На наши вопросы ответили представители почти 70 компаний, что позволило сформировать общую картину текущего состояния и определить направления развития российского рынка ВКС.

 

Все многообразие применений видеотехнологий в корпоративной среде мы разделили на четыре большие группы. В первую входят приложения и сервисы, обеспечивающие интерактивное взаимодействие удаленных пользователей в режиме реального времени. Проще говоря, это видеосвязь и различные ее производные, включая многоточечное взаимодействие, то есть видео-конференцсвязь (ВКС). При функционировании таких приложений видео по сети одновременно передается в обе стороны, при этом режим реального времени предъявляет жесткие требования по задержке доставки трафика и ее вариации. Для видеосвязи высокой четкости (HD), которая используется все чаще, необходимы каналы с мегабитной пропускной способностью, а для транскодирования видео — мощные вычислительные платформы. Короче говоря, ВКС — это, пожалуй, наиболее требовательное к ресурсам сети и серверного оборудования видеоприложение.

Приложения трех других групп «довольствуются», по крайней мере в базовом варианте, передачей видео в одну сторону. Это видеонаблюдение, корпоративное ТВ и системы Digital Signage. Единого общепринятого перевода последнего термина на русский язык пока не сложилось, чаще всего используют понятие «сеть информационно-рекламных вывесок» (подробнее см. статью автора «Digital Signage — вывески успеха» в декабрьском номере «Журнала сетевых решений/LAN» за 2011 год). Сразу скажем, что среди четырех анализируемых групп приложений именно Digital Signage пользуется пока наименьшей популярностью (см. Диаграмму 1).

Видео-конференц-связь. Чего хотят заказчики?

 

Причина в том, что это еще относительно молодое направление, плохо знакомое «массовому» корпоративному заказчику. Пока решения Digital Signage применяются в основном как замена традиционным вывескам в точках продаж (магазины, отделения банков, страховые компании, рестораны, кинотеатры, парки развлечений), в местах ожидания (больницы и поликлиники, школы и университеты, лобби и места общего пользования офисов) и в транзитных узлах (аэропорты, автовокзалы, железнодорожные станции, улицы и площади городов). Но по мере развития такие решения будут находить более широкое применение в корпоративной среде, о чем говорят и результаты нашего опроса — пусть ненамного, но число компаний, намеренных активно развивать данное направление, превзошло число предприятий, уже использующих эти системы.

Корпоративное ТВ использует примерно десятая часть участников нашего опроса. Относительно небольшой процент объясняется, скорее всего, серьезными расходами, необходимыми для создания контента, — содержание телевизионной службы по карману только очень крупным компаниям. Наиболее популярными областями применения видео, предсказуемо, оказались видеонаблюдение и видеосвязь/ВКС — их применяют 72 и 78% участников опроса соответственно. В рамках данного исследования мы сосредоточились на изучении вопросов, связанных с ВКС, что касается «текущего среза» рынка видеонаблюдения, то его представил Сергей Орлов в статье «Видеонаблюдение: не только безопасность» (декабрьский номер «Журнала сетевых решений/LAN» за 2012 год).

ВКС — ДЛЯ НАЧАЛЬСТВА, SKYPE — ДЛЯ РЯДОВЫХ СОТРУДНИКОВ

Помимо обеспечения удаленного общения сотрудников компаний, видеоконференц-связь применяется для решения массы других задач, в том числе дистанционного образования (проведение видеолекций, семинаров и консультаций) и телемедицины. Одна из самых крупных российских сетей ВКС (терминалы установлены в более чем 1500 точках) развернута в Верховном суде РФ и используется для проведения судебных процессов, допроса свидетелей, общения адвокатов, родственников и т. п. И это лишь несколько примеров использования ВКС.

