фиксированной связи искать новые возможности повышения доходности бизнеса и расширения спектра услуг в дополнение к традиционной телефонии.

Сегодня уже очевидно, что будущее за конвергентными услугами: передачей по одному каналу голоса, данных, видео, ТВ, телеметрии и т. п. Чтобы успешно работать на рынке, надо менять технологии и организацию бизнеса. Практически все операторы связи понимают, что время получения дохода только «из трубы» (по аналогии с трубой нефтепровода), за счет исключительно голосового трафика, закончилось. Именно этим обстоятельством объясняется по-всеместное внедрение в телекоммуникационных компаниях передовых технологий.

Через несколько лет масштабное внедрение технологий IP должно полностью изменить картину рынка и привести к созданию новой мультимедийной и мультисервисной среды общения. В результате меняется роль телекоммуникационной и тесно с ней связанной отрасли ИТ. Мультимедийные услуги на базе широкополосного доступа — одно из наиболее быстро растущих направлений за всю историю телекоммуникационной отрасли, по темпам роста оно даже опережает распространение мобильных телефонов.

Вследствие происходящих процессов операторы стали разделяться по типу оказываемых услуг. Часть из них будет концентрироваться только на телекоммуникационных сервисах, т. е. на предоставлении широкополосных каналов в пакете с IP-телефонией и конвергентными услугами для операторов. Другие займутся совершенно новым интегрированным бизнесом, основанном на предоставлении качественных мультисервисных услуг для широких кругов населения.

В любом случае и тем, и другим потребуется новая модель предоставления услуг, реорганизация поддержки их качества и учета дохода от разнородных сервисов.

БЕЗ УПРАВЛЕНИЯ НИКУДА

Постепенно все операторы начинают понимать, что мультисервисная сеть с большим числом пользователей и услуг нуждается в сложной и интеллектуальной системе управления. Одновременно по ней передается множество типов трафика, причем требования к параметрам качества для каждого из них существенно различаются. Для обеспечения желаемого уровня качества и предотвращения перегрузок необходимы специализированные инструменты. Кроме того, в сети должны иметься средства для автоматического устранения возникающих проблем, которые

в состоянии были бы самостоятельно решать, чем можно пожертвовать в разных случаях — пропускной способностью, временем доставки или целостностью информации для отдельных потоков.

В случае пренебрежения требованиями управляемости и мониторинга операторы сетей сталкиваются с серьезными трудностями — это могут быть как критичные для бизнеса сбои, так и финансовые потери. Чтобы предоставлять новые услуги, обеспечивать их качество, правильно распределять трафик в сети, очень важно иметь в наличии все нужные данные, вне зависимости от применяемой технологии и типа оборудования. Для решения задач мониторинга и контроля сетей используемые средства диагностики, анализа и управления тесно интегрируются в рамках единого комплекса системы поддержки операций и системы поддержки бизнеса (Operation Support Systems/Business Support Systems, OSS/BSS).

Система (или системы) поддержки операций обеспечивает управление сетью, включая управление производительностью и сбоями, учет и создание сервисов, планирование сетевых ресурсов и сервисов, мониторинг происходящих в сети процессов и ряд других функций. Кроме того, подобные системы собирают статистическую и биллинговую информацию, осуществляют контроль безопасности и, что очень важно, управления качеством услуг и уровнем обслуживания клиентов.

К категории BSS относят так-же биллинг и системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM).

Рисунок 1. Структура системы управления.

Структура системы управления может быть различной, но обычно ее разделяют на четыре уровня (см. Рисунок 1):

  • управление элементами;
  • управление сетью/системой;
  • управление сервисами;
  • управление бизнесом.

На уровне управления элементами ведется наблюдение за состоянием отдельных частей инфраструктуры: серверов, сетевых устройств, приложений и т. п. На сетевом/системном уровне отслеживается функционирование сразу группы элементов.

На уровне управления сервисами контролируются конкретные услуги или сервисы, предоставляемые пользователям информационных систем, а на самом верхнем уровне информационная инфраструктура отображается с точки зрения бизнеса компании.

