татьяна орловаВ современном мире практически всеми сторонами, заинтересованными в инновационном развитии объектов любого масштаба, признается факт серьезного дефицита квалифицированных специалистов в сфере информационных технологий. И этот дефицит растет, особенно с учетом быстрого изменения качества профильной области. Кроме того, все яснее просматривается тенденция увеличения количества профессий и должностей, требующих «гибридных» знаний и навыков, то есть относящихся как к ИТ, так и к другим областям деятельности, требующей автоматизации.

Подобные изменения в профессиональных кругах приводят к мысли о «расслоении» специальностей, связанных с использованием ИТ, по различным отраслям экономики с учетом специфики и уникальных требований этих отраслей, то есть к расширению спектра требуемых квалификаций и компетенций и изменению самого смысла понятия «информационные технологии». От создания и развития систем обработки и передачи информации мы постепенно приходим к многообразным, зачастую уникальным видам деятельности, связанным, например, с созданием искусственного интеллекта, моделированием и познанием новых сущностей в естественных науках, моделированием событий прошлого и будущего.

Безусловно, появление новых требований и тенденций не отрицает факта использования тиражируемых и коробочных продуктов ИТ-отрасли, а, следовательно, и необходимости в квалификациях и навыках по управлению жизненным циклом таких продуктов и связанных с ними услуг. Однако ограничиваться управлением только подобными знаниями и навыками по меньшей мере недальновидно.

Существующая система ИТ-образования, от дошкольного до поствузовских курсов повышения квалификации, к сожалению, не способна заполнить огромный пробел в инновационных компетенциях, не позволяющий российской экономике двигаться вперед требуемыми в наше нестабильное время темпами. В итоге нехваткой специалистов, умеющих грамотно работать с современными технологиями, а также грамотно руководить такими работами, объясняются провалы и недостатки практически всех комплексных проектов и программ, реализуемых как в рамках отдельных отраслей экономики, так и в рамках решения инновационных задач масштаба государства.

Текущее состояние профессиональных стандартов в области ИТ

Базой для любого профессионального образования и обучения является прозрачная современная система квалификаций и компетенций, представляющая собой основу для разработки образовательных стандартов и профессионального развития специалистов всех уровней.

Работы над профессиональными ИТ-стандартами в России ведутся уже много лет. Сведения о некоторых специальностях, квалификациях и компетенциях можно найти на различных официальных сайтах. Предыдущий вариант ИТ-квалификаций (стандартов) был принят в 2008 году Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП).

В настоящее время работа над этими стандартами ведется в рамках соответствующей федеральной программы, инициированной Указом президента РФ № 597 от 7 мая 2012 года.

Можно также отметить, что в документе от 13 ноября 2013 года под названием «Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года» сказано: «Необходимы актуализация профессиональных и образовательных стандартов в сфере информационных технологий с последующим внедрением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, содержащих требования к результатам освоения основных 22 образовательных программ, а также умение эффективно использовать информационные технологии».

"Базой для любого профессионального образования и обучения является прозрачная современная система квалификаций и компетенций, представляющая собой основу для разработки образовательных стандартов и профессионального развития специалистов всех уровней"

Правда, под «отраслью информационных технологий» в этом же документе понимается «совокупность российских компаний, осуществляющих следующие виды деятельности:

  • разработка тиражного программного обеспечения;
  • предоставление услуг в сфере информационных технологий, в частности заказная разработка программного обеспечения, проектирование, внедрение и тестирование информационных систем, консультирование по вопросам информатизации;
  • разработка аппаратно-программных комплексов с высокой добавленной стоимостью программной части;
  • удаленная обработка и предоставление информации, в том числе на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Из этого перечня видно, что за рамками ИТ-отрасли могут остаться многие актуальные и современные виды деятельности, специалисты по которым, согласно результатам различных аналитических исследований, являются наиболее востребованными как на данный момент, так и на перспективу, на которую разработана данная стратегия. Например, не очень понятно, к какой отрасли принадлежат самые современные виды инновационной деятельности, такие как создание логических схем и использование аналитических результатов обработки Больших Данных, управленческие и технологические аспекты обеспечения мобильности работы пользователей, работы над искусственным интеллектом, моделирование всех видов, разработка новых инфраструктурных технологий, а также комплексных управленческих решений.

