Студии TelePresence одинаково хорошо подходят как для деловых совещаний, так и проведения пресс-брифингов Производители продвигались в сторону унифицированных коммуникаций по причудливым траекториям, и нельзя сказать, что сейчас их «поиск себя» в новой парадигме корпоративных коммуникаций окончательно завершен.

Понятно, что структурные изменения осуществляются далеко не только ради «пиара». Насыщение одних сегментов ИТ-рынка вынуждает производителей ориентироваться на другие, которые сулят темпы прироста доходов, заметно превышающие «среднюю температуру по больнице». К тому же перспективный рынок должен быть не только динамичным, но и емким.

В 2006 году Cisco сформулировала свой «золотой» принцип развития так: «Нам интересны лишь те направления, которые будут обеспечивать не меньше 1 млрд долл. годового дохода». Именно в такую сумму Cisco оценивала прогнозируемые продажи решений TelePresence, положивших начало новому сегменту рынка корпоративных коммуникаций реального времени. Как оказалось, прогноз был весьма консервативным: сейчас руководители корпорации заявляют, что системы телеприсутствия способны принести в ее копилку до 3 млрд долл. годовой выручки.

Но в Cisco взяли за правило не останавливаться на достигнутом. Акцент маркетинговой активности корпорации сегодня переносится с технологий телеприсутствия на системы поддержки коллективной работы и приложения Web 2.0. Перспективам развития технологий collaboration и Web 2.0, их влиянию на бизнес был посвящен пресс-брифинг главного исполнительного директора Cisco Systems Джона Чемберса для российских журналистов, состоявшийся в формате видеомоста между студиями TelePresence в Москве и Сан-Франциско.

Чемберс начал с повторения известного постулата Cisco о том, что Сеть со временем превратится в универсальную платформу предоставления услуг, ведения бизнеса и цифровых развлечений. Возникнут новые бизнес-модели и отношения, о которых мы с вами можем даже не догадываться. В более осязаемой перспективе (2-4 года) нас ждет переход к массовому использованию корпоративных «социальных» сетей, в которые будут вовлекаться не только сотрудники компании, но и поставщики, партнеры, заказчики. А на ближайший год-полтора Cisco ставит перед собой задачу добиться безусловного лидерства в таких технологических областях, как унифицированные коммуникации с поддержкой мобильности, collaboration и бизнес-приложения Web 2.0.

На первом этапе развития Глобальной сети (его можно назвать инфраструктурным) наибольший рост производительности труда (5% ежегодно) пришелся на 1997-2003 годы. Затем темпы начали уменьшаться, составив к 2007 году 1-2%. На втором этапе, стартовавшем, по мнению Чемберса, в начале 2008 года, бизнес снова должен выйти на уровень прироста эффективности 5% в год, но уже за счет реализации модели социальной сети.

Разумеется, в рамках новой концепции на предприятиях перестраиваются принципы менеджмента и взаимоотношений с клиентами. Теперь заказчик действительно сможет сам определять функции такого взаимодействия, все характеристики и параметры требуемых ему продуктов и сервисов. Центральным звеном технологической платформы collaboration призваны стать системы телеприсутствия, поддерживающие как аудиовизуальное общение, так и обмен данными в режиме real-time. В контексте преимуществ TelePresence глава Cisco не забыл упомянуть о позитивном влиянии технологии на окружающую среду и о морально-физическом состоянии работников компаний, которые смогут сократить количество командировок и время пребывания вдали от дома.

Что дало внедрение TelePresence самой Cisco? Чемберс сообщил, что в пересчете на каждого сотрудника вдвое увеличилось количество контактов с заказчиками, а одновременно вдвое уменьшилось число вынужденных командировок. Активное использование приложений совместной работы будет измеряться другими параметрами: если в 2006-2007 годах корпорация могла сфокусироваться лишь на двух приоритетных задачах, то в 2009 году их список вырастет до 24, что будет означать непрерывную дифференциацию деятельности и дальнейшее повышение устойчивости бизнеса.

Модель collaboration позволит значительно увеличить среднее число участников, задействуемых в отдельных проектах: примерно с 10 до 500-1000 человек. Кроме того, потеряет смысл формирование проектных групп по географическому признаку, поскольку технологии телеприсутствия и совместной работы обеспечат всем коллегам такие же условия взаимодействия, как если бы они находились за соседними столами.

Ярким примером успешной реализации модели collaboration глава Cisco считает недавно завершившийся корпоративный конкурс идей i-Prize, к участию в котором приглашались независимые разработчики и предприниматели со всего мира. Этот конкурс должен был стимулировать создание глобальных групп для проработки перспективных бизнес-идей и технологий, имеющих большой рыночный потенциал. По условиям конкурса лучшие идеи вместе с их авторами будут ассимилированы в научно-исследовательские структуры корпорации с выделением им финансирования до 10 млн долл. на три года.

В финал конкурса i-Prize попали 12 команд, и лучшей из них признан интернациональный коллектив, состоящий из гражданина Германии и двух россиян. Их новаторская идея предусматривает использование IP-технологий Cisco для повышения эффективности энергопотребления в зданиях. Находясь в разных странах, члены этой команды применяли решения Cisco для совместной работы — всестороннего обсуждения идей, разработки бизнес-плана и предоставления его на соискание конкурсной комиссии.

Довольно интересными оказались и статистические данные, касающиеся использования технологий Web 2.0 внутри корпорации. По словам Чемберса, только за последний год количество wiki-страниц, написанных сотрудниками Cisco, выросло в 7 раз. Сейчас к внутренним wiki-ресурсам регулярно обращаются 66 тыс. человек, а еще 15 тыс. «добровольцев» являются постоянными редакторами «википедии» Cisco. Число активных блогов с февраля по август выросло в два раза, а опубликованных на блогах записей – почти в 2,5 раза.

За тот же период семикратный рост активности показали дискуссионные форумы Cisco. Аудитория C-Vision, корпоративного аналога сервиса YouTube, выросла почти до 30 тыс. пользователей. Приблизительно в 15 раз увеличилось общее число документов, работа над которыми ведется в совместном виртуальном пространстве WebEx. Все эти изменения стиля и методов работы в корпорации привели к резкому увеличению нагрузки на сетевую инфраструктуру: с 2007 года емкость глобальных магистральных каналов Cisco выросла почти на 400%.

Конечно, если на статистику американской корпорации начнут ориентироваться и другие международные компании, то вскоре имеющиеся запасы пропускной способности операторских сетей будут исчерпаны. А это, в свою очередь, приведет к необходимости еще более дорогостоящей модернизации глобальной сетевой инфраструктуры, и процесс извлечения прибыли телекоммуникационными производителями перейдет на новый возобновляемый цикл.

Однако такой идеальный сценарий хорошо реализуется лишь в условиях стабильно развивающейся экономики и доступных кредитов, то есть он очень далек от действительности. Помощники Джона Чемберса, составляя его презентацию для видеомоста с Москвой, по всей видимости, не учли глубину разразившегося финансового кризиса. Им предстоит срочно поменять акценты при пропаганде новых технологий, дабы они больше отвечали насущным чаяниям заказчиков.

Впрочем, поводов для беспокойства за судьбу компании у топ-менеджеров Cisco немного. Многие мировые экономисты утверждают, что финансовые потрясения больнее всего ударят по небольшим производителям, в результате чего крупные игроки станут еще крупнее. У Cisco с ее капитализацией 140 млрд долл. (по состоянию на сентябрь 2008 года) накоплен слишком большой запас прочности, чтобы думать о проблемах выживания на рынке.