На этой неделе состоялась традиционная ежегодная выставка и конференция Medsoft 2012, проводимая ассоциацией развития медицинских информационных технологий (АРМИТ). В целом Medsoft в очередной раз доказал, что является местом встречи и общения в первую очередь профессиональной тусовки: разработчиков МИС, специалистов по информации здравоохранения из регионов и представителей академической науки. Постоянно сравнивая Medsoft и осеннюю «Информационные технологии в медицине» (ИТМ), мы видим – что Medsoft лучшее место, чтобы почувствовать настроения рынка и его участников (разработчиков и заказчиков). ИТМ – лучшее место, чтобы почувствовать настроения руководителей региональных и федеральных органов власти, в первую очередь, конечно, Минздрава и региональных МИАЦ. В этом году будет очень интересно сравнить в целом депрессивные настроения участников рынка на Medsoft с тем, что в итоге мы увидим на ИТМ. Будет ли улучшение настроения или мы продолжим катиться в бездну?

Насчет депрессии. Пожалуй, это было самым основным наблюдением и самым ярко выраженным трендом Medsoft 2012. Депрессия эта состоит в том, что на сегодня и участники рынка, и представители регионов – в один голос говорили о том, что текущему многообразию МИСов приходит конец – и с разной степенью пессимизма называли прогнозы по тому, сколько их останется через 2-3 года. Кто-то говорил о 20-30 системах (напомню, официального их сейчас по каталогу АРМИТ 128, реально – 60-70 систем, не считая ЛИС, PACS и другие отдельно стоящие, но сформировавшиеся сектора рынка ИТ для медицины), а кто-то говорил о том, что через пару лет у нас в России останется всего одна система известной государственной корпорации, которая уничтожит как рынок, так и перспективы реальной и эффективной информатизации ЛПУ. Кто-то говорил о не радужных перспективах рынка публично (как например – в совершенно замечательном и деловом докладе Виктора Абрамова из InterSystems), а кто-то – шепотом и в кулуарах.

Причина этой депрессии состоит в том, что по крайней мере в госсекторе, а в особенности – в разрезе реализуемых в рамках «модернизации здравоохранения» проектах создания региональных фрагментов ЕГИСЗ – возможности самостоятельного и безопасного выбора МИС становится катастрофически меньше и меньше. А раз нет возможности выбора – то и нет рынка. Происходит это по той простой причине, что регионы не могут спокойно и честно выбрать себе нужную систему (или системы) – на них оказывается колоссальное давление. Вместо того, чтобы спокойно принять решение и подготовить нужные конкурсные процедуры – идет война с небывалым давлением на региональные ОУЗ в части того, кто должен «выиграть конкурс на создание регионального сегмента», какую МИС они должны будут внедрять, куда уйдет деньги с проекта и т.д. Давление это, конечно, в первую очередь – осуществляется через административный ресурс.

Напишу прямо – что в рамках этой публикации я не могу называть конкретные компании, регионы и лиц, принимающих решения (по вполне всем понятной причине) – но та масса примеров и случаев, которая известна (в том числе – и по личному опыту работы компании на рынке) – сами за себя говорят о том, что сейчас создано действительно «мутное время» и есть люди, которые крайне заинтересованы в этой самой мути – как способе поймать «нужную рыбку в мутной воде». Самое типичное, что мне рассказывали из самых разных регионов (и что мы видим в своей работе тоже) – это как определенные представители определенной силы в лице некой гос.компании просто и откровенно давят, вынуждая отдавать полученные регионом деньги, а затем, уже на свой вкус и цвет, указывать региону – какую систему ЛПУ этого региона будут использовать, какая будет архитектура проекта и т.д. При этом наш опыт говорит о том, что сила эта может обещать золотые горы и самые распрекрасные перспективы, что регион получит не только деньги модернизации, но и последующее федеральное финансирование, что регион конечно вправе выбрать себе МИС и сам и что никто никого не будет «сносить», «кидать» и т.д. и тому подобное. Но как только решение принимается и выводится на официальный уровень – тактика общения с меняется на противоположную. Достаточно одного звонка из Москвы «сильных мира сего», как вам сообщат – что система теперь будет другая, что делать будете то, что вам скажут, что вместо ЛПУ будет внедрение «того что есть», да еще из какого-нибудь «облака».

