Ericsson приобрела активы в области беспроводных сетей WCDMA и LTE, Avaya — подразделение корпоративных решений, Ciena предложила купить бизнес, связанный с Carrier Ehternet и оптическими сетями, дожидается покупателя и подразделение сетей GSM.

Довершает картину судебный иск к обанкротившейся компании ее бывшего гендиректора Майка Зафировски, ушедшего с поста в августе 2009 года. Он хочет отсудить 2,4 млн долл. зарплаты за два года, 3,6 млн премиальных, 200 тыс. долл. премии за III квартал 2009 года, 50 тыс. долл. страхового пособия и 6 млн долл. разовых компенсаций. Зафировски уверен, что премии ему полагаются, хотя именно при нем бизнес Nortel окончательно пошел ко дну.

Оставим в стороне этическую оценку поступка Зафировски, вполне вписывающегося в «англо-саксонскую» модель управления бизнесом. Ее активными противниками являются страны Старого Света, особенно Франция. Так, Николя Саркози категорически не приемлет практику выплат огромных бонусов топ-менеджерам в кризисные времена. За океаном же, да и в нашей не самой процветающей державе к таким вещам относятся терпимее. У нас вообще премия зачастую является не иструментом поощрения сотрудников, а способом ухода от налогов...

Вернемся к конкретной ситуации. После исчезновения Nortel на рынке образуется ниша, которую постараются занять оставшиеся игроки. Наиболее заметная лакуна возникнет на североамериканском рынке, где Nortel играл очень существенную роль на рубеже тысячелетий, в эпоху бума «дот-комов». Можно предположить, что в США и Канаду устремятся китайские производители, которые захотят усилить свое влияние на местном рынке. Понятно также, что американское правительство предпочтет видеть в роли контакторов по ключевым проектам представителей американского же бизнеса. В этом случае выбор будет невелик — Cisco Systems или Alcatel-Lucent, хотя каждая из этих компаний лишь с натяжкой соответствует статусу «американского телекоммуникационного производителя»: первая все больше фокусируется на корпоративных решениях, а вторая является наполовину французской.

Таким образом, потеря Nortel может оказаться невосполнимой для заокеанской телеком-индустрии. Но обязательно ли государство должно присутствовать во всех отраслях экономики? Опыт Германии показывает, что нет. Концерн Siemens сознательно перестал быть поставщиком ИКТ-решений, не потеряв своего стратегического значения для страны. Быть может, и США с Канадой проживут без Nortel, развивая сотрудничество с европейскими и азиатскими производителями? На то и глобализация!

Игорь Елисеев - главный редактор, i_eliseev@osp.ru