Юрий Самойлов: «Переход от простых услуг к расширенному сервису осуществляется одновременно с ростом доверия клиентов к оператору ЦОДа»На недавнем «круглом столе» журнала LAN обсуждался один из самых захватывающих вопросов, связанных с деятельностью отечественных центров обработки данных. Речь шла о развитии услуг, которые дата-центры могли бы предложить клиентам, о перспективах и способах перехода от тривиального размещения серверного оборудования на технологических площадках к предоставлению полноценной информационной системы как единого сервиса.

Российский рынок ЦОДов, который прежде стремительно развивался, ежегодно прирастая практически на 100%, в период кризиса заметно просел. Как сообщил Сергей Орлов, ведущий редактор журнала LAN, к середине лета объем предложений базовых услуг ЦОДов существенно опережал динамику спроса. Уровень пустующих площадей дата-центров достиг 18%, замедлилось строительство новых площадок. Рано или поздно они будут введены в строй, что еще более усугубит ситуацию, так как объемы сдаваемых площадей ЦОДов вырастут в три-четыре раза. В таких условиях владельцы дата-центров возлагают надежды на развитие новых востребованных услуг.

Если перспективность и необходимость новых услуг ЦОДов ни у кого не вызывают сомнений, то вопросы их практической реализации становятся поводами для дискуссий. Одним из основных вариантов развития таких услуг считается аутсорсинг. По мнению Дениса Калинина, генерального директора IBS DataFort, передача на аутсорсинг ИТ-инфраструктуры экономически оправданна во многих случаях. До кризиса многие крупные компании стремились создавать собственные центры данных, рассчитывая с их помощью повысить уровень капитализации и добиться выгодного размещения своих ценных бумаг. Ныне приоритеты изменились, и на первое место выходит эффективность работы, а потому привлекательность аутсорсинга заметно растет. Впрочем, по мнению Сергея Орлова, сокращение ИТ-бюджетов идет по всем статьям, в том числе связанным с аутсорсингом.

Развитию новых услуг мешает их высокая стоимость. По мнению Алексея Карпинского, директора департамента поддержки продаж компании «Астерос», заказчикам порой проще и дешевле пользоваться базовой для ЦОДов услугой размещения оборудования, чем брать вычислительные ресурсы в аренду. Причина кроется в малом сроке амортизации аппаратного и программного обеспечения, закупаемого оператором ЦОДа для предоставления расширенных услуг. В России этот показатель обычно принимается равным одному-двум годам, в то время как за рубежом он составляет пять-семь лет.

Еще одной болевой точкой, по словам генерального директора компании «ДатаЛайн» Юрия Самойлова, является недоверие клиентов. Далеко не всегда крупные компании готовы хранить свои секреты на базе арендованной инфраструктуры. Исправить ситуацию поможет тщательная проработка контрактов в отношении уровня услуг и необходимых гарантий. Как считает Самойлов, важна история взаимоотношений клиента и оператора ЦОДа, поэтому переход от простых услуг к расширенному сервису осуществляется одновременно с ростом доверия.

Особую озабоченность участников «круглого стола» вызывает предоставление расширенных сервисов операторам персональных данных. Несмотря на приближение «часа Х» (вступления в силу ФЗ «О персональных данных»), многие организационные и юридические вопросы остаются неясными для участников рынка, что не способствует их желанию передавать это направление на аутсорсинг.

Сегодня рынок аутсорсинга в России ориентирован на крупные компании, поскольку им легче находить соответствующее финансирование, а операторам организационно проще работать с десятком клиентов, чем с тысячами. Однако все коммерчески привлекательные заказчики давно «разобраны», что также негативно сказывается на перспективах развития рынка аутсорсинга. Стимулировать предоставление новых услуг ЦОДов может сектор SMB. Впрочем, в России его представители пока не проявляют большого интереса к аутсорсингу. Ситуацию позволит изменить переход к виртуализации рабочих станций. По радужным прогнозам Gartner, к 2013 году технология виртуализации ПК будет охватывать более 40% корпоративных рабочих мест (сейчас — менее 1%).

По мнению Дмитрия Мариничева, президента Radius Group, в нынешнем году были окончательно разрешены все технологические вопросы, связанные с виртуализацией серверов и рабочих мест, что должно способствовать переходу к сервисной модели ИТ-инфраструктуры. Первый опыт обслуживания клиентов по данной модели (предоставления в аренду оборудования и программного обеспечения) уже есть. В Radius Group уверены в актуальности этой модели, а потому приступили к строительству ЦОДа с потребляемой мощностью 20 МВт, который будет ориентирован именно на предоставление услуг виртуализации.

Впрочем, развитие сервисов ЦОДов для SMB может оказаться не таким, каким его хотят видеть российские операторы. В отличие от крупных компаний, чью деятельность жестко контролируют фискальные органы (для них даже созданы отдельные налоговые инспекции), малый бизнес менее прозрачен для надзора. Учитывая практику тотального изъятия компьютеров при проведении проверок, небольшие предприятия вполне могут использовать плоды виртуализации по схеме «сервис тут, сервер там».