Получается, по крайней мере на мой субъективный и нерадивый взгляд, все весь этот пресловутый проект информатизации здравоохранения выглядят примерно так:

* В 2010 г. правительством была объявлена благая и долгожданная инициатива – «Модернизация здравоохранения». Совсем мило, что в рамках этой модернизации был сделан акцент на информатизацию - как на обязательный элемент реформы. В тот момент мы сказали «ура – дождались!».
* С января 2011 г., никого не спрашивая – государство увеличило налог. Реальный бизнес «скинулся» и за счет нескольких процентов увеличившегося налогового сбора стал собирать 460 млрд. руб., из которых 24 млрд. (потом цифра постоянно уточнялась и менялась – но в голове у многих засела именно она) – должно было пойти на информатизацию. В этот момент мы сказали «Ну, надо – так надо» - хотя периодически мучил вопрос – почему на модернизацию здравоохранения (что может быть важнее для государства, чем здоровье нации?) нужно было увеличивать налоги, а например на олимпиаду в сочи денег нашли гораздо больше – и без всяких налогов? Ну, видимо – не нашего ума дело.
* В апреле 2011 г. мы узнали о том, как прекрасно и правильно будет делаться эта самая информатизация – из долгожданной «Концепции создания ЕГИСЗ» (которую напомню делали практически 2 года), а также из различных выступлений МЗСР и людей около него расположенных. Звучали воодушевляющие на невиданные подвиги слова о поддержке принятия врачебных решений, о ведении электронной медицинской карты, о записи к врачу через интернет и т.д. Везде и всюду подчеркивалось неизменное сохранение открытой и честной конкуренции, как гаранта эффективного расхода этих денег – и всенепременного выстраивания диалога и сотрудничества с профессиональным сообществом – как гаранта сохранения лучших практик, накопленного опыта и знаний. Тогда мы сказали «Некоторые тезисы концепции спорны, сама она – какая-то вся неконкретная, но в целом – вроде как правильные вещи говорят товарищи – давайте подождем, посмотрим».
* Весь оставшийся год мы наблюдали юмористическо-изуверский спектакль под названием «Министерство разрабатывает методические рекомендации – регионы переделывают региональные проекты информатизации и пытаются их защитить в Москве» в 3-х действиях с антрактом. В результате в самом конце года ответственность за проваленное шоу (с тотальным умалчиванием факта, что «Методические рекомендации» на сайте регулятора так и висят с отметкой «Проект» и официально так и не утверждены) ненавязчиво переползла на регионы.
* Наступил 2012 г. – и о том, как эти 24 млрд. «осваиваются» сейчас на самом деле – наглядно было видно еще на конференции CNews в марте, а затем – еще более ярко - на Medsoft. Никакой конкуренции между МИСами сейчас нет и в помине. Есть борьба за административный ресурс и дележка сфер влияния между определенными компаниями (которые замечу отродясь в сфере информатизации здравоохранения не работали) и отдельными кланами чиновников. Никакого диалога с профсообществом так и не было выстроено – все оказалось пустой болтовней, которая теперь воспринимается чуть ли не как целенаправленное усыпление бдительности. Профсообщество (по крайней мере те, кто устал бояться и стал показать зубы – а таких все больше и больше) постоянно пинает и торпедирует все то, что говориться сверху. А «верх» огрызается. Неудивительно, что вместо последовательного выполнения намеченных планов и выхода на конкретные результаты информатизация превращается в непримиримую конфронтацию.

На Medsoft мы четко убедились, что отсутствие профессиональной, внятной, прозрачной и поддержанной всеми госполитики в сфере информатизации здравоохранения принесло именно те плоды, о которых изначально и говорилось. Вместо того, чтобы выработать общую и полезную всем цель, получить реальный и нужный самым обычным врачам (а значит – их пациентам) результат – было спущено некое указание осваивать деньги по невесть откуда взявшимся требованиям, графикам и отчетам. Надо признать – мы не выполняем сейчас информатизацию здравоохранения – мы бездарно осваиваем деньги.

Вместо того, чтобы разработать открытые стандарты и протоколы информационного обмена (чтобы сохранить конкуренцию и создать условия для дальнейшего совершенствования систем, совместимых между собой для централизации все той же отчетности к примеру) – создаются непонятные куски каких-то федеральных сервисов и уже многие говорят, что «нужным» людям (компаниям имеется в виду) интеграция с этими сервисами будет доступна, а всем остальным – нет. Давайте признаем – с таким отношением время и деньги, потраченные на эти сервисы, в очередной раз будут выкинуты на ветер. А ведь это – реальные деньги реальных налогоплательщиков. А утраченное время – это чьи-то жизни и здоровье!!!!
Вместо того, чтобы регион мог спокойно делать свой проект, заблаговременно выстраивая его архитектуру, создавая инфраструктурную часть и готовя все внутри себя к спокойному и постепенному внедрению МИС – были шарахания различных версий «Методических рекомендаций». Ну и так можно продолжать долго.

