Medsoft-2013

Форум Medsoft 2013, проведенный Ассоциацией развития медицинских информационных технологий вот уже девятый раз, можно оценивать по-разному. Можно отметить продолжающееся снижение количества участников выставки по сравнению с пиком интереса к информатизации здравоохранения три года назад, отсутствие таких сильнейших игроков рынка, как «Ростелеком», «Постмодерн Текнолоджи», «Сван». Но в то же время многие участвовавшие в форуме компании-разработчики и размеры их стендов выросли, а общий настрой по сравнению с прошлым годом стал более позитивным. Впервые на Medsoft прошел конкурс на лучшую медицинскую информационную систему, победителем которого признана петрозаводская компания К-МИС, а серебряными призерами стали московская «Медотрейд» и санкт-петербургская «СП.АРМ».

Впервые в работе форума участвовали официальные лица, отвечающие за информатизацию здравоохранения страны, — декларации об открытости и выстраивании отношений Минздрава с профессиональным сообществом становятся реальностью.

Главным событием Medsoft стало открытое cовместное заседание комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества и недавно созданного экспертного совета Минздрава РФ по вопросам использования ИКТ в системе здравоохранения. Это мероприятие впервые прошло в расширенном составе, собрав на площадке разработчиков медицинских ИТ более 300 участников.

Внушает оптимизм и то, что выступавшие на конференции настойчиво поднимали вопрос об эффективности использования ИТ в отрасли.

О результате замолвите слово

Объем финансирования информатизации отрасли на 2013-й и последующие годы пока не определен. В настоящее время Минздрав РФ собирает региональные проекты программ развития здравоохранения до 2020 года, на основе которых будет рассчитываться в том числе и бюджет на ИТ.

Сегодня создана база для дальнейшего развития, сказал Роман Сафронов, замдиректора департамента ИТ и связи Минздрава РФ, теперь предстоит довести долю автоматизированных медучреждений до 100% и обеспечить поддержку разработанных систем. В дотационных регионах это можно будет сделать за счет программ развития, которые идут на смену программам модернизации. Приоритетами на ближайшие годы также станут повышение эффективности использования телемедицины, которая пока слабо связана с клиническими процессами и потому мало востребована медиками, и создание АРМов, специализированных с учетом профиля конкретного врача.

Кроме того, разработанные федеральные информационные системы необходимо привести в соответствие со стандартами и порядками оказания медицинской помощи, которых выпущено уже около тысячи. Между тем в опубликованных стандартах нет требований к результату лечения, заметил Андрей Столбов, замначальника Управления информатизации и связи со СМИ РАМН.

Валерий Пулит, ведущий системный аналитик компании СП.АРМ, указал на разрыв между задачами, решаемыми на уровне ЛПУ, и индикаторами, используемыми органами управления при принятии решений, в том числе заложенными в госпрограмму развития здравоохранения. Методик обоснования рациональности расходования бюджетных средств не существует, выбор изменений в работе ЛПУ, способных оказать наибольшее позитивное влияние на результативность лечения, нельзя подкрепить расчетами. Пулит убежден, что на основе подходов управленческого учета, на которых строится логика большинства отечественных МИС, невозможно выявить причинно-следственные связи между решениями, действиями и их результатом в конкретном лечебном процессе и в деятельности ЛПУ в целом. Он предложил ввести в практику понятие базовой эффективности лечения на основе оценки изменения состояния пациента в начале и в конце лечения и проверить новые стандарты на соответствие ему. Для этого необходимы МИС, функционирующие в логике «информационной поддержки лечебного процесса», где есть безусловные связи между назначениями, их выполнением и результатами — изменениями в состоянии пациента.

Сменить ориентацию

Михаил Эльянов, президент АРМИТ
Михаил Эльянов: «Необходимо переориентировать информатизацию на решение клинических задач и восстановить рынок МИС»

Сегодня от 30 млрд руб., вложенных в информатизацию здравоохранения, врачи и пациенты получили не слишком много, заметил Руслан Гаттаров, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике. «На данный момент система (ЕГИСЗ) не работает в том виде, в котором она задумывалась, готовность регионов очень разная», — отметил он.

Президент АРМИТ Михаил Эльянов тоже считает, что реальные результаты несоизмеримы с затраченными финансовыми и физическими усилиями, а одним из главных тормозов региональной информатизации он назвал безобразный менеджмент на высшем уровне. Глава АРМИТ обозначил две задачи, которые необходимо решить в ближайшее время: переориентация информатизации на решение клинических задач и восстановление рынка МИС, который в регионах если не уничтожен, то сильно ослаблен. «Интересы чиновников второстепенны, но при внедрении нормальных МИС и управленцы не останутся внакладе — они будут получать первичную информацию», — подчеркнул он.

Ориентация на сбор статистики и учетные задачи преимущественно в интересах Минздрава РФ снижает интерес к реализации проектов: нет никакого смысла добиваться результатов, если эти результаты ничего не дают практическому здравоохранению, добавил Александр Гусев, замдиректора по развитию К-МИС.

Юрий Нечепоренко, заместитель председателя ФФОМС, призвал активнее вводить в эксплуатацию федеральные системы, которые во многих регионах сегодня «мертвые». Но есть ли для этого мотивация у лечебных учреждений?

По результатам совещания на Medsoft намечено сформировать план действий, включающий доработку концепции ЕГИСЗ и программ информатизации, а также мероприятия по антимонопольной политике.

