Если сегодня PR-менеджеры, не задумываясь, высылают файлы по 10 Мбайт, то сложно себе представить, какой ящик потребуется для видеоматериалов.

Конечно, Мартин де Бир имел в виду не пресс-релизы, а «контент» в целом, но само информационное сообщение написано так, что именно такое понимание вытекает из его буквального прочтения. Как следует из дальнейшего текста, в Интернете грядет эра видеотехнологий. Если вначале было слово, то теперь пришел его конец — End of Word, как гласит заголовок новости. Религиозные и апокалиптические аналогии завели бы нас слишком далеко, поэтому отметим лишь, что закат слова начался давно — с наступлением эпохи телевидения.

С одной стороны, многие родители, не представляющие себе жизни без книг, с трудом пытаются приучить своих детей к чтению. С другой — людей, поглощающих электронные книги, если судить по пассажирам в метро, ничуть не меньше любителей использовать электронные девайсы для просмотров фильмов в пути. Хоть и говорится, что «лучше один раз увидеть», печатное слово эффективнее с точки зрения передачи информации. Во-первых, грамотно составленный текст подает информацию в более концентрированном виде, чем устный рассказ с его отступлениями и заминками. Во-вторых, прочитать что-либо можно намного быстрее, чем прослушать. В-третьих, при чтении не приходится отвлекаться на совершенно ненужную информацию — обстановку помещения, декольте дикторши и т. д.

Вряд ли приходится сомневаться, что объем видеоконтента будет возрастать, только его доминирование едва ли окажется столь радикальным. Вполне возможно, что, как предсказывает Мартин де Бир, к 2013 году 90% интернет-трафика составят видеоматериалы, но они и по размеру многократно больше всех других носителей информации, а значит, один этот факт не говорит о том, что в итоге в Интернете останется только видео. В любом случае сначала человек (sapiens, а не consumptor — ненасытный потребитель, который «хавает» все подряд) прочтет аннотацию видеоматериала, а потом, если заинтересуется, может быть, посмотрит (помните: в начале все же было слово).

Если вице-президент Cisco в своем прогнозе ограничивается расплывчатой формулировкой «через несколько лет», то Илья Федорушкин, его коллега из российского офиса, называет более конкретную цифру — 5–7 лет, правда, применительно к более узкому рынку видеотелефонии (собственно, и глобальное предсказание его начальника сводится в итоге к узкой нише — системам дистанционного присутствия TelePresence). Если исходить из текущего состояния российского рынка видео-конференц-связи и видеотелефонии (см. статью Александра Барскова «Между телефонией и ВКС»), то в настоящее время для такого конкретного предсказания нет весомых предпосылок — распространение видеотелефонов пренебрежимо мало.

Между тем, как констатируется в статье Штефана Мучлера «Объединенные коммуникации становятся дальновидными», технических препятствий для распространения ВКС и ее младшего родственника, видеотелефонии, по сути не осталось. Другой вопрос — насколько весомы преимущества видео-связи, чтобы обеспечить триумфальное распространение этой технологии. Системы TelePresence слишком дороги, а экраны видеотелефонов слишком малы. Да и разглядывать собеседника каждый раз нет необходимости. Вот если будет реализована передача трехмерных голографических изображений...