РОЛЬ И МЕСТО OSS

Системы управления являются одним из ключевых элементов обеспечения непрерывности бизнеса операторов связи, поскольку именно от них зависит бесперебойное предоставление сервисов пользователям. Автоматизация управления современными, состоящими из большого числа элементов, сетями дает возможность сконцентрироваться на действительно важных событиях за счет резкого сокращения объема поступающей информации, в результате чего общая структура системы поддержки бизнеса упрощается.

Исследования аналитической компании OSS Observer, проведенные в 2005 г., показали, что OSS наиболее востребованы в сетях операторов фиксированной и мобильной связи, которые в среднем тратят на подобные системы около 3% дохода в год. До недавнего времени две трети из них составляли уникальные разработки и одну треть — стандартные решения. Вместе с тем, ведущие компании-операторы, входящие в TOP 100, предпочитают строить свои системы на основе промышленных программных решений.

Всего на мировом рынке около 400 производителей предлагают 13 категорий решений OSS. На российском рынке представлено достаточно большое число систем - это и зонтичные многофункциональные решения, и специализированные продукты для выполнения отдельных задач. Перед операторами стоит нелегкая задача — выбрать такие компоненты, чтобы их комбинация способствовала успешному достижению поставленной цели.

Исследования, проведенные в 2005 г. аналитической компанией Heavy Reading, показали следующее:

  • пока ни один из производителей OSS не может рассматриваться как доминирующая сила на рынке систем управления (лидеров несколько);
  • в различных секторах этого рынка главенствуют разные решения, причем в некоторых первенство держат относительно небольшие компании;
  • известность и влияние ключевых игроков рынка очень сильно различаются по секторам.

Тем не менее, опираясь на исследования Heavy Reading и российский опыт, попытаемся дать некоторые рекомендации. Естественно, в силу объемности материала всех производителей и все секторы рынка рассмотреть не удастся.

Если говорить о решениях с широкой функциональностью, то в мире наибольшей популярностью пользуются решения OSS компаний Micromuse (недавно была приобретена IBM) и — в несколько меньшей степени — Agilent Technologies, Metasolv Software, HP, IBM (Tivoli) и Amdocs. Все они зонтичные, но применяются для различных наборов функциональных задач. Однако даже при сравнимой функциональности каждое имеет свои конкурентные преимущества. Например, HP предлагает самую выгодную цену; Agilent — лидер по надежности и производительности; IBM/Tivoli имеет наилучшую мировую поддержку и сервис. Если же все эти параметры учитывать вместе, то оптимальным, как представляется, решением является Micromuse, тем более что в скором времени пользователи этой системы будут поддерживаться сервисной службой IBM.

В отличие от своих основных конкурентов компания Micromuse фокусируется только на рынке OSS (т. е. не продает другое ПО или оборудование). Предлагая продукты с широким функционалом, Micromuse считается лидером и в некоторых более узких сегментах — в управлении событиями (Fault Management), управлении сервисами (Service Management) и управлении сетевыми элементами различных производителей (Multivendor Element Management System). Впрочем, ее решение не лишено слабых мест: в частности, система мониторинга производительности Micromuse несколько уступает конкурентам. Правда, и это слабое место уже ликвидировано, благодаря интеграции лучшего в этой категории решения компании Quallaby, приобретенной Micromuse в 2005 г.

Согласно опросу крупнейших мировых операторов, который в прошлом году провела Heavy Reading, такие известные брэнды, как HP, IBM и Agilent, все же несколько уступают Micromuse, в первую очередь по качеству отдельных составляющих. Например, система управления событиями HP лишь слегка отстает от Micromuse, между тем в классе управления сервисами решение от НР даже не попало в список лучших.

Если же говорить о более узких категориях, то и здесь есть свои лидеры, чьи продукты оптимально решают отдельные задачи (см. также врезку «Некоторые рекомендации по выбору систем управления сетями и информационной инфраструктурой»). В этом контексте можно упомянуть, например, компанию Packet Design. Ее продукт Route Explorer возглавляет список решений по управлению маршрутной информацией. Один из пионеров в создании систем контроля качества, добившийся исключительных успехов, — компания InfoVista. На сегодняшний день ее решение является наилучшим и позволяет построить всеобъемлющие системы контроля уровня сервиса. Поддержка распределенных архитектур дает возможность использовать продукт для инфраструктур любого размера и масштабировать по мере необходимости.