Хочется особо отметить важнейшую тему, на которую в процессе обучения в большинстве вузов, с моей точки зрения, обращают недостаточно внимания. Это управленческая деятельность в ее комплексном видении, с разделением руководства и управления на два разных, но тесно связанных вида деятельности, с пониманием связи и необходимости единства стратегической, тактической и операционной составляющей управленческих работ. Особенно ярко это проявляется в ИТ-деятельности предприятия, где развивать отдельные направления вне связи друг с другом уже не актуально, и поэтому за последние два-три года в передовых странах появились новые управленческие должности и квалификации, такие как Infrastructure Director, Chief Digital Officer, Knowledge Management Director, Business Application Analyst, Technology Solution Engineer, Data Scientist, требующие от специалистов и руководителей «гибридных» знаний и навыков.

Новые должности и позиции призваны способствовать развитию перспективных и проактивных видов управления или деятельности, в то время как существующие в России стандарты ИТ-квалификаций в основном предполагают реактивный характер работ, даже с учетом работ по созданию программных продуктов по требованиям и заявкам заказчиков. Поэтому не совсем понятно, кто и как будет обучать специалистов, составляющих тот самый потенциал, за счет которого планируется осуществлять прорыв в российской экономике. Похоже, что наше отставание во внедрении инноваций от мировых лидеров, судя по всему, будет только увеличиваться или, если получится, мы будем держаться на плаву, как и сейчас, в основном за счет энтузиастов, пополняя своими творческими кадрами зарубежные компании и научные организации.

"Не совсем понятно, кто и как будет обучать специалистов, составляющих тот самый потенциал, за счет которого планируется осуществлять прорыв в российской экономике"

Нельзя не упомянуть о еще одном новейшем российском документе под названием План мероприятий («дорожная карта») «Развитие отрасли информационных технологий», № 2602-р», принятом 30 декабря 2013 года (далее План). В разделе «III. Развитие системы подготовки и повышения квалификации специалистов отрасли информационных технологий» есть подпункт № 1 под названием «Разработка профессиональных стандартов в области информационных технологий». Ожидаемым результатом реализации этого подпункта ко второму кварталу 2015 года должна стать «разработка и утверждение не менее 17 профессиональных стандартов в области информационных технологий», и эта деятельность, судя по тексту, носит разовый характер. Однако, принимая во внимание темпы изменения отрасли, велика вероятность, что эти стандарты в процессе их разработки и утверждения уже успеют устареть.

В этом же Плане есть подпункт № 5, посвященный «модернизации федеральных государственных образовательных стандартов для подготовки кадров в сфере информационных технологий», при реализации которого «федеральные государственные образовательные стандарты» должны быть «приведены в соответствие с профессиональными стандартами отрасли информационных технологий». Однако это действие, судя по тексту, также носит разовый характер.

При этом непонятно, как будет выглядеть и каким образом осуществлять свою деятельность структура, которая каким-то образом должна централизованно координировать и контролировать выполнение мер, запланированных в подпункте 5 Плана, — «Разработка и внедрение программ модернизации профессионального образования в сфере информационных технологий в субъектах Российской Федерации». Очевидно, что эта структура должна осуществлять свою деятельность совместно со всеми остальными структурами, ответственными за прочие меры и мероприятия, поскольку очевидно, что все эти действия и их результаты связаны между собой как минимум наличием одинаковых профессиональных стандартов.

В подпункте № 3 этого же раздела Плана сказано, что должен быть «разработан комплекс дополнительных мер» «по устранению дефицита специалистов в отрасли информационных технологий». При этом в подпункте № 4 явно говорится о том, что должна осуществляться координация этих мер с целью получить определенное количество ИТ-специалистов, однако о качестве таких специалистов и способах оценки качества их подготовки не сказано ни слова. Координация упомянутых в подпункте № 4 действий осуществляется неопределенным количеством структур, что, при отсутствии единой точки ответственности, скорее всего, сделает процесс такой координации слабо управляемым.

Хочу отметить, что в состав Экспертного совета по профессиональным стандартам при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации входит только один профессионал, имеющий отношение к ИТ, Николай Комлев, исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ), и именно эта ассоциация объявлена автором группы разработанных стандартов. На сайте АП КИТ были опубликованы приглашения публично обсудить стандарты и поучаствовать в работе круглых столов и вебинаров на данную тему. Однако те специалисты и организации, которые не являются участниками АП КИТ или получателями новостных рассылок ассоциации, не знали об этих мероприятиях. Работа над стандартами, принятыми в октябре, еще не закончена, судя по материалам дискуссий в социальных сетях LinkedIn и Facebook, а материалы стандартов были сделаны публичными на этих ресурсах практически в то время, когда происходило официальное утверждение первых двух групп стандартов.

Уже можно говорить о первых результатах упомянутой деятельности. По моему мнению, схема квалификационных стандартов в области ИТ, принятая в октябре этого года Экспертным советом по профессиональным стандартам при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, по своей сути не сильно отличается от предыдущей квалификационной схемы. В новой схеме сделан некоторый акцент в сторону управленческих квалификаций, но при этом не очень понятно, почему архитектурная составляющая перешла из области автоматизированных систем в область программного обеспечения: согласно определению понятия «автоматизированная система», приведенному в ГОСТ 34, программное обеспечение является частью автоматизированной системы. Таким образом, может иметь место сужение границ деятельности, направленной на разработку архитектуры того или иного решения. Более того, понятие ИТ-услуга, являясь понятием более высокого уровня по отношению к ИТ-системе, тем более выпадает из сферы внимания ИТ-архитекторов, что неминуемо приведет к снижению качества оказания таких услуг в тем большей степени, чем выше динамика использования компонентов ИТ, например, в облачных вычислениях.

Особенно ярко ухудшение качества оказания услуг вследствие нехватки современных управленческих и архитектурных компетенций может проявиться в отношении услуг, к которым граждане получают доступ напрямую при помощи порталов или мобильных устройств, например электронных госуслуг. Учитывая различный уровень компьютерной грамотности пользователей, разницу в качестве компонентов ИТ-инфраструктуры того или иного региона и динамику изменения функциональных и нефункциональных требований к услугам, риски ошибок при первоначальном проектировании и последующей актуализации отдельных услуг, их групп, пользовательских интерфейсов, интерфейсов между межведомственными компонентами госуслуг и т. п. могут многократно возрасти именно вследствие недостаточно высокой квалификации архитекторов, занимающихся этой работой.

Сравнение профессиональных стандартов (квалификаций) 2008 года и стандартов, принятых в декабре 2013 года, приводится в таблице 1.

Таблица 1. Сравнение профстандартов (квалификационных схем) ИТ 2008 (по информации РСПП) и 2013 годов (по информации АП КИТ)

2008 год   2013 год
1 Программист  Программист 
2 Системный архитектор
3 Специалист по информационным системам Специалист по информационным системам
4 Системный аналитик  Системный аналитик 
5 Специалист по системному администрированию
6 Менеджер информационных технологий Менеджер по информационным технологиям
7 Менеджер по продажам решений и сложных технических систем -
8 Специалист по информационным ресурсам Специалист по информационным ресурсам
9 Администратор баз данных Администратор баз данных
10 Специалист информационной безопасности -
11 Системный программист -
12 Программист высокопроизводительных вычислительных систем -
13 Специалист по распределенным вычислительным системам
14 Специалист по технической документации (Технический писатель) Технический писатель (Специалист по технической документации в области ИТ)
15 - Специалист по тестированию в области информационных технологий
16 - Архитектор программного обеспечения
17 - Менеджер продуктов в области информационных технологий
18 - Руководитель проектов в области информационных технологий
19 - Руководитель разработки программного обеспечения

 

Не очень понятно, какова судьба «пробелов» в этой таблице, а также какова судьба других квалификаций, не принятых на данный момент, но обсуждение которых велось в соцсетях. Однако способы работы над двумя наборами квалификационных схем (стандартов) 2008 и 2013 года похожи:

  • присутствует большое количество материалов по специальностям (квалификациям) и соответствующим компетенциям, детально изучать которые долго и сложно;
  • принимаются разработанные материалы организацией, в которой слабо представлены профильные эксперты.

Гибкая система управления квалификациями и компетенциями в ИТ как основа передовой системы обучения – это возможно

Особенно важно отметить отсутствие в системе профессиональных стандартов 2013 года, разработанных под эгидой ассоциации АП КИТ, подсистемы актуализации как самих профессиональных стандартов, так и любой взаимосвязанной с этими стандартами информации, имеющей важное значение для специалистов в области ИТ и прочих заинтересованных сторон.

