Системы дистанционного мониторинга состояния здоровья — одно из самых перспективных направлений электронного здравоохранения. Компактные и недорогие медицинские приборы входят в наш быт, становясь компонентами домашней сети. Их показатели передаются на смартфоны и компьютеры пользователей и врачей, в «облачные» электронные медицинские карты. Первые шаги в этом направлении предпринимаются и в России.

Сергей Купцов, гендиректор Ринтех, замдиректора АйТи
Сергей Купцов: «Думаю, в России на этот сервис будут подписаны миллионы клиентов».

Год назад компания «Ринтех», входящая в группу «АйТи», инвестировала в проект «Кнопка Жизни» по созданию системы экстренного вызова помощи для пожилых и людей с ограниченными возможностями. А в 2013 году «АйТи» совместно с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» приступила к реализации еще одного телемедицинского проекта — по предоставлению услуг удаленного мониторинга жизненных показателей человека, прогнозирования риска их ухудшения и оперативного реагирования в экстренных ситуациях. В ходе его выполнения планируется разработать программное обеспечение, а также технологию сбора и обработки данных о здоровье. Первым медицинским учреждением, врачи и пациенты которого опробуют созданное решение, станет Федеральный Центр сердца, крови и эндокринологии им. В. А. Алмазова. О деталях этого проекта Computerworld Россия/MedIT рассказал Сергей Купцов, заместитель генерального директора «АйТи».

- Как возникла идея этого проекта?

Идея бродила долго, мы подходили к теме телемедицины время от времени, но в ней не решено два ключевых вопроса — кто будет платить и как будет зарабатывать врач.

- И кто в вашей модели является плательщиком?

Это непростой вопрос, вариантов немного: это может быть расширение ДМС или ОМС. Оплата может взиматься с пациента и по принципу подписки на сервисы, но брать с пациента деньги возможно только за понятную и ясно предоставленную услугу — за расшифровку томограммы или ЭКГ, например. Есть варианты с ОМС — центральная районная больница услугу удаленного мониторинга в фельдшерско-акушерском пункте может признать как прием пациента, оплачиваемый по ОМС. В этом случае принцип финансирования не меняется, однако этот вопрос мы пока отложили, сначала надо описать процедуру от начала до конца.

Страховым компаниям это выгодно, так как количество дней пребывания пациента в стационаре может быть сокращено за счет мониторинга показателей на дому. Медики готовы работать с удаленно собираемыми данными. Сегодня многие врачи ездят на выставки, изучают технологии удаленного мониторинга, но еще не понимают, как включить их в свою повседневную деятельность.

- Какой продукт вы будете разрабатывать?

Необходимо разделить уровни: съём данных, их передача и агрегация. Мы хотим сделать агрегатор данных, которые появляются с различных мобильных устройств, и структуру их предоставления, собрать имеющиеся приборы, систематизировать и описать их интерфейсы и логику передачи данных по разным каналам: можно собрать данные приборов через домашний хаб нашей разработки, можно включить прибор через мобильное приложение, возможно передать данные напрямую в систему через Интернет по Ethernet или Wi-Fi.

Структура нашего решения будет дополнять существующие медицинские информационные системы, в ней будут прописаны профили ведения пациентов, организован личный кабинет врача и пациента, система сбора и предоставления данных и документов, CRM-система, SMS-напоминания, нормативно-справочная система. Внешняя сторона, работа с пользователями — это сервисы для пациентов и врачей.

Разумеется, внешние сервисы будут облачными и доступными через мобильные приложения. Данные, собранные пациентом по регламенту, передаются в личный кабинет врача, который также получит возможность передать их для консультации со смежным специалистом. Для общения внутри системы будет применяться видеосвязь типа Microsoft Lync или Skype.

- В чем состоит интерес врача при использовании сервиса?

С помощью системы врач может давать консультации удаленно, затрачивая меньше времени на общение, чем при очном приеме. Также врач привязывает к себе пациента, обеспечивая контроль за ситуацией и гарантированный возврат пациента в данное медучреждение.

- Определен ли список оконечных устройств?

Мы хотим набрать приборы всех основных категорий, выдающие машинные показатели: весы, электрокардиограф, тонометр, глюкометр, термометр, чтобы заложить логику M2M. Современные медприборы готовы поддерживать Bluеtooth 4.0, который не требует авторизации и очень энергоэкономичен — заряда батареи хватает на несколько месяцев.

