К концу этого года 100 тыс. сотрудников IBM смогут подключать личные карманные устройства к внутренним сетям корпорации, безопасность которых для этого была недавно укреплена, сообщил директор IBM по мобильным технологиям Билл Бодин. Еще 100 тыс. сотрудников получат такую возможность в следующем году. В итоге новшеством будет охвачена почти половина штата корпорации во всем мире.

С учетом глобальных тенденций в IBM полагают, что большинство сотрудников остановят свой выбор на iPhone, Android-фоне или планшетнике. Служащие сами будут платить за свои устройства и услуги операторов, но смогут получать от IBM рекомендации и техническую поддержку. Кроме того, обязательной будет установка на устройства агентского программного обеспечения IBM, предназначенного для безопасного доступа к различным внутренним системам корпорации, включая электронную почту и др.

В СУПЕРМАРКЕТЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ WhirlWind имеется около 400 приложений сторонней разработки, утвержденных для использования в IBM, а также 100 программ, созданных в самой корпорации для ее служащих

В СУПЕРМАРКЕТЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ WhirlWind имеется около 400 приложений сторонней разработки, утвержденных для использования в IBM, а также 100 программ, созданных в самой корпорации для ее служащих

Вначале доступ к электронной почте, контактам и календарю будет предоставляться с помощью программной системы IBM Lotus Traveler, сообщил Бодин. Защищенность доступа планируется повысить за счет применения VPN и аутентификации по паролю. Будут также использоваться инструменты, с помощью которых сисадмины смогут удалять данные с потерянных или похищенных устройств.

«Мы обратили внимание на тенденцию консьюмеризации ИТ и применения личных устройств для рабочих задач, обусловленную ростом возможностей мобильных аппаратов, — сообщает Бодин, ветеран IBM с 24-летним стажем, начавший карьеру в корпорации с должности простого программиста. — Однако IBM не в полной мере следует этой тенденции — мы отдаем предпочтение повышению защищенности инфраструктуры и средств управления устройствами, вплоть до агентского ПО на самих телефонах. При этом мы удостоверяемся, что аппарат не был взломан или лишен привязки к оператору, чтобы его можно было без опасений подключать к корпоративной сети IBM». В IBM не сообщили, в какую сумму корпорации обошлась модернизация ее мобильной инфраструктуры.

Упомянутая тенденция широко признана аналитиками, которые отмечают, что, даже если компания обязывает служащих пользоваться выданным смартфоном для рабочих заданий, некоторые сотрудники обязательно обойдут это требование и будут работать с помощью другого аппарата. Согласно исследованию, недавно проведенному Forrester Research, все больше служащих приносят личные устройства на работу и все больше компаний обеспечивают поддержку устройств по выбору работников.

В IBM не только поддержали этот открытый подход, но и собираются позволить служащим выбирать в супермаркетах приложений программы для смартфонов и планшетов по своему усмотрению. Сегодня служащие могут получать программное обеспечение из собственного супермаркета приложений IBM — WhirlWind, созданного в конце прошлого года. Сотрудники корпорации загружали программы из него уже около 35 тыс. раз.

В WhirlWind имеется около 400 приложений сторонней разработки, утвержденных для использования в IBM, а также 100 программ, созданных в самой корпорации для ее служащих. Например, одно из приложений представляет собой каталог всего ПО IBM, а другое позволяет торговым агентам связываться c экспертами корпорации при затруднениях с ответами на вопросы заказчиков. В свою очередь приложение под названием Blue Pages представляет собой клиент для доступа к внутренней социальной сети IBM, выполненной в стиле Facebook.

Служащие могут ставить рейтинг приложениям, а сисадмины IBM имеют возможность видеть, какие из программ загружают чаще всего. Кроме того, по словам Бодина, пользователи могут выходить во внешние супермаркеты приложений и загружать все, что им заблагорассудится, в том числе программы для отдыха и развлечений.

При этом нет какой-либо системы автоматического обнаружения или отслеживания ПО, препятствующей загрузке приложений, против которых могло бы возражать руководство IBM. Однако в корпорации приняты весьма строгие правила корпоративной этики, которым служащие должны подчиняться при выборе приложений.

Ознакомление с этими правилами личной подписью заверяет каждый служащий IBM. «Пока что проблем с загружаемыми приложениями не было, но если вы тратите слишком много времени на онлайн-игры, это в любом случае скажется на результативности труда», — полагает Бодин.

Научные изыскания — центральное направление деятельности IBM, поэтому сотрудников стоит даже побуждать к поиску новых, перспективных разработок в супермаркетах приложений, считает Бодин: «Мы не делаем ограничений, поскольку корпорация опирается на исследовательские принципы, и репутация людей, сдерживающих инновации, руководству ни к чему. Мы доверяем нашим сотрудникам и не ограничиваем их восприимчивость к новшествам».

Около 30 тыс. служащих IBM пользуются устройствами BlackBerry, и многие, по мнению Бодина, продолжат работать с ними и дальше, поскольку предпочитают физическую QWERTY-клавиатуру экранной на сенсорном дисплее. В IBM уже около восьми лет используется BlackBerry Enterprise Server, но теперь в корпорации обеспечили поддержку и других мобильных платформ с помощью ее собственного ПО управления устройствами Tivoli.

Чтобы к концу года 100 тыс. сотрудников IBM смогли подключать различные мобильные устройства к корпоративной сети, был проведен пилотный проект с участием 5 тыс. служащих, пользовавшихся смартфонами и планшетами на платформах iOS и Android. Будут поддерживаться и другие ОС, подчеркнул Бодин, в том числе Windows Phone, и сохранится поддержка BlackBerry.

Несмотря на эту открытость по отношению к платформам мобильных устройств, от служащих IBM по-прежнему будут требовать использования восьмизначных алфавитно-цифровых паролей для доступа к устройствам, находящимся в режиме экранной блокировки. В будущем процесс аутентификации, возможно, будет переведен на биометрические механизмы, опознающие пользователя по чертам лица, отпечатку пальца или голоса, сообщил Бодин. «Вместе с производителями устройств мы разрабатываем удобные в использовании механизмы разблокировки смартфонов», — добавил он.

По его утверждению, требование вводить усиленный пароль нравится не всем сотрудникам, но оно необходимо для адекватного обеспечения безопасности: «Экранная блокировка смартфонов — это необходимая тактическая мера, хотя пользователи ее и недолюбливают».

ТОЛЬКО ФАКТЫ

По прогнозам J’son & Partners Consulting, к 2013 году объем продаж смартфонов составит в России 15 млн устройств в год, а объем продаж планшетных ПК — 1,23 млн шт.

 

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями