Василий Селюминов: «Дистрибьюторы, которые смогут вовремя сориентироваться и прочувствовать изменения рынка, а также скорректировать собственные бизнес-модели, скорее всего, преуспеют»Аналитики пока не пришли к единому мнению о том, как технологии виртуализации и облачных вычислений повлияют на дистрибьюторский бизнес. Одни склонны считать, что в перспективе корпоративные заказчики значительно уменьшат объемы закупок серверов и ПО для формирования собственной инфраструктуры, и это приведет к деградации бизнеса дистрибьюторов (или даже к его исчезновению). Другие же указывают, что часть корпоративных ИТ-ресурсов в принципе не подлежит виртуализации. Поэтому потребность в закупках компьютерных технологий сохранится в значительных объемах, и традиционные услуги дистрибуции – логистика, консалтинг – будут востребованы, как прежде.

«Чистое небо дистрибуции начинают затягивать ‘облака’», — говорит Марина Никитина, заместитель директора по развитию бизнеса компании «ЛАНИТ Дистрибуция». Она обращает внимание на то, что в отчете Gartner по итогам опроса ИТ-директоров, связанного с основными технологическими и бизнес-стратегиями на 2010 год, виртуализация и облачные вычисления заняли первое и второе места среди десяти приоритетных направлений развития компаний. Аналитики Gartner уверены, что в 2010 году экономика оправится от кризиса, и предприятия перейдут от экономии и сокращения расходов к политике взвешенных и рациональных инвестиций в инфраструктуру, в создание и развитие новых продуктов.

«Если говорить о сегментах, в первую очередь подверженных влиянию облаков, то я бы скорее назвала компании из сектора SMB, нежели крупные корпорации или госструктуры. Именно небольшие и средние клиенты смогут наиболее эффективно использовать преимущества модели облачных вычислений. Кстати, приложения, ранее использовавшиеся только крупными компаниями, такие как CRM и системы управления предприятиями, все более востребованы предприятиями среднего бизнеса, не говоря уже об электронной почте и офисных приложениях, также готовых мигрировать в облачную сферу», — отмечает Никитина.

Такого же мнения придерживается и Василий Селюминов, исполнительный директор компании Landata: «Для заказчиков уровня SMB более привлекательно выглядит вариант с использованием публичных облачных сервисов и переносом со временем в них таких систем, как CRM, электронная почта, порталы совместной работы и др. Поэтому спрос на соответствующее оборудование и ПО будет снижаться».

А вот активному переходу к облачной инфраструктуре крупных корпоративных заказчиков пока препятствуют проблемы, связанные с информационной безопасностью и защитой данных, а также обеспечением непрерывности предоставляемых услуг. Эти задачи еще предстоит решить поставщикам облачных сервисов. По этим причинам крупные потребители ИТ, скорее всего, предпочтут гибридную модель, то есть будут пользоваться ИТ-услугами как открытых, так и частных облаков. «Следовательно, говорить о снижении рыночного спроса на инфраструктурные решения и ПО рановато, но думать об изменении конъюнктуры в уже недалеком будущем и готовиться к этому необходимо», — призывает Никитина.

«Скорее произойдет изменение схем лицензирования ПО и переход к максимально унифицированным программно-аппаратным комплексам. В целом же рынок инфраструктурных поставок ожидает уменьшение количества внедрений при увеличении их размера», — добавляет Селюминов.

За рубежом эта тенденция уже заметна не только на примере компаний-первопроходцев, но и в массовом сегменте. Российский рынок пока находится в начале пути, заметную роль эти тенденции начнут играть к концу 2011-го или к 2012 году, — предположил исполнительный директор Landata. Во многом развитие облачных вычислений в нашей стране тормозит неразвитость каналов связи вдали от крупных центров, что особенно критично для компаний федерального масштаба. С другой стороны, особенности ведения бизнеса в России могут заставить крупный бизнес более внимательно изучить предложения зарубежных облачных провайдеров.

Кстати, и сами дистрибьюторы постепенно наращивают свою компетенцию в области виртуализации, рассчитывая, что поставки виртуальных решений компенсируют им возможные потери от снижения закупок инфраструктурных продуктов. Этой стратегии, к примеру, придерживается OCS, дистрибьюторская компания, на днях заключившая свой третий контракт с разработчиком решений для виртуализации – Citrix Systems; OCS уже продвигает решения по виртуализации Microsoft и VMware.

Люк Брюне, вице-президент OCS, напоминает, что развитие информационных технологий всегда открывало для дистрибьюторов новые перспективы взамен возможностям, утраченным в ходе прогресса. Виртуализация и облачные вычисления тоже каким-то образом повлияют на бизнес дистрибьюторов, но не оставят их без куска хлеба.

«Всем найдется место на рынке. По крайней мере, мониторы и клавиатуры останутся на рабочих столах заказчиков, и эту невиртуальную продукцию кто-то должен поставлять», — иронизирует Брюне.

Руслан Чиняков, директор департамента инфраструктурного ПО и систем хранения данных компании OCS, вообще считает преждевременным прогнозирование рыночных тенденций, обусловленных развитием облачных вычислений: «Пока рано говорить о тенденциях и тем более пытаться в деталях предсказать развитие событий. Даже на Западе облачные сервисы не заняли статистически значимой доли рынка и воспринимаются скорее как очередная пиар-компания, нежели как бизнес-реальность».

«Это не значит, что облака обязательно ‘развеются’, но необходимо понять, как они впишутся в реальный рыночный пейзаж. Сегодня остается масса нерешенных вопросов как по бизнес-логике и экономике облачных сервисов, так и по технологической составляющей, не говоря уже о соответствии облаков законодательной базе и ментальности», — продолжает эксперт из OCS.

В этой дистрибьюторской компании допускают, что со временем облачные технологии займут свою рыночную нишу, но, скорее всего, не стратегическую. Аргументы таковы: производители инфраструктурных решений уже убедились в бесперспективности концепции массового перехода к открытым, публичным облакам и все больше рассуждают о создании частных облаков, а, по сути, о центрах обработки данных, основанных на идеях виртуализации и консолидации ресурсов. Такие центры должны обеспечивать ИТ-ресурсам большую надежность, гибкость, энергоэффективность.

«Технологии мэйнфреймов, кстати, обеспечивают такие возможности уже десятки лет, и порядка 70% мировых корпоративных данных обрабатываются — а значит, и хранятся — в ЦОД. Сильно ли это сказалось на бизнесе дистрибьюторов?» — риторически вопрошает Чиняков.

Он считает, что на достижение рыночной зрелости у облаков уйдет порядка пяти лет, и предсказывать развитие событий в сфере дистрибуции на эту перспективу в условиях крайне нестабильной экономики бессмысленно. К тому же потребность в программных продуктах на корпоративном рынке лишь видоизменяется, но не сокращается. А учитывая отсутствие отработанных и зарекомендовавших себя схем поставок лицензий на виртуальные решения, можно утверждать, что без дистрибьюторов сформировать широкий облачный рынок не удастся, делает вывод представитель OCS.

Марина Никитина все же считает, что многим игрокам рынка дистрибуции придется значительно пересмотреть свое позиционирование, изменить или адаптировать модель бизнеса применительно к новым условиям или... уйти в другой бизнес: «Боюсь, альтернативы нет. Мир меняется, и с этим ничего не поделать. Дистрибьюторам, как и другим представителям канала продаж, придется искать новые продукты и услуги, чтобы развивать свой бизнес. Если мы говорим о продукции, то устройства доступа к облакам (ПК, ноутбуки, нетбуки, планшеты и еще что-нибудь новенькое) и все, что с ними связано, станут еще более востребованными».

«Для ИТ-рынка в целом наступление облаков — процесс, безусловно, позитивный. Дистрибьюторы, которые смогут вовремя сориентироваться и прочувствовать изменения рынка, а также скорректировать собственные бизнес-модели, скорее всего, преуспеют» — таков прогноз Василия Селюминова.

Поскольку развитие ИТ-инфраструктуры в нашей стране еще далеко от завершения, то для обеспечения облачными сервисами всех желающих потребуется еще немало времени и усилий, в том числе и усилий дистрибьюторов. В то же время им не стоит поддерживать себя заклинаниями вроде «на наш век хватит». О будущем нужно думать уже сейчас. Кстати, активные сторонники перехода на облачные сервисы, такие как Microsoft, видят в дистрибьюторах посредников, работающих по агентской схеме. Задача такого посредника заключается в пропаганде ИТ-сервисов среди своих партнеров и в обучении партнеров, то есть в работе с каналом сбыта облачных технологий.