Так, по данным производителей, их внедрение позволяет добиться прямого сокращения расходов на поездки на 30-50%, не говоря об экономии времени. Современные решения уровня Telepresence позволяют создать реальный эффект присутствия, однако они дороги сами по себе, к тому же их использование требует аренды дорогостоящих каналов. Таким образом, пользователи вынуждены идти на компромисс между качеством видеосвязи и ее стоимостью. Тем не менее, как считают в TANDBERG, многолетнем лидере рынка видеоконференций, применение решений уровня систем высокой четкости оправдано с точки зрения долгосрочных вложений. Своим видением перспектив российского рынка видеосвязи в интервью нашему журналу поделился Стейн Рамсли, глава представительства TANDBERG в России и СНГ. Видеоверсию интервью можно посмотреть на http://tv.osp.ru.

Журнал сетевых решений/LAN: Какие тенденции рынка видеоконференц-связи вы могли бы выделить с точки зрения технологий и решений?

Стейн Рамсли: Российский рынок мало отличается от остального мира. Занимая лидирующие позиции на рынке, наша компания имеет объемный портфель предложений, поэтому я могу констатировать, что спросом пользуются самые разные решения — от очень дорогих профессиональных систем до настольных систем и решений на базе ПК. Главной тенденцией я бы назвал все более широкое внедрение средств видеосвязи. В прошлом видеоконференции ограничивались совещаниями двух сотрудников в пределах компании. Теперь в ней могут участвовать ПК-клиенты, персональные системы, системы телеприсутствия и т.д., т.е. присоединиться к разговору может практически каждый. Видеокоммуникации становятся естественным средством связи. Мы все дальше отходим от решений для коммуникаций «один-на-один» в сторону комплексных решений, которые позволяют подключить множество абонентов, использующих любые видеосистемы, вне зависимости от их местоположения.

LAN: Нельзя не принимать во внимание текущие экономические условия. Возможности видеоконференц-связи продвигаются как средство сокращения командировочных расходов. Но сначала необходимо вложить деньги в реализацию решения. Как экономический спад повлияет на рынок видеоконференц-связи? Можно ли ожидать, что он будет тем сегментом ИТ-рынка, на котором рост будет продолжаться?

Рамсли: На видео приходится около 10% ИТ-рынка. С уверенностью можно сказать, что рост рынка ВКС будет продолжаться, во всяком случае, спада не ожидается. Конечно, темпы роста замедлятся. Мы считаем, что текущие экономические неурядицы послужат катализатором для распространения видео, и из желательного оно превратится в критически важное решение для бизнеса. Я думаю, что и для компании TANDBERG, и для технологии в целом текущая экономическая ситуация будет способствовать более широкому и быстрому внедрению видеосвязи.

LAN: Одной из наиболее обсуждаемых тем в области видеоконференций является видео высокой четкости и системы телеприсутствия. Но подобные решения дороги и предъявляют высокие требования к инфраструктуре. Это, так сказать, решения для «тучных» времен. Насколько они актуальны и своевременны в текущих условиях?

Рамсли: Как показывает опыт, крупные компании продолжают инвестировать средства в эти решения. Вне всякого сомнения, экономические неурядицы заставляют более взвешенно подходить к вопросу использования и стоимости каналов. Чем более совершенна система, тем большая пропускная способность канала ей требуется. Заказчики более критически относятся к предлагаемым технологиям, но от внедрения не отказываются — просто выбирают решение, исходя из своего бюджета.

LAN: Не так давно TANDBERG представила решение высокой четкости Profile. В чем заключается его принципиальное отличие от системы телеприсутствия?

Рамсли: Телеприсутствие и видеоконференции по сути схожи. Первая система более масштабна, оснащается несколькими экранами, зачастую для нее выделяется отдельная линия с высокой пропускной способностью. Для второй — достаточно каналов IP. Однако собственно системы, камеры, кодеки у них одинаковые, а некоторые отличия имеются в конструкции и компоновке. Сам по себе термин «телеприсутствие» — лишь обозначение, он не раскрывает функциональное назначение технологии. Многие относят серию Profile к решениям уровня Telepresence. Profile использует тот же кодек, что и наше решение телеприсутствия.

LAN: Система Profile имеет собственный кодек. Насколько это решение совместимо с другими системами видеоконференций?

Рамсли: Она полностью совместима со всеми представленными на рынке решениями — какие-либо ограничения отсутствуют, даже в тех случаях, когда используется полное разрешение для обеспечения высокой четкости.