Такая система актуализации сведений о квалификациях и компетенциях, а также система управления использованием любых стандартов, в том числе профессиональных, – единственный инструмент, способный эффективно и оперативно адаптировать существующие наработки к быстрым изменениям внешней и внутренней профильной среды без потери предыдущих результатов (и, следовательно, позволяющий перейти от затрат к инвестициям). Подобная система управления отсутствует и в европейской системе ИКТ-компетенций, разрабатываемой европейской рабочей группой CEN по ИКТ-компетенциям, с которой в России сотрудничает подкомитет (ПК-204/ТК-22) «Компетенции в ИТ». В американской системе образования принят особый, основанный на персонифицированном обучении подход, при котором качество образования в значительной степени зависит от личности обучающегося, его положения в обществе, места проживания и специфики выбранного учебного заведения.

Идея разработать систему, позволяющую связать воедино работу с квалификационными схемами и деятельность по обработке, предоставлению и получению информации о требованиях к различным учебным заведениям, давно витает в воздухе и отражена в некоторой официальной документации, в том числе перечисленной выше. Если к этому добавить возможность последовательной актуализации схем компетенций и квалификаций, работу с информацией о наличии учебных материалов в открытом доступе, о различных учебных заведениях, уже дающих требуемые знания или собирающихся начать обучение по конкретным темам, средства сбора соответствующей статистики, на основе которой можно делать прогнозы, то получится, по сути, новая государственная услуга, которая будет востребована многими заинтересованными сторонами.

"Идея разработать систему, позволяющую связать воедино работу с квалификационными схемами и деятельность по обработке, предоставлению и получению информации о требованиях к различным учебным заведениям, давно витает в воздухе"

Еще одним позитивным результатом реализации подобного функционала может стать создание логически единого хранилища всех документов, имеющих отношение к проведению работ в области образования и обучения. Важность решения этой задачи очевидна: в процессе написания этой статьи было очень тяжело найти материалы, позволяющие полно и разносторонне оценить ситуацию, поскольку имеет место разница в терминологии, используемой на различных официальных порталах, в тематических источниках, в общедоступных журналах, соцсетях и прочих источниках, и отсутствуют какие-либо централизованные источники информации, позволяющие составить относительно полное впечатление о ходе ведения работ и их текущем статусе.

По роду своей деятельности мне довольно давно приходится наблюдать за ситуацией с образованием и обучением, причем не только в России, и я по мере своих сил стараюсь участвовать в процессе подготовки специалистов в области ИТ. Возможно, поэтому и решила предложить на суд читателей результат своих размышлений. Предлагаемая идея прошла «проверку боем»: я обсудила ее на одной из международных конференций с нашими коллегами из дружественной страны, после чего получила приглашение к совместной работе, поскольку у них существуют те же проблемы, требующие немедленного решения, а сама идея показалась им очень своевременной и легко встраиваемой в их концепцию и программу проектов по совершенствованию системы образования и обучения в ИТ.

Принципы системы управления квалификациями и компетенциями в области ИТ

В данной статье предлагаются базовые принципы, на основе которых можно создать полноценную динамическую систему управления (актуализации) любыми квалификационными стандартами (далее Систему), а также принципы публичного использования информации, составляющей основу Системы.

Хочется отметить, что предлагаемые принципы позволяют соотнести любую зарегистрированную в Системе российскую квалификацию, компетенцию или специальность с аналогом в других международных или зарубежных квалификационных системах при условии регистрации подобного аналога и/или некоторого признака (атрибута) принадлежности той или иной российской квалификации/компетенции/специальности к одной или нескольким зарубежным или международным квалификационным системам.

Принцип 1. Наличие четкой системы градации единиц управления, основанной на определении категорий и подкатегорий этих единиц, а также описание упомянутых единиц управления в виде атрибутов по каждой из категорий и подкатегорий. При этом каждая единица управления должна иметь уникальный номер в системе, реализованный в виде атрибута.

Предлагаемая система управления квалификациями и компетенциями может относиться не только к области ИТ, поэтому список категорий может включать ИТ в качестве одной из категорий. Таким образом, примерами категорий единиц управления могут быть категории, отображающие различные виды деятельности. Например, можно включить в список следующие категории:

— информационные технологии;

— юридическая деятельность;

— финансовая деятельность и т. п.

