Они позволяют совершенно по-новому размещать ИТ-ресурсы. К примеру, модель частного сетевого облака предоставляет предприятиям более высокую гибкость, управляемость и безопасность вычислительной среды.

В аналитической компании Gartner ожидают, что облачная индустрия будет стремительно развиваться как минимум до 2014 года, когда уровень дохода в этом сегменте составит 148,8 млрд долл. По оценкам аналитиков, в ближайшие пять лет организации инвестируют около 112 млрд долл. в различные облачные сервисы: SaaS (Software as a Service), PaaS (Platform as a Service) и IaaS (Infrastructure as a Service). По итогам 2010 года доходы мирового рынка облачных вычислений могут превысить показатель прошлого года на 16,6% и достигнуть 68,3 млрд долл.

Пока наибольшие доходы провайдеры облачных услуг получают в странах Северной Америки и Западной Европы. По прогнозам Gartner, в ближайшие пять лет эти страны сохранят за собой лидирующие позиции, но в других регионах спрос ощутимо вырастет. Облачные сервисы в первую очередь будут применяться в финансовой сфере и промышленном производстве. Значительную часть рынка займут также решения для коммуникационных и ИТ-компаний.

Список претендентов

Любая ли компания может войти в этот сегмент ИТ-рынка, становящийся столь популярным? Предоставление облачных услуг — процесс, который можно разделить на следующие этапы: разработка, хранение, доставка услуг, их продажа. Потенциальные игроки этого рынка — системные интеграторы, аутсорсинговые компании, специализирующиеся на поддержке проектов виртуализации, и хостинг-провайдеры. Эти компании обладают основными необходимыми ресурсами — прежде всего, центрами обработки данных. Еще одна категория компаний также имеет все шансы для успешного выхода на этот рынок — операторы связи. Крупные телекоммуникационные компании способны контролировать весь процесс предоставления облачных сервисов — от разработки до внедрения. Это объясняется наличием у операторов современных центров обработки данных, каналов связи, механизмов продвижения и биллинга, а также обширной клиентской базы. Дополнительные возможности для операторов открываются за счет предоставления инновационных сервисов, соответствующих современным бизнес-потребностям заказчика, таким образом увеличивается общая доля оператора в телеком-бюджете корпоративного заказчика и улучшаются позиции на рынке.

Барт Сталенс, директор по стратегическому маркетингу Orange Business Services в России и СНГ, уверен: «Телекоммуникационные компании сегодня имеют все шансы для предоставления надежных и гибких облачных услуг, поскольку собственная сеть оператора, по сути, уже представляет собой облако. При этом подача сервисов на базе собственной сети позволяет оператору предлагать сквозные SLA, гарантируя надежность, качество и производительность, что является необходимым условием для корпоративных заказчиков. Не последнюю роль играет и насущная потребность компаний в надежных посредниках для доступа к частным, публичным и гибридным облакам — такими посредниками и становятся интегрированные операторы связи».

Главные потребители услуг виртуализации инфраструктуры и ПО — предприятия малого и среднего бизнеса. А они уже являются клиентами операторов и привыкли к тому, что телекоммуникационные компании постоянно развивают свои услуги; клиенты готовы также и к добавлению новых сервисов. Немаловажным фактором является и уровень доверия к компании, которая берет на себя документооборот предприятия. Опасения за сохранность информации остаются сильным сдерживающим фактором развития облачных услуг. В этом ракурсе оператор, с которым компания связана давними рабочими отношениями, представляется вполне надежным. Если сравнить операторов с другими претендентами, то можно отметить, что интеграторы имеют клиентскую базу на корпоративном рынке, а хостеры — на массовом. Крупные же операторы могут работать в обоих этих сегментах. Поскольку в перспективе сервисов на рынке будет много, ключ к успеху операторов — организация правильного способа доставки облачных сервисов. Другими словами, им нужно научиться продавать подобные услуги с минимальными издержками и осуществлять их биллинг.

Как считает Сталенс, чтобы иметь возможность предоставлять гибкие и надежные облачные сервисы, операторам необходимо вкладывать средства в оборудование и развитие собственных высокотехнологичных центров обработки данных, в лицензии приложений, а также в квалифицированный персонал.

Облака по-русски

Российский рынок облачных вычислений стоит на пороге развития. Начали появляться первые удачные случаи внедрения, в том числе в сфере аренды виртуальной инфраструктуры. Крупные организации уже организовали или всерьез продумывают варианты создания частных облаков. Но публичных облаков, подобных организованным Google или Amazon, пока нет. Отсутствие компаний, способных взять на себя все компетенции по предоставлению облачных сервисов, ведет к образованию альянсов на этом рынке. Можно предположить, что и российские операторы пойдут не по пути создания «облачного гиганта», а будут сотрудничать с разработчиками сервисов.

Пока операторы не столько сами развивают данный рынок, сколько реагируют на предложения, созданные разработчиками ПО. Например, продукты, которые уже предлагаются в аренду некоторыми операторами, — это решения Microsoft, имеющей хорошо продуманную программу работы по схеме аренды ПО в рамках лицензионного соглашения Service Provider License Agreement. У других потенциальных поставщиков подобных программ нет или они находятся в стадии разработки.