LAN: Для реализации решений уровня Telepresence необходимы линии с высокой пропускной способностью. В России, как известно, хороших дорог всегда не хватает. В какой мере готова российская телекоммуникационная инфраструктура для подобных решений?

Рамсли: Без сомнения, готова. Операторы предлагают каналы хорошего качества, вкладывая немалые средства в инфраструктуру. Однако стоимость высокоскоростных каналов по-прежнему чрезвычайно высока, поэтому в России, по сравнению с остальным миром, использовать решения телеприсутствия могут позволить себе немногие. Очень часто нам приходится сталкиваться с тем, что потенциальные заказчики в первую очередь обращают внимание на то, какой минимальный канал им потребуется для передачи видео хорошего качества. В случае систем высокой четкости можно подключить канал с относительно невысокой пропускной способностью и получить видео хорошего качества, даже когда разрешение не является максимально возможным. Поэтому компании предпочитают приобретать системы высокой четкости, чтобы их вложения были оправданы не только в данный момент, но и работали на перспективу. Обращаясь с просьбой о тестировании систем со стандартным разрешением, они, тем не менее, нередко приобретают решения высокой четкости, к тому же тарифы на каналы постепенно снижаются.

LAN: Видеоконференции часто преподносятся в качестве «зеленой» технологии. Если рассматривать видеосвязь в этом контексте, какие преимущества она дает?

Рамсли: Как уже неоднократно говорилось, видеоконференц-связь помогает экономить на командировочных расходах и одновременно сокращать выбросы углекислого газа — ведь самолеты очень сильно загрязняют атмосферу, а встречу можно провести из дома или офиса.

LAN: «Зеленые» технологии — популярная тема за рубежом. Российские же корпоративные пользователи мало озабочены экологическими аспектами...

Рамсли: Во многом это верно. Около года назад мы запустили кампанию «Скажи пробкам НЕТ», ориентированную на жителей Москвы. Для поддержки этой «зеленой» инициативы был даже создан специальный Web-сайт (он до сих пор существует). Люди раздавали листовки водителям, стоящим в дорожных пробках, и рассказывали о преимуществах видео-связи и положительном воздействии, которое она может оказать на ситуацию в городе. В столице на дороги ежедневно выезжают 4 млн автомобилей. И сокращение их числа даже на несколько процентов существенно уменьшит нагрузку на окружающую среду. Однако полученные отзывы не соответствовали нашим ожиданиям — эффект был намного меньше, чем в других странах Европы.

LAN: Согласно некоторым данным, экономия на поездках при использовании видео-связи составляет около 50%. В какой мере эта цифра соответствует российской действительности?

Рамсли: Я думаю, цифра вполне обоснованная. В среднем расходы сокращаются на 30-50%. С началом экономического спада компания TANDBERG предприняла определенные организационные меры, и теперь мы большую часть встреч проводим с помощью видео.

LAN: По сравнению с голосовой связью видео, конечно, позволяет наблюдать за реакцией собеседника, однако ощущения контакта, как при реальной встрече, не возникает...

Рамсли: Безусловно, видеоконференции не в состоянии заменить личную встречу — иногда без этого не обойтись. И все-таки, в отличие от голосовой связи, видео очень сильно изменяет восприятие: язык жестов, демонстрация документов, обмен изображениями — все это способна передать только технология видеоконференц-связи.

LAN: Видео является важной частью унифицированных коммуникаций. Под последними иногда понимается возможность осуществления всех видов связи с помощью одного устройства. Однако в случае видеоконференций зачастую используется отдельный терминал. Какое место автономные системы видеоконференций занимают в объединенных коммуникациях?

Рамсли: Уинифицированные коммуникации активно развиваются, и крупнейшие вендоры — Microsoft, HP и др. — рассматривают их не как одно устройство, а как решение. Всегда будут необходимы централизованные серверы и персональные компьютеры, без них коммуникационные процессы не станут функционировать. И всегда необходимо обеспечить их взаимодействие. Взять, к примеру, Microsoft. Мы разработали HD-камеру для работы с Microsoft Office Communication Server 2009, которую можно использовать на ПК. Она предназначена для совместного использования с нашим решением Movi 2 — клиентом видеосвязи на ПК. Таким образом, решающее значение приобретает вопрос совместимости — в частности, способность интегрировать видео как перспективный инструмент в среду Microsoft. Да, такое возможно, как, впрочем, и с Lotus Notes, HP и другими решениями всех крупных поставщиков. Таким образом, вы получаете действительно унифицированные коммуникации, поскольку все коммуникационные и прикладные инструменты должны беспрепятственно взаимодействовать между собой.