Примерами подкатегорий для категории «Информационные технологии» могут быть:

— разработка программного обеспечения;

— системное обеспечение;

— аппаратное обеспечение;

— сетевое обеспечение;

— аналитическая деятельность;

— администрирование;

— управление ИТ-подразделением;

— управление проектами;

— управление услугами;

— управление бизнес-процессами;

— информационная безопасность;

— разработка инновационных решений в той или иной области и т. п.

Возможна разработка и более углубленной системы категоризации. Названия и количество уровней категоризации, а также количество и качество атрибутов, правила уникального обозначения единиц управления могут быть детально разработаны на стадии проектирования данной Системы. Желательно заранее учесть возможность добавления в систему различных уровней, будь то категории или подкатегории, что поможет повысить степень ее универсальности.

На рисунках 1 и 2 представлены примеры описания единиц управления для двух обязательных подкатегорий управления: Квалификация и Компетенция.

подкатегория квалификация

Рис. 1. Подкатегория «Квалификация N»

подкатегория компетенция

Рис. 2. Подкатегория «Компетенция М»

Принцип 2. Наличие четкой системы связей между единицами управления. При этом каждая единица управления должна иметь логические связи с другими единицами управления, реализованные как на уровне документального схематического описания, так и на уровне соответствующего инструментария, поддерживающего создание, изменение и удаление этих связей.

Примером реализации этого принципа может служить соотнесение некоторой уникальной квалификации с тем или иным набором компетенций, актуальных для данной квалификации в текущий момент времени.

Принцип 3. Наличие четкой системы ролей, ролевых функций и системы взаимодействия между ролями.

Можно привести следующие примеры использования ролей и ролевых функций в Системе:

Роль — Пользователь Системы. Пользователем может быть как физическое лицо, так и организация, заинтересованная в получении информации о квалификациях, обучении и т. п., то есть для целевого использования Системы в рамках своих полномочий. У этой роли могут быть следующие функции, права и обязанности:

  • регистрация в системе и поддержание необходимой актуальной информации;
  • поиск и сбор нужных данных и информации;
  • соблюдение правил и требований по использованию Системы;
  • получение поддержки в случаях нарушения параметров качества работы Системы.

Роль – Заказчик Системы. Заказчиками, скорее всего, будут являться юридические лица, как коммерческие, так и государственные, имеющие право на получение определенных услуг с согласованными параметрами качества, а также на выполнение определенного набора действий в рамках своих полномочий. Ниже приводится список базовых функций, прав и обязанностей Заказчика.

  • Регистрация в системе и поддержание необходимой актуальной информации.
  • Внесение, изменение или удаление данных или информации в Системе.
  • Подача тех или иных заявок на обновление или развитие функциональных или нефункциональных параметров Системы.
  • Заказ услуг по согласованным правилам.
  • Получение отчетов в рамках полномочий.
  • Подача по регламентным каналам обратной связи предложений по улучшению работы Системы.

Роль — Владелец Системы. Предполагается, что эта роль может выполняться авторизованным юридическим лицом, которое будет отвечать за качественное функционирование, обновление и развитие Системы. Приведем примерный список функций, прав и обязанностей.

  • Единая точка приема обращений от Заказчиков.
  • Выявление, популяризация, согласование и внесение в Систему новых квалификаций и компетенций на базе постоянно проводимого анализа профильного мирового опыта и практик.
  • Ответственность за работу Системы в комплексе, включая согласование и контроль соблюдения параметров качества функционирования Системы.
  • Организация взаимодействия с Заказчиками.
  • Организация взаимодействия со Службой развития, сопровождения и поддержки Системы и контроль работы этой службы.
  • Организация и контроль взаимодействия Службы развития, сопровождения и поддержки Системы с Пользователями.
  • Разработка экономических, функциональных и нефункциональных стратегических, тактических и операционных требований.
  • Разработка и актуализация документации всех видов.
  • Отчетность перед вышестоящими структурами.
  • Сбор и анализ отчетов о работе Системы, включая материалы обратной связи от Заказчиков и Пользователей.
  • Выбор и контроль актуализации средств автоматизации работы Системы.
  • Разработка и актуализация системы отчетности.
  • Разработка и контроль исполнения предложений по совершенствованию работы системы.
  • При необходимости делегирование полномочий Службе развития, сопровождения и поддержки Системы.