Рынок хочет правил

Экспертный совет сформировал шесть рабочих групп, которые должны стать площадками, где профсообщество договаривается о «правилах игры». Добровольцы будут на общественных началах трудиться над методологиями информационной безопасности, повышения эффективности использования телемедицинских технологий и информационных систем в медицинских организациях, над унификацией нормативно-справочной информации и структуры электронных документов, а также над вопросами организации электронного документооборота и ведения электронной медкарты. «Постановщиками задач для информатизации должны быть врачи-кибернетики, а не организаторы здравоохранения», — считает Татьяна Зарубина, главный внештатный специалист Минздрава по внедрению ИТ.

Пока что фундаментальные проблемы, связанные с нормативной базой, форматами и регламентами информационного взаимодействия, решаются не на федеральном уровне, а самими разработчиками и в каждом регионе по-cвоему, констатировал Владимир Варфоломеев, управляющий партнер «СофТраст». Только потому, что «СофТраст» участвовала в пилотных проектах и готовилась завоевать восемь–десять регионов, в трех из них она все-таки смогла преодолеть эти проблемы и теперь создает региональные фрагменты ЕГИСЗ в Белгородской, Омской и Рязанской областях. По словам Варфоломеева, методические рекомендации Минздрава и федеральный сервис нормативно-справочной информации в реализации этих проектов, охватывающих в общей сложности 260 медучреждений, не помогли. Например, реестр лекарственных средств в НСИ непригоден для использования в МИС в полной мере, отметил он.

Отсутствие детальных и понятных «правил игры» создает почву для фиктивной автоматизации и «продавливания» не применявшихся ранее решений, утверждает Гусев.

Региональный «пирог» поделен

Доля средств, выделенных на информатизацию в регионах, составила примерно 5,4% бюджета на модернизацию здравоохранения, что вполне соответствует мировой практике ИТ-проектов, хотя на стадии внедрения этот показатель обычно выше. Общие расходы на программное обеспечение для региональных МИС оцениваются в 6,3 – 6,5 млрд руб., но целостной системы по-прежнему не просматривается.

Средства, выделенные на «базовую информатизацию», почти освоены. К марту 2013 года 88% регионов выбрали софт и поставщиков услуг по созданию региональных фрагментов ЕГИСЗ: в 30% из них РМИС строит «Ростелеком», в 19% — локальные компании, в 17% — специализированные разработчики медицинских систем, в 12% — системные интеграторы. Такие данные привел Гусев, проанализировавший более 300 конкурсных процедур и свыше 400 госконтрактов, заключенных в 2011-2012 годах.

Теперь рынок МИС ждет расслоение, сокращение числа разработчиков и обострение конкуренции между ними: компании, участвующие в региональных проектах, получили финансовые ресурсы и возможности для развития, а остальные попали в зону повышенных рисков, так как новых массовых закупок МИС в ближайшее время не предвидится. Если на информатизацию будут выделены дополнительные средства, вероятнее всего, их получат компании, уже участвующие в региональных проектах. Труднее всего придется локальным разработчикам, которые создавали свои решения преимущественно для собственного региона, полагает Гусев.

По его словам, склонность к «единственно правильному» поставщику убивает конкуренцию, а вместе с ней и активность по снижению стоимости проектов и повышению их эффективности.

Дорогая моя РМИС

В 31 субъекте федерации в конкурсе на создание регионального сегмента ЕГИСЗ участвовала только одна компания, а в 42 регионах стоимость госконтракта осталась на уровне стартовой цены конкурса. Во многих случаях конкурсные процедуры были организованы так, чтобы минимизировать вероятность выигрыша «ненужной» компанией. Наибольший комфорт при этом был обеспечен местным компаниям и «Ростелекому»: минимальное число участников конкурса и соответственно минимальное снижение цены (лишь на 2% начальной).

В итоге «Ростелеком» получил самые крупные заказы на создание региональных фрагментов ЕГИСЗ: на его 30% проектов приходится 65% средств. Выигрывая контракт на РМИС, «Ростелеком» закупал программное обеспечение и услуги по его внедрению у своих партнеров «Барс Груп» или КИР примерно за 14-20% суммы контракта.

Средняя стоимость контракта на создание регионального фрагмента ЕГИСЗ составила 78,7 млн руб., или 1,24 млн руб. в расчете на одно ЛПУ, 3,7 тыс руб. — на одного медработника и 53 руб. — на одного жителя. Cамая низкая удельная стоимость РМИС наблюдалась в проектах системных интеграторов, у местных компаний и специализированных разработчиков МИС она приблизительно одинакова — 2,5 тыс. руб. в расчете на одного медработника, а в контрактах «Ростелекома» вдвое выше — 5 тыс. руб. на медика.

Молниеносная автоматизация

Поскольку большинство конкурсных процедур было запущено только осенью 2012 года, контракты выполнялись очень быстро — в среднем за четыре месяца. Рекорды по скорости освоения бюджетов на РМИС снова побил «Ростелеком»: в Ростовской области за 1,5 месяца выполнили работ на 362 млн руб., в Ставропольском крае за месяц закрыли контракт на 183 млн. руб., а в Свердловской области за восемь дней потратили 354 млн руб.

На самом деле все мероприятия, заявленные в программах информатизации, никому не удалось выполнить в обозначенный в контракте срок. Даже в регионах, имевших серьезный задел, в промышленную эксплуатацию с полнофункциональной работой врачей МИС войдут только к концу 2013 года.

Между тем правительство намерено подвести итоги проекта ЕГИСЗ уже в июле, хотя к этому моменту вряд ли появится что-то большее, чем формальные отчеты о проделанной работе. «Автоматизация 'кавалерийским наскоком' за полгода нереальна, — подчеркнул Борис Зингерман, заведующий отделением ИТ Гематологического научного центра, — хотя акты за это время подписать можно».