LAN: Насколько тесно решения TANDBERG интегрируются с решениями для унифицированных коммуникаций других вендоров?

Рамсли: Мы стремимся быть лидером в унифицированных коммуникациях и разрабатываем множество протоколов, которые используются в этой области. Зачастую, для обеспечения совместимости, рынок вынужден следовать за нами. Кроме того, система управления TANDBERG Management Suite способна взаимодействовать с системами всех производителей. TANDBERG с самого начала стремилась сотрудничать с каждым вендором, будь то RADvision, Avaya, Microsoft, Cisco или кто-либо другой.

LAN: Многие традиционные производители телефонных станций переключились на разработку преимущественно или полностью программных решений. Возможно ли, что производители оборудования для видеоконференций последуют этому примеру?

Рамсли: Залог эффективности видеокоммуникаций в их качестве — если картинка неразборчива, а звук еле слышен, вы откажетесь от такого средства общения. Мы стремимся гарантировать, чтобы все выпускаемые нами продукты обеспечивали надлежащее качество передачи и воспроизведения вне зависимости от того, откуда поступает видеоконтент — с ПК или профессионального оборудования. Мы разработали клиент Movi — программное обеспечение для ПК. Кроме того, к выпуску готовятся новые видеотелефоны на базе SIP — именно этот протокол используется на ПК для мультимедийных коммуникаций. H.323 и SIP — два разных мира, первый — традиционный протокол для видеокоммуникаций, второй, как уже говорилось, предназначен для ПК. Мы возводим мост между этими мирами. Наше оборудование, нацеленное на массовый рынок, базируется на технологиях для ПК.

LAN: TANDBERG позиционирует себя и как поставщик в области мобильных решений. Что под этим подразумевается?

Рамсли: Все, чем мы занимаемся, связано с видеокоммуникациями. Наша система телеприсутствия совместима с любым устройством видеоконференц-связи, имеющимся на рынке. Вызов может быть направлен на настольную систему или даже ПК, когда абонент находится в пути. Именно это и называется мобильностью.

LAN: Некоторые вендоры переносят свои решения на портативные устройства, например КПК. Что предлагает TANDBERG? Насколько перспективны такие решения?

Рамсли: TANDBERG первой реализовала профессиональное видео для 3G — мы выпустили шлюз 3G для перехода от сети H.323 к сотовой сети. У нас есть портативные системы на базе SIP, которые дистанционно взаимодействуют с компьютером по беспроводному соединению. Выпускаемые решения могут работать по спутниковой связи, беспроводным локальным сетям, обычному IP. Наверно, ни один другой вендор не обеспечивает таких же возможностей работы по самым разным сетям, как TANDBERG. В России мобильные сети достаточно развиты, и наши решения должны прийтись кстати.

LAN: Но будут ли популярны подобные решения? Не грозит ли им та же судьба, что и технологии MMS, не сумевшей потеснить SMS?

Рамсли: Я думаю, все виды связи будут развиваться в направлении обеспечения максимально естественного восприятия. Для этого необходимо, чтобы абонент видел того, с кем он общается. Со временем появится множество разных устройств для воспроизведения видео профессионального качества, в том числе и карманные устройства.

LAN: Недавно TANDBERG представила новый офисный видеотелефон E20. Некоторые эксперты считают этот анонс несвоевременным, полагая, что у бизнеса есть более актуальные задачи, чем видеосвязь.

Рамсли: TANDBERG ориентируется на требования рынка. Мы обсуждаем с пользователями все планируемые разработки. Например, представитель подразделения исследований и разработок собирается приехать в Москву специально для того, чтобы обсудить, какие продукты и решения они хотели бы видеть в будущем. Поэтому я не могу согласиться с мнением уважаемых экспертов. E20 разрабатывался как IP-телефон с видеофункционалом, который был нужен рынку — многие хотели бы использовать видео как средство повседневного общения. В прошлом пользователи довольствовались видео на компьютере, теперь на каждом рабочем столе вместо «старомодной» IP-телефонии они хотели бы иметь видео.

LAN: Видеотелефоны чрезвычайно дороги — цена на E20 составляет около 1,5 тыс. долларов. Настолько ли велики преимущества видеотелефонии по сравнению с голосовой связью, чтобы оправдать установку видеотелефонов?