Свои предложения есть и в других функциональных секторах, но такой анализ выходит за рамки нашего обзора.

КАКУЮ OSS ВЫБРАТЬ

Чтобы принять решение о выборе OSS, необходимо ответить на несколько вопросов, которые помогут сузить список возможных вариантов решения.

Что лучше — единая система, способная решать большинство задач, или набор из нескольких, наиболее функциональных в своей категории продуктов различных производителей?

Рекомендация: использование набора лидирующих решений, казалось бы, предпочтительнее. Но много, если не все, зависит от конкретных условий: размера сети, перечня решаемых задач и т. п. К тому же внедрение решений от разных производителей, даже если они совместимы друг с другом, — достаточно сложная задача. Добавим, что их обновление никак не синхронизируется, поэтому возможно рассогласование функциональных возможностей. Но если у вас уже установлена какая-либо система и нужно решить только отдельные задачи, имеющие критичное значение, то выбор профильных продуктов является правильным.

Приобретенный продукт должен решать сразу все ваши задачи или внедрять и запускать OSS следует поэтапно, «малыми шагами»?

Рекомендация: до недавних пор крупные операторы считали, что их сети уникальны и не похожи ни на какие другие, поэтому предпочитали применять специально разработанные для них решения, которые внедрялись годами. Подобные сверхдорогие и долговременные проекты начали тормозить развитие бизнеса. Времена меняются, и сегодня наиболее эффективным признано поэтапное внедрение решений, которые помогут оптимально использовать установленное оборудование и сервисы и, как следствие, ускорят возврат инвестиций.

Есть ли смысл приобретать «решения в коробке», куда, по словам их производителей, включено несколько продуктов, решающих основные задачи управления сетей?

Рекомендация: подобные решения могут не обладать достаточной функциональностью для конкретной сети, но избавляют от необходимости осуществления интеграции и позволяют быстро ввести их в эксплуатацию, причем за относительно небольшие деньги. Для начинающих компаний это очень неплохой выбор.

На какие критерии ориентироваться при выборе OSS?

Рекомендация: универсальных средств, конечно, не существует. В первую очередь надо понять, какие функции необходимы и для чего нужна система, а кроме того, учесть ряд других параметров — производительность, надежность, стоимость, известность брэнда и его позиция в рейтингах, наличие поддержки в России. OSS предназначена для долговременного использования, поэтому следует обратиться к услугам такого производителя, в будущем которого вы уверены, поскольку взаимодействовать с ним придется не один год. За помощью можно обратиться к российским поставщикам, имеющим опыт подобных внедрений.

На основании накопленного опыта внедрения OSS можно дать ряд других рекомендаций.

В самом начале нужно тщательно выяснить потребности сети, причем совместно с системным интегратором определить также общие задачи проекта, иначе впоследствии ни заказчик, ни исполнитель не придут к формальному итогу. В ряде случаев от системного интегратора требуется самое непосредственное участие в формировании требований заказчика к будущей системе OSS.

Системного интегратора следует попросить продемонстрировать аналогичные решения или реализовать пилотные проекты в его лаборатории либо на части действующей инфраструктуры заказчика. Такой подход позволяет моделировать системы любой сложности и еще на этапе проектирования спрогнозировать и устранить потенциальные проблемы совместимости компонентов, а также определять применимость решения для поддержки конкретного вида бизнеса. Более того, предварительное конфигурирование позволяет улучшить параметры технического решения в соответствии с индивидуальными требованиями клиентов и в ряде случаев оптимизировать бюджет проекта.

После того как архитектура решения разработана, выбираются конкретные продукты для оптимального выполнения поставленных задач. И чем полнее и точнее сформулированы требования, тем качественней, тщательней и быстрей будет проделана дальнейшая работа. Очень важно, чтобы инженеры клиента изучили особенности функционирования отдельных продуктов и систем до начала внедрения.