Видео-конференц-связь получила распространение прежде всего как сервис для бизнес-элиты, и до сих пор в большинстве компаний, где развернуты системы ВКС, соответствующие терминалы установлены только в нескольких конференц-комнатах и кабинетах руководителей и используются в основном топ-менеджерами (см. Диаграмму 2). Тем не менее продвижение в массы идет, и в 21% компаний, приславших нам свои анкеты, корпоративной системой ВКС охвачены «широкие слои» пользователей. Там, где корпоративная система ВКС отсутствует, сотрудники активно используют бесплатные сервисы наподобие Skype (см. Диаграмму 2). Этот сервис — отличный способ «приучить» пользователей к видеосвязи, чтобы предложить им затем более качественный и функциональный вариант, поэтому производители традиционных решений ВКС рассматривают Skype не столько в качестве конкурента, сколько как полезный инструмент для ознакомления с преимуществами этого вида коммуникаций.

Видео-конференц-связь. Чего хотят заказчики?

 

Популярность Skype привела к тому, что большое число специалистов и руководителей ИТ (46%) выражают интерес к интеграции этого сервиса с системой ВКС. Производители идут им навстречу. Скажем, LifeSize уже довольно давно обеспечивает поддержку Skype в своих системах, а Polycom в декабре 2012 года объявила о расширении платформы RealPresence путем выпуска программного пакета CloudAXIS, который позволяет подключать к сеансам ВКС пользователей не только Skype, но и других популярных интернет-приложений, таких как Facebook и Google Talk.

Свой опрос мы проводили по базе участников наших форумов «Бизнесвидео», а также других мероприятий, посвященных теме использования видео в корпоративной среде. Это «продвинутая» в части ВКС аудитория, поэтому неудивительно, что лишь несколько ответивших указали на отсутствие как системы ВКС, так и планов по ее внедрению (при опросе более широкого круга компаний процент был бы намного выше). Примерно каждая десятая компания планирует развернуть систему ВКС в течение ближайшего года (см. Диаграмму 2).

ПРЕГРАДЫ НА ПУТИ ВКС И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Главными препятствиями на пути более масштабного внедрения ВКС для наших респондентов представляются высокая стоимость соответствующих продуктов и неготовность (психология, трудности освоения) пользователей (см. Диаграмму 3). Если говорить о стоимости, то качественная система ВКС — это дорогое удовольствие (см., например, анализ стоимости различных решений в статье «ВКС на восемь офисов: анализ проектов» в ноябрьском номере «Журнала сетевых решений/ LAN» за 2009 год). Причем наиболее дорогостоящей частью системы всегда были серверы MCU и другие инфраструктурные компоненты. Увеличение числа игроков на рынке ВКС, в том числе за счет софтверных компаний, а также производителей из Китая (на этом рынке очень активна Huawei) неизбежно ведет к снижению стоимости решений. Этому способствует и реализация провозглашенного традиционными производителями систем ВКС курса на софтверизацию и виртуализацию своих решений. Например, LifeSize и Polycom уже представили свои программные MCU с функциональностью, которой ранее обладали только аппаратные решения — подробнее см. статью «Продукты года – 2012: бизнес-видео» в январском номере «Журнала сетевых решений/LAN» за 2013 год).

Видео-конференц-связь. Чего хотят заказчики?

 

Что касается преодоления трудностей в освоении систем ВКС, то здесь тоже наметились положительные подвижки. Например, те же Polycom и LifeSize практически одновременно объявили о кардинальном изменении интерфейсов для пользования своими системами, причем многое было позаимствовано у мобильных устройств с сенсорными экранами. Компания Polycom, например, при разработке своего интерфейса вообще привлекла дизайнерское бюро Apple. Короче говоря, производители тоже в курсе этой проблемы и активно занимаются тем, чтобы для работы с системами ВКС не требовалось читать никаких «Руководств пользователя», а интерфейсы были максимально удобными и интуитивно понятными.