Рамсли: Да, видеотелефоны дороже обычных IP-телефонов. Однако, они обходятся дешевле, чем старшие модели IP-телефонов. Необходимо помнить, что пользователь получает звук качества CD и изображение качества HD, т.е. больше, чем в случае наиболее дорогих моделей IP-телефонов при прямом сравнении качества и характеристик.

LAN: Если отвлечься от корпоративных коммуникаций и бросить взгляд на рынок в целом, то можете ли вы спрогнозировать начало массового распространения видеосвязи?

Рамсли: Многие сегодня используют Skype или ПК с Office Communicator, и оба решения поддерживают видео. Их распространение способствует популяризации традиционных систем видеоконференц-связи. Я думаю, что постепенно пользователи подобных продуктов будут более критически относиться к качеству видео и перестанут мириться с прерыванием звука и потерей изображения каждые две секунды. Так что в определенном смысле эти решения служат локомотивом для следующих за ними профессиональных систем. Именно решения на базе ПК окажутся драйвером видеокоммуникаций, поскольку ПК теперь имеется практически в каждой семье.

LAN: Какие решения TANDBERG пользуются наибольшим спросом на российском рынке?

Рамсли: Прежде всего, решения высокой четкости среднего ценового уровня — серия Edge с полной поддержкой функциональности высокой четкости: камера высокой четкости, очень хороший зум и т.д. Покупая эти устройства, можно не беспокоиться о сохранении инвестиций — они не потеряют своей актуальности по крайней мере еще несколько лет.

LAN: С какими типичными проблемами приходится сталкиваться заказчикам при развертывании систем видеоконфе-ренций?

Рамсли: Видеосвязь получает все более широкое распространение. При обсуждении решений все наши партнеры и заказчики проявляют хорошую осведомленность в технологии, так что с проблемами приходится сталкиваться редко. Если и возникают трудности, то они связаны с внутренними системами безопасности, в частности с брандмауэрами, через которые проходит видеопоток. Однако у нас есть специальная технология для решения этой задачи, и с ней мы справляемся достаточно легко. Конечно, в России применяют и такое программное обеспечение, которое нигде больше не используется, что может порождать определенные затруднения, но как поставщики мы редко сталкиваемся с проблемами при развертывании видеосистем.

LAN: Очевидно, решение подобных проблем берут на себя ваши партнеры. Много ли их в России?

Стейн Рамсли: Мы вполне довольны своей партнерской сетью, ее качественным и количественным составом и пока не испытываем потребности в ее расширении. Наши партнеры — уважаемые на рынке компании, с высоким уровнем техничес-кой компетенции. Структурно они делятся на две группы — дистрибуторская сеть и прямые партнеры, среди последних преобладают крупные системные интеграторы.

LAN: Каково соотношение продаж между двумя этими группами?

Рамсли: Я думаю, в 2009 г. результаты будут примерно одинаковыми — 50:50. Проекты, реализуемые нашими интеграторами, часто весьма сложны и масштабны, и мы помогаем их осуществлять. Дистрибуция ориентируется на «стандартные решения» и обслуживает очень много небольших заказов.

LAN: Какие продукты продвигаются через сеть дистрибуции?

Рамсли: Ситуация достаточно уникальна. Очевидно, через дистрибуторскую сеть должны продаваться более дешевые и простые продукты, что и происходит. Однако точно так же поставляются и системы старшего класса Profile.

LAN: Как осуществляется техническая поддержка в России?

Рамсли: У нас имеется собственная хорошо развитая техническая служба. Для партнеров разработана специальная программа, к участию в которой допускаются только те, кто прошел соответствующую сертификацию. А при возникновении сложных проблем всегда можно обратиться в круглосуточную службу поддержки, находящуюся в Осло.

LAN: Каковы планы представительства TANDBERG на ближайший год?

Рамсли: Естественно, наша цель — оставаться лидерами рынка. Во все времена имеет смысл ориентироваться на достижение лучших результатов. В I квартале у нас наблюдался рост продаж по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, когда никакого кризиса не было. Так что развертывание видеосвязи продолжается, хотя и не такими быстрыми темпами, как год назад. Внутри компании мы осуществляем реструктуризацию для повышения эффективности своей деятельности, обучаем партнеров, чтобы они были во всеоружии, когда снова начнется активный рост рынка; совершенствуем инфраструктуру услуг в плане предоставления видеосервисов и технического обслуживания. Иначе говоря, предпринимаем целый комплекс мер для развития бизнеса в России в расчете на последующий рост.