Хочу при этом особо отметить – что вполне может быть, что все что сказано выше – все это не так и проект ЕГИСЗ выстраивался правильно, его делали опытные в автоматизации медицины люди и что в нем только благие намерения. Очень может быть – что вся та депрессия, которую передают и обсуждают между собой разработчики и представители регионов – все это от глупости, незнания и неспособности оценить высокий интеллектуальный потенциал проекта. Может быть эти строки - действительно субъективизм автора в чистом виде. Но никакой другой информации, кроме той что мы между собой обсуждаем, у нас нет. А раз так – то мы и имеем реализацию известного высказывания Жванецкого о том, что отсутствие информации компенсируется богатством воображения.

Выводы из всех этих наблюдений просты и понятны. Работать на рынке МИС становится все труднее, рисков – все больше, понимания зачем и кому это надо – все меньше и меньше. Сейчас рынок МИС – это как тонущий среди 9-ти бального шторма корабль. Кто за рулем и насколько капитан с боцманом «в адеквате» – сказать пока сложно. Но течь наблюдается со всех щелей, горизонта пока не видно, а возможности сделать прогноз погоды хотя бы на ближайшее время отсутствует как класс. А посему - нет, нет – да и возникают мысли о том, что некоторые первые грызуны, покинувшие судно – были вполне благоразумны.

Хочу отметить, что с одной стороны – данный процесс, как бы кощунственно это не звучало, вполне естественнен. Любой рынок формируется примерно так:
1. Вначале рождается идея. У нас это – 70-90-е годы прошлого века. Были пионеры и первопроходцы идеи автоматизированного управления лечебно-диагностическим процессом. Были созданы определенные научные школы (Гаспарян, к примеру, и его ученики), были тысячи самых разных АРМов и разработок (от первых перфокарт, затем – Clipper, FoxPro и к системам на Access или Paradox) – каждая в своем ЛПУ, из которых выкристаллизовались такие уникальные явления, как система Тавровского.
2. Затем – формируются первичные профессиональные участники рынка (т.е. на этой идее начинается выстраиваться бизнес), коих может быть сотни и которые характеризуются очень сильным различием во взглядах и принципах работы продуктов. Это период первичного накопления опыта, период формирования идей, представлений о продукте. Это подготовка почвы к росту рынка. Пока рынка нет и все тут может кончиться и ничем, но все же новая земля нашла своих колонизаторов. Для нас это период 1990-2000-х годов. Появились множество самых разных МИС, которые, как правило, делались небольшими компаниями, работающими с ограниченным числом заказчиков и которые никак между собой не были совместимы, а местами и вообще не были похожи (да и не хотели этого добиваться, надо признать).
3. Далее идет этап формирования рынка. Как правило – на нем остается с десяток или чуть больше участников, которые смогли консолидироваться, смогли выработать единые правила и стандарты на продукцию, смогли привлечь серьезные инвестиции в формирование бренда, популяризацию продукта (или услуг) среди потребителей. Мелкие участники или вообще покидают рынок, или будут поглощены более крупными игроками. На этом этапе, кстати говоря, может происходить существенный поворот в представлениях о продукте, т.к. массовый рынок может до неузнаваемости изменить изначальную идею.
4. И наконец – этап зрелости. На этом этапе, как правило, уже почти невозможно войти на рынок новому участнику. Представления потребителей о товаре или услуге, как правило, хорошо сформированы и конкуренция тут идет в виде создания новых фишечек, совершенствовании качества продукции и снижению издержек.

Да, если сейчас посмотреть на рынок МИС – то вроде как мы вплотную выходим на 3-ю стадию – а посему - прогнозы о сокращении числа МИС, об уходе с рынка некоторой части разработчиков – вполне ожидаемы и так и должно быть. Но!!!!! Тут есть одно большое «но». Формирование рынка МИС у нас идет не естественным, а скорее противоестественным путем. Нужно отдавать себе отчет, что на рынок сейчас пытается войти не инвестор или крупный зрелый игрок, который хочет вовремя занять нишу и начать зарабатывать на нем честные деньги. На рынок сейчас ввалились люди, которые просто хотят «отожрать» кусок из 24 млрд. рублей, выделенных на информатизацию. Кончатся эти деньги – и все региональные проекты будут брошены, как бросают пустую шахту после того, как выкачают из нее весь уголь, газ или нефть. Поэтому уход некоторых участников рынка будет не проигрышем конкуренции – а это будет преднамеренным убийством более слабого и беззащитного, но при этом совершенно невиновного его участника. Это, если хотите – будет геноцид. Вот откуда депрессия, вот откуда упаднический настрой на Medsoft.