Роль — Служба развития, сопровождения и поддержки Системы. Эта роль может быть назначена технической службе или организации, осуществляющей операционное управление Системой, ее регламентное обслуживание и развитие на основе согласованных с Владельцем требований. Функции, права и обязанности Службы могут выглядеть следующим образом:

  • регламентное взаимодействие с Пользователями;
  • регламентное взаимодействие с Владельцем системы квалификаций;
  • оперативное управление Системой;
  • проектирование, разработка и внедрение предложений по улучшению работы Системы.

На рис. 3 представлен пример возможного набора ролей, их присвоения и принципов системы взаимодействия между ролями в процессе управления квалификационной схемой и использования информации, содержащейся в системе.

базовая схема взаимодействия

Рис. 3. Базовая схема взаимодействия при управлении и использовании Системы.

Принцип 4. Наличие четкой системы документирования, регламентирования и контроля исполнения регламентов управления, включая обновление (изменение) Системы в оперативной, тактической и стратегической перспективе.

В пакет документов, помимо регламентов взаимодействия, могут быть включены прочие документы, поддерживающие исполнение и контроль исполнения регламентов. В частности, должны существовать и быть доступными (согласно полномочиям, соответствующим требованиям безопасности) актуальные версии соглашений об уровнях обслуживания всех авторизованных Заказчиков и Пользователей, а также все обязательные технико–экономические документы, позволяющие управлять Системой на операционном, тактическом и стратегическом уровнях, типы отчетов и их актуальные версии.

Примеры использования Системы Пользователями и Заказчиками

Пользователи могут использовать Систему для различных целей. В том числе для получения следующей информации.

  • Какие квалификации доступны в той или иной области в данный момент времени?
  • Какие квалификации наиболее востребованы?
  • В каких учебных заведениях можно их получить и на каких условиях?
  • Какие компетенции составляют ту или иную квалификацию?
  • Можно ли обучиться самостоятельно дистанционно, и где доступны материалы?
  • Как и где можно приобрести те или иные компетенции?
  • Какие квалификации и компетенции признаются на международном уровне и в каких странах?

Примерами использования Системы Заказчиками могут являться перечисленные ниже возможности.

  • Подать заявку на аккредитацию и авторизацию в системе.
  • Подать заявку на добавление, изменение или удаление квалификации или компетенции.
  • Подать заявку на внесение учебного заведения и сведений о нем в систему.
  • Подать заявку на изменение информации о Заказчике.
  • Получать отчеты согласно степени авторизации.
  • Обращаться в Службу поддержки с запросами на обслуживание, информацию и на изменение.
  • Обращаться к Владельцу системы с запросами на изменение.
  • Осуществлять контроль исполнения обращений.

Заключение

Предлагаемый подход к созданию и управлению системой профессиональных стандартов, квалификаций и компетенций позволит держать любые наработки в области любой квалификационной деятельности, в том числе и ИТ, в актуальном состоянии экономически эффективным способом за счет последовательного оперативного обновления существующих данных.

Это, в свою очередь, позволит значительно облегчить доступ любых заинтересованных лиц к актуальной информации о возможностях получения любой требуемой квалификации или навыка с помощью поиска, включая соотнесение национальных и международных квалификаций и компетенций.

Кадровые агентства и работодатели смогут получать на постоянной основе информацию об актуальных профессиях и навыках в требуемой области, а образовательные учреждения любого типа смогут получать и обновлять информацию о проводимом обучении в той или иной профильной области.

Ответственные государственные структуры смогут осуществлять руководство и управление образовательной деятельностью и получать любую профильную статистику, которую можно использовать для оперативного, тактического и стратегического управления и перспективного планирования в области образования и обучения.

Наличие такой системы позволит иметь единую точку ответственности и координации деятельности в области совершенствования системы стандартов, а также при необходимости получать любые другие результаты и преимущества от использования комплексного системного подхода к управлению квалификациями и компетенциями.

Татьяна Орлова (tatiana_orlova@yahoo.com) — заместитель председателя Экспертного совета itSMF России, «эксперт года» 2012 и 2013 годов