий и решений. На этом этапе важно сформировать политики и регламенты по использованию мобильных устройств в качестве нового класса корпоративных рабочих мест. При этом не стоит забывать, что потребности корпоративного рынка в отношении смартфонов и планшетов несколько различаются.

Какие новые возможности и вызовы перед заказчиками возникают в связи с переходом к корпоративной мобильности и расширением беспроводных локальных инфраструктур? Как, например, меняются требования к вычислительной инфраструктуре предприятий?

И наш опыт взаимодействия с заказчиками, и результаты аналитического опроса, проведенного в ходе «Дня корпоративной мобильности», демонстрируют, что возможности и вызовы в большой степени связаны со спецификой и сценариями использования мобильных устройств. Для смартфонов существует одна специфика, для планшетов — другая.

Использование смартфонов предполагает управление с точки зрения безопасности, оптимального расходования средств на связь и доступа к самым базовым сервисам — корпоративной электронной почте, адресной книге, календарю и др. Планшеты же, в силу своего формфактора и сценариев использования, генерируют более широкие потребности, ключевые из них — это доступ к бизнес-информации и возможность работать в привычном корпоративном информационном окружении. Хорошими примерами востребованности мобильных бизнес-решений являются клиенты систем документооборота и мобильные средства бизнес-аналитики, отчетности, визуализации контента. При переходе к корпоративной мобильности в первую очередь открываются возможности серьезной модернизации и оптимизации существующих бизнес-процессов или даже создания новых, которые ранее были нереализуемы при традиционном подходе к организации рабочих мест. Основная возможность — в том, что за счет организации постоянного доступа сотрудника к информации, связанной с принятием влияющих на основную деятельность решений, можно значительно ускорить сам этот процесс.

Корпоративная мобильность — это не только новые возможности, но и новые вызовы. Мобильность вкупе с облачными технологиями расширяет привычный «периметр» корпоративной информационной системы — теперь мы все ближе к реализации концепции The World is my Office. А это значит, что появляются новые вызовы в области безопасности, управляемости, доступности корпоративных ресурсов и построения вычислительной инфраструктуры.

Что же касается тонкостей построения вычислительной инфраструктуры предприятия — каких-то специальных требований, на мой взгляд, нет. Она должна быть построена на открытых стандартах, чтобы обеспечить естественную интеграцию решений для мобильных рабочих мест с теми корпоративными прикладными системами, которые развертываются в рамках этой инфраструктуры. Для реализации системного взгляда на мобильные устройства как на полноценные мобильные рабочие места, расширяющие корпоративный ИТ-периметр, необходима интегрированная инфраструктура управления мобильными устройствами именно в корпоративной среде. И конечно, нужны полноценные бизнес-приложения, предоставляющие, с одной стороны, доступ к богатому функционалу, к которому уже привык пользователь, а с другой — ориентированные на этот новый пользовательский опыт, связанный с современными мобильными устройствами.

Вызовы и изменения касаются не только технологий, но еще и характера взаимодействия внутри компании. Традиционно корпоративная ИТ-служба была тем фильтром, через который все остальные подразделения компании взаимодействовали с внутренними и внешними информационными системами, через ИТ-службу осуществлялись закупки ИТ-услуг и продуктов для всех подразделений компании. Широкое распространение в корпорациях мобильных устройств и доступность на рынке облачных сервисов существенно меняют эту картину. Для самих ИТ-служб все более актуальной становится выработка новой стратегии работы в стремительно меняющихся условиях. На этом этапе «всеобщей мобилизации бизнеса» как раз и возникают новые технологические вопросы, связанные как с обеспечением безопасности, надежности платформ и доступности прикладных систем, так и с необходимостью решать совершенно новые управленческие задачи.

В полной ли мере разработчики традиционных корпоративных приложений учитывают специфику мобильности в своих продуктах?

Преждевременно говорить о том, что разработчики традиционных корпоративных приложений в полной мере учитывают специфику мобильности в своих продуктах. Определенные шаги с их стороны, конечно, делаются. Но на сегодняшний день поставщики специализированных решений, созданных с ориентацией на те же самые планшеты и обеспечивающих интеграцию с корпоративными системами, более успешны в части обеспечения мобилизации бизнеса, чем традиционные игроки, поставляющие компоненты корпоративных приложений.

Причем специализированные разработчики более динамичны, в силу того что они изначально ориентированы на сценарии работы мобильного пользователя. Если для поставщиков корпоративных приложений мобильность — всего лишь опция, предлагаемая заказчику, то для поставщиков специализированных решений — это основной бизнес. Отсюда и скорость реакции на быстро меняющиеся потребности пользователя, и фокус на той функциональности, которая изначально учитывает не столько уже существующие наработки поставщиков корпоративных приложений, сколько сценарии работы пользователя.

Эта тенденция наблюдается и в области бизнес-аналитики, и в вертикальных приложениях, ориентированных на смартфоны и планшеты. Причем именно в планшетах мы видим большую разницу между специализированными поставщиками и теми, кто просто добавляет мобильные опции к имеющемуся перечню функций. Поэтому неудивительно, что разработчики традиционных корпоративных приложений несколько отстают, а лидируют поставщики специализированных решений, ориентированных на интеграцию с разными корпоративными системами.

Способствует ли распространение облачных вычислений более широкому применению беспроводных технологий в корпоративной среде?

Думаю, ответ на этот вопрос даст время. Безусловно, облачные вычисления развиваются не менее бурно, чем мобильные технологии. При этом надо отдавать себе отчет в тех преимуществах и рисках, с которыми связаны облачные технологии, понимать специфику публичных и частных облаков. В любом случае облачные бизнес-модели изменят отраслевой ландшафт и заставят российские ИТ-компании, выступающие в роли сервисных посредников между производителями и клиентами, выстраивать новые рыночные стратегии.