Оператор Orange Business Services на мировом корпоративном рынке предоставляет заказчикам ряд услуг нового поколения, в частности «управляемые услуги»: вид сервиса, позволяющий существенно оптимизировать расходы на поддержание и обслуживание ИКТ-инфраструктуры. Концепция предусматривает делегирование оператору управления всем процессом оказания услуг связи «под ключ». Orange Business Services занялась предоставлением управляемых сервисов в России более шести лет назад. Следующим шагом оператора станет адаптация глобальных и разработка собственных решений в области SaaS и IaaS для российского рынка. В конце нынешнего года Orange планирует вывести на рынок первую облачную услугу Business Together — решение, позволяющее заказчикам организовывать сервисы для взаимодействия сотрудников по модели SaaS. С точки зрения оптимизации бизнес-процессов преимущество унифицированных коммуникаций в том, что не тратится время на последовательный дозвон или посылку сообщений через все доступные средства связи нужному в данный момент сотруднику. Звонок совершается по единому номеру, и система коммуникаций сама выбирает наилучший способ достижения цели, будет ли это корпоративный номер, мобильный телефон, сообщение SMS или электронные письма. Сотрудники всегда находятся буквально «на расстоянии одного звонка». Все эти сервисы предоставляются через Интернет или VPN-канал, без установки серверов и ПО у заказчика.

Количество игроков, которые хотели бы работать в связке с операторами, постепенно увеличивается. Глава представительства компании VMware Антон Антич поддерживает мнение, что первопроходцами российского рынка облачных сервисов могут стать именно телекоммуникационные компании: «Для операторов это хорошая возможность вырастить бизнес и увеличить ARPU за счет дополнительных востребованных услуг. По большому счету отказ от владения ИТ в SMB-секторе в пользу ИТ по требованию из внешних облаков имеет слишком много преимуществ, чтобы не стать трендом. Компании также могут выбрать гибридную модель, когда ключевая часть ИТ находится внутри компании, а дополнительные мощности, пиковые загрузки, разработка и тестирование получаются из интегрированных внешних облаков. В целом будет происходить смещение от классических производителей оборудования к облачным провайдерам, и этот процесс уже начался с подключением к нему Verizon, Terremark и других крупных мировых операторов и хостеров, объявивших о стратегическом партнерстве с VMware в области создания публичных облаков. Думаю, российские операторы смогут получить все те же преимущества, начав двигаться в этом направлении уже сегодня».

Препятствия на пути

Для успешного выхода на новый рынок российским операторам придется решить вопрос безопасности. Необходимо не только развивать системы защиты передачи данных и инфраструктуры, но и снижать уязвимость ключевых бизнес-приложений. Здесь возможность обрести серьезное конкурентное преимущество может обернуться потерей всех вложений в сети нового поколения. Неопределенной остается пока и ситуация со стандартами в этой области. Авторы успешных проектов в сфере облачных вычислений не спешат делиться технологиями с рынком, что тормозит развитие концепции и делает ее менее прозрачной для потенциальных пользователей. Пока смена поставщика услуг для пользователей облаков связана с существенными затратами времени и средств.

Ovum: на рынке облаков будут главенствовать телекомы

Аналитики рекомендуют ИТ-директорам операторов традиционных услуг связи срочно разрабатывать стратегию в сфере облачных вычислений

Телекоммуникационным компаниям суждено стать крупнейшими игроками в мире облачных вычислений. SaaS во всех отношениях отвечает навыкам, накопленным ИТ-департаментами крупных операторов.

Аналитик Ovum Питер Холл в своем докладе «Стратегии облачных вычислений у глобальных телекоммуникационных компаний» прогнозирует, что количество пользователей облачных сервисов у операторских компаний в ближайшие несколько лет будет быстро расти: «Мы ожидаем, что в предстоящие два-три года интерес к облачным вычислениям будет возрастать довольно быстро, так что для многих телекоммуникационных компаний настало время разрабатывать стратегию и план выхода на этот рынок».

Холл полагает, что такой шаг будет логичным для телекоммуникационных компаний, сейчас использующих свои центры обработки данных для поставки услуг хранения: «Крупнейшие телекомы уже давно предоставляют через свои ЦОД управляемые услуги и сервисы хостинга. Пользуясь накопленным опытом в сфере сетей и безопасности, они начали удовлетворять потребности заказчиков в сервисах облачных вычислений».

Доклад составлен на основе опроса, проведенного среди примерно 150 поставщиков телекоммуникационных услуг со штатом более тысячи служащих. В число респондентов вошли сотрудники таких компаний, как Orange Business Services, AT&T и Verizon Business.

Холл указал, что во всех участвовавших в опросе компаниях проводят четкую границу между облачными вычислениями и профильными обязанностями: «Все игроки, перечисленные в докладе, рассматривают облачные вычисления как один из вариантов использования основных компетенций, а в Orange даже придумали выражение «ИТ-оператор», отражающее роль компании в сфере ИТ-сервисов, по аналогии с ее традиционной ролью в качестве сетевого оператора».

Холл рекомендует ИТ-директорам не паниковать, если у них еще нет стратегии в сфере облачных вычислений: «Телекоммуникационные операторы, еще не разработавшие стратегию облачных вычислений, не должны чувствовать себя опоздавшими на поезд, поскольку весь этот рынок пока находится в эмбриональной стадии и многие конечные пользователи еще опасаются новшества».

Некоторые эксперты предостерегают предприятия от использования публичных облаков до решения проблем, касающихся безопасности применения таких сервисов.

Лайза Бэнкс
CIO Magazine, США