- На какую категорию пользователей вы ориентируетесь?

Наши клиенты — это хронические больные и клиенты фитнес-клубов, следящие за фигурой и соблюдающие диету. Мы ориентируемся на ведомственный сегмент и будем предлагать крупным клиникам внутренний корпоративный сервис. Проще продать один раз систему, чтобы врачи рекомендовали сервис своим пациентам.

- По какой модели медицинские устройства будут предоставляться пользователям?

Мне больше всего нравится модель лизинга.

- Какова общая сумма инвестиций в этот проект?

«АйТи» и НИУ ВШЭ выиграли конкурс Минобрнауки. В феврале 2013 года заключен договор с Минобрнауки, по которому субсидия государства составляет 120 млн руб. и софинансирование «АйТи» — еще 120 млн руб.

Одна команда будет строить внутренний проект и отдельная команда займется сервисами: их будут сразу тестировать «с колес», бросая, если не пошло. Например, cейчас сделали сервис контроля веса с интернет-магазином электронных весов; посмотрим, как это будет развиваться.

- Проект многосторонний, как распределены в нем роли?

Совместно с ВШЭ мы проводим научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы по созданию комплексной системы, разработанные решения опробуем в ФЦСКЭ им. В.А. Алмазова, где будет частное облако и все рабочие места — удаленные. В ВШЭ уже создан Научный центр информационных систем мониторинга здоровья человека, который ведет научно-исследовательскую работу по теме проекта. Результаты этой работы будут переданы группе программистов для создания ядра системы и интерфейсов пользователей. В ФЦСКЭ им. В. А. Алмазова планируют сразу выделить пять человек на расшифровку ЭКГ, а на будущее задумываются об аутсорсинге. В проекте также участвует лаборатория Европейского исследовательского центра в области информационных систем Университета Мюнстера, где занимаются вопросами методологии.

- Как вписывается в новый проект «Кнопка Жизни»?

Мы хотим, чтобы «Кнопка Жизни» расширяла свою деятельность за счет этих сервисов, например по управлению графиком приема лекарств.

- Намечается ли развитие партнерства с другими компаниями?

Мы ведем переговоры с «Mед@рхивом», нам нравится этот проект, но это публичный сервис с фокусом на хранение данных, а у нас ведомственный — с фокусом на агрегацию и передачу данных врачу. Пока непонятно, чем мы можем быть полезны друг другу.

Мы начнем поиск новых партнеров в конце года.

- Насколько высок потенциал отечественного рынка услуг удаленного мониторинга?

Думаю, в России на этот сервис будут подписаны миллионы клиентов. Надо идти от простых сервисов, систематизировать обычные данные, врач и по ним может сделать выводы.

- Конкурентные проекты вам известны?

Конкуренты работают либо над приборами, либо над отдельными сервисами. При одном из региональных кардиоцентров есть подобный центр, где несколько выделенных специалистов заняты расшифровкой ЭКГ.

- Планируете ли вы увязать ваш проект с ЕГИСЗ?

С интегрированной ЭМК было бы интересно стыковаться, но в понимании Минздрава ИЭМК — это сбор статистических данных для анализа. Когда федеральные сервисы заработают в штатном режиме, возможно, мы ими воспользуемся для сверки данных.

- Какие цели вы ставите на первом этапе?

Первые результаты должны появиться к концу года — это портал с личными кабинетами и данными для сбора. Потом будем развивать и коммерциализировать отдельные сервисы. Например, покупатели весов получат приложение для мониторинга веса. Далее планируем заняться удаленным мониторингом в кардиологии и эндокринологии.

После завершения проекта еще в течение пяти лет мы обязаны отчитываться о том, как продукт продается.

- Чего не хватает сегодня для быстрого успеха такого проекта?

Не хватает понимания, как легально заплатить врачу. Если удастся сделать это через тарифы на услуги внутри медучреждений, сервис будет работать, так как он облегчает труд врача и приносит деньги.

- Что для вас будет знаком, что проект состоялся?

Если через три года мы получим 50 тыс. абонентов с первых внедрений в медучреждениях. Первые «потянут» за собой остальных.