У нас, как и у большинства, уже прошла иллюзия, что «модернизация» - это спасение и бурный рост рынка МИС. Сейчас уже почти все говорят, что это – убийство рынка и что будь возможность отмотать время вспять – лучше бы ее вообще не было никогда. У меня, например, на Medsoft было 2 серьезных разговора с руководителями 2-х вполне известных региональных компаний, которые попросили посодействовать в продаже их бизнеса. Люди с болью в голосе говорили о том, что они не могут дальше тут выживать и не видят никакой перспективы – и готовы продать свое решение, свою компанию и всю клиентскую базу – и просто спокойно уйти, пока еще не поздно. Другой интересный разговор был с очень осведомленным человеком, который изумлялся тому, что сейчас для выживаемости разработчики МИС носятся не с поиском какого-то крупного заказчика или инвестора, а с вопросом с каким чиновником нужно договориться, чтобы не обанкротиться?!

Вызывает, честно говоря, сильное изумление, когда первые лица государства с высоких трибун говорят о том, что Россия должна диверсифицировать свою экономику, что мы должны переориентироваться с продажи углеводородов на развитие высоких технологий, что в России делается все для развития малого бизнеса и т.д. Этот вопиющий диссонанс между тем, что декларируется и тем, что делают отдельно взятые представители государства, выглядит как откровенное оскорбление и полное безразличие к тому, что действительно происходит в стране. Неудивительны в этом случае всякие «Марши на Болотной», «Голодовки в Астрахани», «Навальные» и т.д. Скорее, удивительным выглядит то, что власти недовольны таким явлением. Мне лично на Medsoft после 3-х дней постоянного общения – так и хотелось бы нашим руководителям, после того, как описать им реальное положение дел, сказать «и на что Вы надеялись»?

Но вернемся к Medsoft. Как я понял, официальная статистика организаторов покажет небольшой рост числа участников, по крайней мере подсчет зарегистрированных посетителей это вроде как демонстрирует. У нас на выставке был как всегда свой стенд, и мы все таки отметили снижение числа его посетителей. Некоторые из разработчиков, с кем мне удалось пообщаться, тоже это сказали. Думаю, это связано с тем, что во-первых, Medsoft – это место встречи между партнерами, потенциальными заказчиками и разработчиками – и некоторая часть посетителей пришли целенаправленно на определенный стенд. Во-вторых, сильная и хорошая программа конференции также вызвала определенный поток людей – которые пришли целенаправленно на нее и по стендам не ходила.

Еще одной важной чертой, которую мы отметили – это рост качества посетителей стенда. В этом году заметно выросло число людей, которые пришли целенаправленно с четко поставленной задачей – посмотреть систему, позадавать вопросы, пообщаться на вполне конкретные и заранее проработанные темы. Более того, впервые за нашу практику за время работы выставки были достигнуты прямые договоренности о запуске новых проектов. Раньше такое бывало только через несколько месяцев после первичного знакомства и общения. Это конечно позитивные изменения: пусть число посетителей стенда и снижается, но зато растет их качество и готовность к принятию решений.

Также еще одним трендом является то, что разработчики МИС стали более активно между собой общаться. Мне показалось, что идея консолидации, альянса и объединения усилий отдельно взятых компаний против возникшей внешней угрозы уже является не чем-то теоретическим, а вполне практическим, созревшим в головах явлением. Думаю, такой альянс должен и будет создан, по крайней мере слова о таких намерениях высказали несколько наиболее активных разработчиков, и есть надежда, что это будут не только слова.

В целом мы, как компания-участник рынка МИС, остались вполне довольны своей работой на Medsoft. И несмотря на определенный пессимизм, граничащий местами с паническим настроем вокруг, мы благодарны организаторам за это мероприятие, настроены с еще большей силой работать как над своим продуктом, так и с профессиональным сообществом. А это и есть главная цель таких мероприятий, как профильные выставки и конференции.