Один из важнейших этапов внедрения системы OSS — опытная эксплуатация, когда пользователи генерируют запросы по улучшению работы системы и наращиванию ее функциональности. Даже те требования клиента, которые на первый взгляд могут показаться необычными для системного интегратора, в конечном итоге способствуют упрощению взаимодействия с системой. Именно в этот период происходит окончательная отладка системы.

И, наконец, в процессе внедрения пользователи постепенно начинают знакомиться со всеми возможностями системы и применять предоставляемые им средства управления. Системный интегратор обязан обеспечить консультационную поддержку и доработать систему, если это потребуется. Кроме того, желательно хотя бы на один год заключить с ним договор на консультационное и техническое обслуживание. Такая практика зарекомендовала себя как наиболее эффективная, поскольку позволяет ликвидировать любые,

в том числе незначительные «узкие места» внедренного решения с наименьшими для клиентов затратами.

Таким образом, для успеха внедрения OSS и минимизации рисков существенное значение имеют два ключевых фактора:

  • совместная работа и согласованность деятельности специалистов интегратора и заказчика;
  • выбор поставщика, уже имеющего реальный опыт подобных внедрений.

КРИТЕРИЙ УСПЕХА

Отдачу от внедрения систем управления рассчитать достаточно затруднительно. Критериями успешности проекта являются трудно определяемые параметры: улучшение управляемости сети или инфраструктуры, эффект от экономии технологических и людских ресурсов. При этом результаты проявляются далеко не сразу, что зависит от многих причин.

По оценкам аналитической компании IDC, средняя эффективность от внедрения систем управления составляет:

  • повышение продуктивности работы пользователей — 15%;
  • повышение эффективности работы информационной инфраструктуры — 26%;
  • снижение общих потерь вследствие недоступности информационных ресурсов — 31%;
  • снижение времени недоступности приложений — 33%.

Для операторов связи информационные системы стали не только средством производства, но и способом достижения конкурентных преимуществ, поэтому они стремятся поддерживать высокий технологический уровень собственных систем и обеспечивать их бесперебойную работу. Сегодня внедрение OSS — один из ключевых факторов успеха бизнеса оператора.

Сергей Головин — заместитель генерального директора «Энвижн Груп» по маркетингу. С ним можно связаться по адресу: Golovn@nvisiongroup.ru.


Некоторые рекомендации по выбору систем управления сетями и информационной инфраструктурой

Управления событиями (Fault Management) — контроль состояния информационных систем, устройств, а также отдельных элементов: программных процессов, портов, соединений и т. п. Рекомендуемое решение — Micromuse Netcool (Cisco InfoCenter).

Контроль производительности (Per-formance Management) и сервисных соглашений (SLA) — контроль заданного времени отклика приложений, их нормального функционирования, обеспечение сервиса нужного уровня (время простоя, задержка, вариация задержки и т. п.). Рекомендуемое решение — InfoVista и Netcool PROVISO.

Создание сервисов (Provisioning/Ac-tivation) — автоматическое конфигурирование сервисов в рамках разнородной инфраструктуры. Получение исходной информации из системы инвентаризации, выделение необходимых ресурсов и конфигурирование отдельных компонентов. Обеспечение возврата в исходное состояние в случае неудачи на одном из этапов создания. Рекомендуемое решение — MetaSolv Activation 5.

Управление инвентарной информацией (Inventory Management, RM) — организация сбора, хранения и интеллектуального анализа всей информации о физических (порты, модули и т. д.) и логических (логические соединения, виртуальные маршрутные таблицы и т. д.) ресурсах, вовлеченных в процесс предоставления сервисов. Рекомендуемое решение — MetaSolv M6.

Управление маршрутной информацией в сетях IP (Routing Management) — мониторинг процессов маршрутизации в сети, сопряженный со сбором, обработкой и хранением информации о состоянии процессов маршрутизации. Обработка информации осуществляется в реальном времени, что позволяет контролировать состояние маршрутизации в сети, анализировать ее поведение по историческим данным и прогнозировать состояние маршрутизации в различных условиях. Рекомендуемое решение — Packet Design Route Explorer.