Его предвкушение вызывает неотвратимое желание порефлексировать о делах минувших дней и подвести черту — что сделано хорошо, что нуждается в доработке, а чего вообще не стоило начинать.

Такие «рефлексии» оказываются вдвойне ценными, если подтверждаются официальными статистическими данными. Но обнародовать финансовые итоги минувшего года у нас принято в январе-марте, а потому сейчас будем довольствоваться качественными оценками и субъективными ощущениями.

Итак, первая половина 2009 года прошла под знаком кризиса. Это слово сопровождало нас постоянно, начиная с телевизионных новостей и заканчивая отраслевыми конференциями и семинарами. Поразительно, как быстро адаптируются наши люди (да простит мне плагиат сатирик Михаил Задорнов) к любым стрессам: они тут же поняли, как из «кризиса» сделать деньги. Из пугала кризис превратился в привлекательный бренд, гарантирующий явку участников на посвященные ему мероприятия. Но потенциал дутого «бренда» скоро заканчивается, и, не дождавшись «второй волны», наши граждане вернулись к прежнему образу жизни, то есть снова стали платить по счетам и следить за расценками на нефть. Разве что отвернулись от кредитов.

Упомянутые процессы в той или иной степени проявились во всех сферах экономики и общественной жизни. Поначалу, например, телекоммуникационной отрасли прочили 40-процентное падение и катастрофическое сокращение персонала. Объемы продаж за уходящий год, разумеется, еще не подсчитаны, но вряд ли они окажутся существенно меньшими, чем в 2008 году. Снижение выручки заметили только в корпоративном секторе, что объясняется тотальной экономией бюджетов предприятий. А в сегменте услуг для физических лиц положительная динамика, скорее всего, сохранится, поскольку в период кризиса частные пользователи стали еще больше времени проводить в Internet и больше общаться по мобильному телефону. Поиск работы, знаете ли, требует усердия и затрат. Те же, кто решили в смутное время передохнуть, тоже исправно приносили операторам свою копеечку — какой же полноценный отдых без цифровых развлечений!

Государственные мужи тоже не сидели сложа руки. В кризисные периоды частный бизнес наиболее уязвим, и госсектор получает хорошую возможность поправить свое положение, где кнутом, а где и пряником заставив коммерсантов подвинуться с насиженных позиций. Событием года в отечественном телекоме можно считать серию сделок между АФК «Система», «Связьинвестом» и внутри столичной АФК, в результате которых начал складываться совсем иной ландшафт рынка, чем тот, к которому мы привыкли за последнее десятилетие. Суть преобразований — в том, что государство возвращается в отрасль как доминирующий игрок. Правда, есть проблема: с помощью одних лишь административных ресурсов и бюджетов нацпроектов трудно слепить по-настоящему конкуренто-
способный бизнес. Пример «АвтоВАЗа» преследует нас как печальный призрак.

И все-таки нужно быть оптимистами! Давайте забудем самое популярное слово уходящего года и найдем на замену что-нибудь посвежее. Например, «модернизация». Звучит многообещающе, тем более что это — любимое слово нашего Президента.

Игорь Елисеев, главный редактор, i_eliseev@osp.ru