LAN: Какие отрасли наиболее интересны для TANDBERG в России? Например, на Западе видеоконференции широко используются в медицине...

Рамсли: Как и в других частях мира, мы работаем с вертикальными рынками. В частности, тесно сотрудничаем с Российской ассоциацией телемедицины. У нас богатый опыт реализованных проектов в этой области, но все же их не так много, как в других частях мира. К сожалению, российская медицина не располагает денежными ресурсами для построения необходимой ей инфраструктуры. Кроме того, активно сотрудничаем с компаниями из нефтегазового и энергетического сектора, финансовыми и банковскими организациями.

LAN: Какого рода проекты чаще всего реализуются в России?

Рамсли: Осенью 2006 г., когда мы только начинали свое развитие в России, бюджет типичного проекта составлял 20 тыс. долларов, сегодня — 250 тыс. долларов. Теперь в типичном проекте вместо двух систем реализуется полная инфраструктура с технологией передачи данных через брандмауэр, центрами обработки вызовов, системами управления, а количество терминалов составляет 40-60 единиц.

LAN: Продукты TANDBERG никогда не были дешевыми. Эта проблема еще более усугубляется с ростом курса евро. Что в этой связи собирается предпринять российское представительство TANDBERG?

Рамсли: Если вернуться на год назад, мы всецело сфокусировались на продвижении решений высокой четкости, а наши системы со стандартным разрешением ушли на второй план. В результате наши предложения оказались дороже, чем у конкурентов, которые по-прежнему используют старые технологии. Сейчас мы перевернули страницу назад, чтобы показать, что у нас есть продукты со стандартным разрешением, и мы от них не отказались. Однако потенциальным заказчикам следует знать, что решения высокой четкости будут лучшим вложением их средств. Вместе с тем, наши стандартные продукты вполне конкурентоспособны по ценам. А при сравнении решения в целом стоимость систем высокой четкости компании TANDBERG вполне сопоставима с продукцией других производителей.

LAN: В условиях кризиса многие стремятся ограничиться решением наиболее насущных задач, а высокое качество видео представляется излишним бантиком...

Рамсли: Нам приходится сталкиваться с подобной позицией. Многие поначалу заявляют, что им не нужна высокая четкость, но поскольку пользоваться системой придется три-пять-семь лет, в итоге понимают: системы высокой четкости обеспечивают возврат инвестиций в большем размере. В результате они пытаются изыскать средства для их реализации.

LAN: Некоторые из ваших конкурентов активно сотрудничают с операторами и провайдерами для продвижения своих решений. Есть ли у TANDBERG опыт такого же сотрудничества?

Рамсли: Естественно, соответствующие программы есть. Уже около двух лет мы пытаемся привлечь российских провайдеров и операторов, но рынок пока не сложился. Сейчас с некоторыми из них обсуждаются возможности предложения видео как сервиса, чтобы клиентам не надо было делать значительные инвестиции и увеличивать свои капитальные затраты.

LAN: Российский офис был открыт всего пару лет назад. Каких результатов удалось добиться за этот относительно небольшой срок?

Рамсли: Рынок России во многих отношениях весьма специфичен, и поэтому локальное присутствие весьма важно для реализации мер, которые трудно осуществить иначе. Мы организовали полноценную службу технической поддержки, а также создали Университет TANDBERG, целью которого является ознакомление заказчиков и партнеров с нашими решениями. Очень многое сделано в области интеграции, так что сначала звонки идут к нам, тем более что другие вендоры, за исключением Cisco, непосредственно здесь не присутствуют. Таким образом, представительство позволяет нам осуществлять профессиональную техническую поддержку, что чрезвычайно важно.

LAN: А каковы результаты деятельности в цифровом выражении?

Рамсли: На данный момент какие-то цифры привести затруднительно, поскольку рынок находится в состоянии неопределенности. По сравнению с прошлым годом, мы наблюдаем рост. Когда мы начали свою деятельность в России, рост рынка в 2006 г. оценивался в 13-16%. В 2007 г., тогда мы уже в течение всего года присутствовали на российском рынке, рост рынка составил 130%. В 2008 г. наши показатели роста выше, чем показатели роста всего рынка. За прошлый год мы увеличили оборот больше, чем на 200%, как и год до этого. Это еще раз подтверждает необходимость локального присутствия, даже если ты являешься технологическим лидером на рынке.