Телевидение стало настолько привычным явлением, что технологические достижения в этой сфере зачастую воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, а то и вообще остаются незамеченными. Прием, оказанный в России трем технологиям, заявившим о себе в последние годы (IP-TV, HDTV и Mobile TV), лишь подтверждает сказанное. Действительно, массовый спрос отмечен, пожалуй, только на IP-телевидение; телевещание через сети мобильной связи большинством абонентов воспринимается как экзотика, а HDTV доступно лишь по кабельным и спутниковым каналам, поэтому, покупая приемник с поддержкой HD, обыватель, по сути дела, инвестирует в собственное будущее.

Цифра превыше всего

С переходом на цифровое телевещание Россия не рискует оказаться впереди планеты всей. Ратифицировав решения МСЭ 2006 года, когда впервые после 45-летнего перерыва были пересмотрены международные договоренности в области развития телевидения, наша страна приняла на себя обязательства по переводу эфирного телевещания на «цифру». Этот переход должен в основном завершиться в 2015 году: к этому времени цифровое эфирное телевещание станет доступным для 95% населения страны. Предполагается, что в стране будет три цифровых мультиплекса, а также три канала высокой четкости и три канала мобильного ТВ. В бесплатный пакет цифрового ТВ-вещания войдут восемь телевизионных и три радиоканала. Весь комплекс мер по цифровизации телеэфира обойдется в 127 млрд руб., треть которых составят средства частных инвесторов. Отдельный вопрос – оплата приставок для аналоговых телеприемников. Их выпуск первоначально намеревалось субсидировать государство (на сумму более 49 млрд руб.), но впоследствии эти планы были скорректированы: в конце 2008 года министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев заявил, что приставки телезрители должны приобретать за собственные средства.

Президент Panasonic Consumer Electronics Company Широ Китаяма (слева) и старший вице-президент компании DirecTV Стивен Робертс запускают телевещание в формате 3D (Фото: Panasonic)

Впрочем, во всем следует искать положительные стороны. Запланировав цифровизацию ТВ на 2015 год, Россия сможет учиться не на своих ошибках, а на ошибках тех стран, которые с этим процессом поторопились. Через пять лет стран таких наберется немало. Например, в США полный переход на цифровое телевещание состоялся 13 июня прошлого года. Начиная с марта 2007 года все продаваемые на территории США телевизоры должны были быть оснащены цифровым тюнером. Тем не менее, согласно оценкам Reuters, год назад в стране насчитывалось около 20 млн семей с аналоговыми телеприемниками. Чтобы не лишать их важного канала получения информации, в США была принята специальная федеральная программа по субсидированию приставок-конвертеров цифрового ТВ-сигнала в аналоговый. На эту программу первоначально было выделено 1,34 млрд долл., что сопоставимо с приведенными выше 49 млрд руб.

Переводя эфирное ТВ на цифровые рельсы, правительство США преследовало две цели: более эффективное использование либо высвобождение частотного ресурса и повышение качества изображения. Аналогичными мотивами руководствовались и в других странах. Первым государством, полностью перешедшим на цифровое ТВ, стала Финляндия: к началу 2009 года аналоговых телеканалов там уже не осталось.

В Великобритании 70% населения имело возможность смотреть эфирное цифровое ТВ уже в 2006 году, однако завершение цифровизации здесь запланировано на 2012 год, дабы сделать переход практически безболезненным. В Канаде этот процесс завершится следующем году, и лишь в Мексике, которая уже начала внедрять цифровое эфирное вещание, дело затянется до 2021 года.

Вторая версия

Согласно официальной информации, российское цифровое телевидение будет использовать стандарт DVB-T по крайней мере для запуска первых мультиплексов. Первые телевизоры с поддержкой DVB-T появились в нашей стране в 2008 году. И это при том, что DVB-T – стандарт, мягко говоря, не новый. Он был принят для цифрового ТВ-вещания в дециметровом диапазоне в Европе в 1996 году — на два года позже аналогичных стандартов для спутниковых (DVB-S) и кабельных (DVB-C) каналов связи. Задержка была обусловлена необходимостью применения более сложных методов передачи цифровой информации при сохранении приемлемой стоимости телеприемников, а также отсутствием свободных ТВ-частот в упомянутом диапазоне в большинстве европейских стран. Помимо Европы, на сегодняшний день стандарт DVB-T используется для передачи цифрового телевидения и радио в ряде азиатских и африканских государств, а также в Австралии.

По сравнению со своим аналоговым предшественником DVB-T обеспечивает более устойчивый прием сигнала. Для повышения помехоустойчивости и согласования форматов передачи данных OFDM-кадров и транспортных пакетов MPEG-2 цифровой стандарт использует канальное кодирование. DVB-T позволяет удвоить (по сравнению с базовым) разрешение по горизонтали и вертикали, а также передавать изображение в формате 16:9.

Несмотря на эти усовершенствования, стандарт DVB-T не свободен от ограничений, что в июне 2006 года заставило консорциум Digital Video Broadcasting (DVB) заняться разработкой его второй версии, DVB-T2. Предварительный вариант был одобрен руководством DVB ровно через два года, а в сентябре 2009 года Европейским институтом стандартов в области телекоммуникаций (ETSI) DVB-T2 был принят в качестве официального стандарта. DVB-T2 обеспечивает повышение эффективности использования частотного ресурса на 30-50% по сравнению с DVB-T.