Главной технической проблемой предсказуемо названы каналы связи. Почти половина компаний сталкиваются с тем, что их низкая скорость и/или плохое качество серьезно препятствуют функционированию систем ВКС (см. Диаграмму 4). Главная надежда на разрешение данной проблемы, конечно, связана с развитием сетевых инфраструктур крупных операторов связи, в первую очередь «Ростелекома». Со своей стороны, производители систем ВКС всеми силами стараются снизить необходимую для их работы пропускную способность. Например, как утверждают в Polycom, внедрение технологии H.264 High Profile позволяет примерно вдвое уменьшить требуемую для видеосвязи пропускную способность: скажем, для передачи видео HD 1080p30 достаточно 1 Мбит/с, тогда как при использовании кодека H.264 Baseline Profile нужно в два раза больше.

Видео-конференц-связь. Чего хотят заказчики?

 

На втором месте в ряду технических сложностей — проблемы интеграции ВКС с другими корпоративными системами (телефонией, бизнес-приложениями и др.). Видеоконференц-связь долгое время существовала сама по себе, однако сейчас все больше компаний осознают, что ценность этого вида коммуникаций существенно повышается при его включении в общую среду унифицированных (объединенных) коммуникаций или систему поддержки совместной работы. Среди приоритетов в части интеграции — обеспечение взаимодействия с телефонной системой (УАТС) и программными приложениями наподобие Microsoft Lync, а также уже упомянутая возможность подключения клиентов сервисов вроде Skype (см. Диаграмму 5).

Видео-конференц-связь. Чего хотят заказчики?

 

Примерно пятая часть респондентов отметила важность интеграции ВКС с системой видеонаблюдения. Взаимодействие этих систем позволит в ходе видеоконференции посмотреть, например, как происходит процесс отгрузки важного товара или как ведутся восстановительные работы в месте аварии (через установленные в соответствующих местах камеры видеонаблюдения).

Наибольший приоритет в области интеграции с другими системами наши респонденты отдали подключению к сеансам ВКС пользователей с мобильных устройств. В первую очередь заказчиков интересует поддержка платформы iOS, что неудивительно, учитывая любовь больших начальников к изделиям Apple. На втором месте по числу упоминаний — более демократичные Android и Windows. А вот платформу BlackBerry, которую мы также непосредственно указали в вопросе, не выбрал ни один из респондентов.

Ведущие поставщики систем ВКС уже реализовали в своих решениях функции по поддержке основных мобильных платформ. В свою очередь, производители смартфонов и планшетов с каждой новой моделью наращивают производительность своих продуктов, и модели последнего поколения обеспечивают вполне достаточное качество «картинки». Проблема опятьтаки в каналах. При наличии сети WiFi качество видеосвязи вполне приемлемое, но такие сети привязаны к точкам регулярного присутствия пользователей (дом, офис, транспортные узлы и пр.). Лоскутный характер сетей сотовой связи 3G серьезно ограничивает возможности мобильного широкополосного доступа, да и протоколы 3G оптимизированы для скачивания файлов, а не для двунаправленной видеосвязи в реальном времени. Кроме того, за пределами названных точек в большинстве случаев человек находится в движении, что затрудняет общение по видео.

Возвращаясь к анализу технических проблем, отметим, что примерно четверть респондентов пожаловались на недостаточную функциональность продуктов и на фирменные (нестандартные) протоколы, приводящие к несовместимости оборудования разных вендоров. Полагаю, что жалобы на функциональность во многом безосновательны — топовые системы ВКС ведущих производителей могут практически все (ну разве что кроме телепортации), в чем автор неоднократно убеждался в ходе видеосеансов в студиях телеприсутствия. Вопрос, скорее, в готовности платить за «продвинутые» функции. А вот проблемы совместимости действительно имеют место — впрочем, как и во многих других областях. Производитель, особенно если это компания с широким ассортиментом продуктов, старается привязать заказчика к себе, в том числе и фирменными «фишечками», которые всегда базируются на нестандартных протоколах или же на нестандартных расширениях общепринятых протоколов.

«ВСЕ СВОЕ» ИЛИ ОБЛАКА

Как показал наш опрос, большинство заказчиков (почти 50%) используют классическую систему ВКС с аппаратными терминалами и сервером MCU (см. Диаграмму 6). Примечательно, что лишь немного меньше респондентов на вопрос о типе используемой системы ВКС указали «программная».