Прототипы телеприемников, поддерживающих DVB-T2, впервые были продемонстрированы посетителям международной выставки IBC в Амстердаме в сентябре 2008 года. Впоследствии оборудование для работы в новом стандарте анонсировали (либо начали производить) Albis Technologies, Arqiva, CellMetric, Cisco, DekTec, Digital TV Labs, Enensys, Harris, Humax, NXP Semiconductors, Pace, Panasonic, ProTelevision Technologies, Rohde & Schwarz, Screen Service, SIDSA, Sony, ST Microelectronics, Tandberg, TeamCast и другие фирмы.

Первое успешное тестирование с использованием реального передатчика сигналов в формате DVB-T2 прошло в июне 2008 года, его провело исследовательское подразделение BBC. В декабре 2009 года по решению Ofcom на технологию DVB-T2 в Великобритании был переведен первый цифровой мультиплекс. С соответствующим ходатайством к регулятору обратилось руководство телевизионных компаний BBC, ITV, Channel4 и Five. Управление проектом взяла на себя сервисная фирма Freeview HD, получившая право транслировать в упомянутом мультиплексе до пяти телеканалов высокой четкости. Ожидается, что через два года сервис Freeview HD будет доступен для 98,5% населения Туманного Альбиона (сейчас — около 77%).

Трехмерный 2010 год

Один из первых 3D телевизоров, не требующих специальных очков, — Toshiba 20GL1 (Фото: Toshiba)Успехи трехмерных технологий в киноиндустрии не могли оставить равнодушными представителей ТВ-отрасли. Без преувеличения можно сказать, что текущий год войдет в историю как год превращения трехмерного телевидения (3D-TV) из мечты в реальность.

На технологическом уровне трехмерное телевидение предполагает наличие средств захвата (производства) стереоскопических пар изображений либо получения изображений с нескольких пространственных точек, их монтажа в видеоряд, передачи и последующего воспроизведения в трехмерном виде для зрителя. К настоящему времени предложено несколько технологий создания и воспроизведения движущегося 3D-изображения. В системах телевизионного 3D-изображения используются либо линзы (пассивные неполяризующие, пассивные поляризующие, активные с затвором), либо автостереоскопические экраны, иногда именуемые Auto 3D и позволяющие обойтись без линз. Именно последний вариант используется для трехмерного телевещания в режиме реального времени.

Такое разнообразие решений является прямым следствием отсутствия в сфере 3D-TV индустриальных стандартов. Их разработка была инициирована в стенах ассоциации SMPTE (Society of Motion Picture and Television Engineers) рядом голливудских киностудий и производителей телевизоров лишь в августе 2008 года. Ожидается, что предварительная версия стандарта, регламентирующего воспроизведение 3D-видео в домашних условиях независимо от канала доставки видеоконтента, увидит свет в начале 2011 года, а окончательный стандарт появится еще позже.

Не дожидаясь завершения этого процесса, ведущие производители уже начали выпуск телеприемников, поддерживающих трехмерное телевещание. Планы выпуска таких телевизоров в январе 2010 года обнародовали Samsung, LG, Toshiba, Sony и Panasonic. Первой обещание сдержала Samsung, показав в феврале модель UN55C7000 с 55-дюймовым экраном. Позднее был выпущен телевизор с диагональю поменьше – UN46C7000. Panasonic для просмотра трехмерных телепрограмм сегодня предлагает устройство Viera TC-P50VT200. В августе 2010 года Toshiba сообщила, что уже в этом году выпустит автостереоскопический телевизор, не требующий для просмотра специальных очков. У Philips аналогичный телевизор появится в 2011 году. Подобная модель TD-42F китайской компании TCL уже продается в Китае. Наконец, самый большой 3D-телевизор анонсировала Panasonic: ТВ-приемник с экраном диагональю 152 дюйма до конца года достанется покупателям, готовым выложить за него... 576 тыс. долл.

Может показаться, что в стремлении разогреть потребительский спрос производители 3D-телевизоров бегут впереди паровоза. В действительности телевизионное 3D-вещание уже не является исключительно плодом воображения фантастов. Первый в мире 3D-телеканал национального масштаба SKY 3D был запущен 1 января текущего года южнокорейским оператором спутникового телевидения Digital Satellite Broadcasting. Американский оператор DirecTV в этом году запустил свою версию 3D-телеканала вместе с Panasonic. На выставке Consumer Electronics 2010 совместное предприятие IMAX, Sony и Discovery анонсировало планы создания в США круглосуточного эфирного 3D-канала в конце текущего – начале следующего года. В Австралии первое 3D-вещание в формате высокого разрешения 24 мая этого года осуществил канал Fox Sports, вслед за которым инициативу подхватили Nine Network и Special Broadcasting Service.

В Европе эфирное 3D-телевещание в ограниченных масштабах было запущено фирмой British Sky Broadcasting 3 апреля этого года. За пару месяцев до этого на выставке CSTB 2010 оператор спутникового телевидения Platform HD из Санкт-Петербурга совместно с технологическими партнерами General Satellite и Samsung анонсировал проект 3D-телевещания на европейскую территорию России.

Справедливости ради нужно отметить, что пионером на 3D-марше, судя по всему, оказалась все-таки Япония: передачи в трехмерном формате на кабельном канале BS 11 транслируются в среднем четыре раза в день начиная с 2008 года.

Последние технологические веяния в области «телевещания вроде DVB-T2 или 3D-TV» большинству российских телезрителей еще долго будут знакомы лишь по публикациям в СМИ. Но лиха беда начало: нам бы к 2015 году на «цифру» перейти, а там дело пойдет. Неизвестно только, какой облик к тому времени успеет принять телевидение в остальном мире...