Видео-конференц-связь. Чего хотят заказчики?

 

Здесь следует заметить, что исторически к аппаратным системам причислялись продукты традиционных игроков рынка ВКС: Polycom, Cisco/ Tandberg, LifeSize, Sony, Radvision, VCON. Молодое поколение из числа софтверных компаний, таких как российские TrueConf и «Видеомост», разрабатывало программные решения. Но сейчас ситуация изменилась. Гранды, которые, надо сказать, с давних пор предлагали и программные клиенты, делают все больший крен в сторону ПО. (Как уже обсуждалось выше, даже серверы MCU они начинают реализовывать в виде программного обеспечения.) В свою очередь, некоторые разработчики ПО со временем поняли, что без «железа» тоже не обойтись. Скажем, TrueConf разработала и успешно продает аппаратный терминал. Поэтому граница между «аппаратными» и «программными» производителями постепенно стирается.

Услугами ВКС пользуются 16% компаний — удивительно высокий показатель, который тоже можно объяснить только тем, что участники наших форумов «Бизнес-видео» находятся на передовой внедрения видеотехнологий. Две трети из них ориентируются на программные клиенты, треть используют терминалы. В первом случае перечень поставщиков услуг довольно широк, тогда как во втором — раз-два, и обчелся: Orange Business Services с услугой Open Videopresence да LifeSize c услугой Connections — больше некого и вспомнить.

Услуги ВКС — это, по сути, и есть облачная модель предоставления сервисов ВКС. При этом «настоящее облако» должно обеспечивать еще свободу выбора терминала и оплату только за используемые ресурсы. Потребление услуг ВКС из облака посчитали для себя оптимальным 16% опрошенных (см. Диаграмму 7). Столько же, сколько уже пользуется услугами ВКС. Это указывает на то, что в области облачных ВКС нам не суждено в ближайшие годы увидеть взрывного роста спроса.

Видео-конференц-связь. Чего хотят заказчики?

 

Главным сдерживающим фактором в распространении облачных сервисов ВКС наши респонденты считают опасения относительно несанкционированного доступа к передаваемой видеоинформации (57%). Примерно одинаковое число заказчиков беспокоят трудности интеграции с другими корпоративными системами, недоверие к поставщикам облачных сервисов, а также отсутствие предложений с приемлемым соотношением цена/ функциональность (см. Диаграмму 8). Среди других препятствий были названы приверженность к исторически сложившейся практике применения ВКС, высокая стоимость каналов связи, потенциальные проблемы с оперативным восстановлением сеансов ВКС, а также наличие специальных требований по защите информации в государственных структурах. А такие структуры — один из главных заказчиков на российском рынке ВКС.

Видео-конференц-связь. Чего хотят заказчики?

 

В основу самой популярной в России модели развертывания систем ВКС, как, впрочем, и большинства других ИКТ-систем, положен принцип «все свое»: все компоненты устанавливаются в компании, контролируются и обслуживаются ее специалистами. Такой вариант признали оптимальным почти 70% опрошенных нами специалистов. Немало компаний (более 18%), сохранив инфраструктурную часть у себя в собственности, намерены передать управление ею внешнему сервиспровайдеру. На это их, по-видимому, подвигают высокие затраты на сопровождение инфраструктуры ВКС, о которых говорят многие заказчики. Некоторые компании предпочитают арендовать оборудование ВКС, включая терминалы, для разовых организаций сеансов видеосвязи (см. Диаграмму 7).

НЕМНОГО О ПРОИЗВОДИТЕЛЯХ

Естественно, в ходе нашего опроса мы постарались выяснить предпочтения заказчиков относительно выбора того или иного производителя. С этой целью респондентам было предложено два взаимосвязанных вопроса: «Продукты каких компаний вы используете?» и «Продукты каких компаний планируете задействовать при построении или дальнейшем развитии системы ВКС?». Однако в отсутствие количественных данных о числе установленных терминалов и/или стоимости решения, мы посчитали некорректным публиковать эти результаты. Тем не менее некоторыми результатами анализа полученной информации все же решили поделиться.

Безусловными лидерами рынка ВКС являются компании Polycom и Cisco (последняя в нашем опросе фигурировала как Cisco/Tandberg, дабы заказчики не забыли о приобретенном ею норвежском производителе). Оборудование какой-либо одной из этих компаний или обеих сразу применяют 83% из числа наших респондентов, уже имеющих систему ВКС. Судя по их планам относительно новых закупок, эти компании продолжат доминировать на рынке. Число заказчиков, которые планируют развертывать системы этих производителей, серьезно не уменьшается — возможно лишь небольшое снижение доли эти двух игроков (на уровне 10%). Связано оно во многом с ужесточением конкуренции на рынке и активными действиями других его участников.

Так, LifeSize может рассчитывать на то, что 12% заказчиков выберут именно ее оборудование (на настоящий момент продукты этого производителя используют 6% респондентов). Эта цифра неплохо соотносится с собственной оценкой этой компании своего положения на рынке (см. опубликованное в этом номере интервью с Александром Бариновым, региональным директором LifeSize в России и других странах СНГ). Среди опрошенных нами компаний появятся и заказчики оборудования Huawei, тогда как ни один из них не указал на то, что уже использует продукцию этой китайской компании. Свои поклонники есть и у ВКСоборудования Sony, однако без активизации своих действий на рынке ей трудно рассчитывать на рост. Интересно будет проследить, что в части продвижения продуктов ВКС даст вхождение компаний Radvision и VCON в состав Avaya и ClearOne соответственно.

Наш опрос выявил довольно прочные позиции двух российских разработчиков — TrueConf и «Видеомост». Их продукты намерены использовать 12 и 5% наших респондентов соответственно.

ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

Спрашивая о планах развития видеосистем на ближайшие годы, мы разделили видеосвязь на три группы — ВКС в «чистом» виде, телефонию с поддержкой видеосвязи (видеотелефоны) и Web-конференции с поддержкой видеосвязи — и получили очень интересные результаты. Из этой «троицы» собственно ВКС оказалась на последнем месте — только 38% указали на приоритетное развитие этого направления (см. Диаграмму 9). Чуть больше голосов (41%) получили видеотелефоны, ну а явным лидером стали Webконференции с поддержкой видеосвязи (57%).

Видео-конференц-связь. Чего хотят заказчики?

 

Следует отметить, что в последние годы системы Web-конференций активно дополнялись функциями видеосвязи, — например в одном из самых известных сервисов Cisco WebEx поддерживается разрешение вплоть до 720p. С другой стороны, в традиционных системах ВКС активно расширяются возможности совместной работы с документами и приложениями, демонстрации презентаций, общения в режиме чата, проведения опросов, голосований и пр. Это ведет к тому, что все больше компаний начинают предлагать универсальные решения для конференций (Web, видео, аудио) и поддержки совместной работы.

А что же другие видеосистемы, например Digital Signage? Одним из основных направлений развития этих систем эксперты называют оснащение их средствами интерактивного взаимодействия. Уже сегодня некоторые дисплеи Digital Signage снабжаются видеокамерами: полученное с их помощью изображение может отображаться непосредственно на том же дисплее, а может привлекаться для организации видеосвязи зрителя с удаленным консультантом. В последнем случае система Digital Signage, по сути, превращается в полноценную систему интерактивной видеосвязи. Иначе говоря, налицо конвергенция Digital Signage и видеосвязи.

Мы становимся свидетелями взаимопроникновения различных видеотехнологий и их взаимообогащения. Это открывает массу дополнительных возможностей перед пользователями соответствующих систем, ну а дальновидным разработчикам дает козыри в конкурентной борьбе.

Александр Барсков — ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: ab@lanmag.ru.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF