В прошедшем году проблемы использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для ускорения экономического роста и борьбы с нищетой в развивающихся странах оказались в центре внимания международного сообщества. В апреле 2000 г. под эгидой Экономического и социального совета Организации Объединенных Наций (ЭКОСОС ООН) состоялось заседание группы ведущих ИКТ-экспертов из 16 государств (в том числе из 13 слаборазвитых стран и стран с переходной экономикой). Руководил заседанием председатель Фонда обеспечения устойчивого развития экс-президент Коста-Рики Х. М. Фигуэрес (известный тем, что за период его президентства страна совершила резкий скачок в развитии информационных и коммуникационных технологий*).

В группу вошли преимущественно руководители негосударственных ассоциаций и сообществ, чья деятельность связана с ИКТ, а также высокопоставленные чиновники из министерств науки, телекоммуникаций, образования, здравоохранения, культуры (именно эти государственные органы занимаются регулированием отраслей, имеющих непосредственное отношение к развитию информационной революции и использующих ее результаты для преодоления отсталости и интеграции в глобальную экономику). Представителем России оказалось лицо несколько необычное — не функционер государственной или негосударственной организации, а бизнесмен — президент частной Интернет-компании «Россия-Он-Лайн» Андрей Колесников (его единственным коллегой по сфере бизнеса оказался вице-президент корпорации Intel Уильям Шеппард).

Эксперты подготовили доклад о текущей ситуации и план действий ООН по преодолению информационного неравенства между развитыми странами и остальным миром. Эти документы (как и специальный доклад Генерального секретаря ООН) стали предметом серьезной дискуссии на сессии ЭКОСОС, состоявшейся в июле, и были положены в основу декларации «Развитие и международное сотрудничество в XXI веке: роль информационных технологий в контексте глобальной экономики, основанной на знаниях» (см. врезку). С правительственными заявлениями на сессии выступили руководители делегаций 15 стран; в подавляющем большинстве это были первые лица — либо представители государств в ООН, либо вице-премьеры, либо министры «профильных» отраслей. Здесь Россию представлял уже госчиновник, а не ИКТ-бизнесмен, но почему-то чиновник с совсем другой, дипломатической «специализацией» — замминистра иностранных дел С. Орджоникидзе.

Актуальные вопросы, поднятые в указанных докладах и декларации, обсуждались на двух эпохальных международных мероприятиях 2000 г. — июльской встрече руководителей восьми ведущих мировых государств на Окинаве (там была принята Хартия о глобальном информационном обществе и создана специальная целевая группа по цифровым перспективам — Digital Opportunity Taskforce, кратко dot force) и сентябрьской Ассамблее ООН, названной «Ассамблеей тысячелетия». В 2001 г. эти проблемы поставлены в центр внимания Всемирного экономического форума в Давосе, сессии ЭКОСОС и саммита «восьмерки» в Генуе.

Дело не ограничилось констатацией серьезных трудностей на пути включения развивающихся государств и стран с переходной экономикой в процесс информационно-технологического развития. Эксперты рекомендовали создать под эгидой ООН целевую ИКТ-группу (ICT Taskforce), чьей основной функцией станет управление специальным фондом развития (development fund). Сначала в него перечислят часть средств из Фонда международных партнерств ООН (так называемого Фонда Тернера), а затем туда будут направляться пожертвования крупных ИКТ-корпораций. Проекты, нацеленные на ускорение экономического роста и подъем уровня жизни населения с помощью информационных и коммуникационных технологий, предполагается финансировать по принципу 1+4, т. е. на каждый доллар, выделенный из фонда, должны будут приходиться четыре доллара, вложенные государством и частными фирмами страны-бенефициара.

В соответствии с программой, принятой на июльской сессии ЭКОСОС, специально назначенные консультанты Генерального секретаря ООН начали проводить серию семинаров. Задачи этих семинаров — выяснить отношение различных стран к сформулированной в министерской декларации проблеме цифрового разрыва и обсудить предложенные там же пути преодоления информационного неравенства. В ноябре 2000 г. такой семинар, получивший особый международный статус, прошел и в Москве (основные положения состоявшейся на нем дискуссии были оперативно изложены как в традиционных, так и в сетевых средствах массовой информации). На семинаре выступили представители:

  • международных организаций (ООН — А. Коротков, ЭКОСОС — С. Камбалов, Мировой банк — М. Бунчук);
  • академической науки (В. Фортов и С. Капица);
  • министерств (Министерство путей сообщения — А. Мишарин, Региональное содружество в области связи стран СНГ — В. Кузьмин, Министерство по связи и информатизации — И. Курносов, Министерство финансов — А. Шадрин, Министерство образования — А. Поляков, Министерство иностранных дел — Т. Авдеева);
  • ведущих российских и западных ИКТ-корпораций (IBS — А. Карачинский, «Аквариус» — В. Дрожжинов, Microsoft — О. Дергунова, IBM — М. Гуриев);
  • общественных и исследовательских организаций (Российский общественный центр Интернет-технологий — Д. Хан-Магомедов, Фонд эффективной политики — М. Литвинович).

Когда идет обсуждение вопросов, которые стоят перед мировым сообществом в целом, и дискуссия проводится в рамках глобальной программы, принятой международными организациями, конечно, крайне важно обеспечить представительство всех заинтересованных сторон и выслушать мнение ученых, бизнесменов, общественных деятелей. В этом отношении состав докладчиков был достаточно солидным, причем все выступавшие высказали ценные суждения о тех или иных аспектах проблемы информационного неравенства и ее особенностях в нашей стране. Особое внимание средств массовой информации привлек доклад руководителя Интернет-департамента Фонда эффективной политики М. Литвинович. В противовес остальным выступавшим она эмоционально назвала проблему несуществующей и высказала мнение, что усиленная актуализация этого вопроса обусловлена давлением крупных ИКТ-корпораций, которые стремятся расширить свой бизнес за счет обслуживания целевых государственных программ по преодолению цифрового разрыва, финансируемых из бюджета.

Столь экстравагантное мнение заслонило от обозревателей, комментировавших семинар, гораздо более серьезный, общественно-политический аспект происходящего, который, как нам представляется, состоит в следующем.

При всей значительности заявленных на семинаре точек зрения представителей науки, бизнеса и общественных организаций наиболее существенной для понимания перспектив развития ИКТ-сектора в России и применения его достижений на благо общества, на наш взгляд, является позиция другой категории участников мероприятия. Важнее всего, как представляют себе проблему государственные чиновники высокого ранга — те, кому предстоит разрабатывать и проводить правительственную политику в данной области.

При решении проблемы преодоления информационного неравенства на первый план выдвигаются государственные органы, регулирующие две группы отраслей. Во-первых, это отрасли-«носители» информационной революции и, во-вторых, отрасли, непосредственно использующие плоды этой революции для улучшения условий жизни населения. Остальные органы исполнительной власти при всей их важности для функционирования государства в целом в данном конкретном случае относятся к третьей, «вспомогательной» группе: она оказывает необходимое содействие первым двум, «профильным» группам.

Если рассмотреть под этим углом зрения состав выступивших на московском семинаре государственных чиновников, то к первой группе можно отнести только Региональное содружество в области связи и Министерство связи, тогда как развитием информационных и коммуникационных технологий должны бы озаботиться и такие органы, как Министерство промышленности, науки и технологий и Министерство экономического развития и торговли. Ко второй же группе и вовсе относится лишь Министерство образования, хотя самое прямое отношение к использованию ИКТ-достижений для повышения жизненного уровня и преодоления отсталости в социальной сфере имеют Министерство здравоохранения, Министерство культуры и Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Зато представителей третьей, вспомогательной группы было трое (докладчики от Министерства путей сообщения, Министерства финансов и Министерства иностранных дел).

Стоит обратить внимание, что чиновники «профильных» министерств сосредоточились на освещении текущих информационно-технологических проблем в отдельных отраслях и ни один из них не претендовал на комплексное видение проблемы или хотя бы на функцию координатора соответствующих исследований. Напротив, представитель «вспомогательного» (по данной схеме) Министерства иностранных дел указал в своем докладе, что рассмотрение социально-экономических последствий информационной революции стало в последнее время одним из приоритетных направлений работы департамента экономического сотрудничества МИДа.

Перевес одних чиновников при отсутствии других и специфическое распределение ролей в разработке проблемы, а также отмеченный выше своеобразный состав представителей России в международной экспертной группе и на сессии ЭКОСОС могут свидетельствовать либо о недостаточно серьезном отношении российских властей к одной из наиболее актуальных проблем современности, либо об особом понимании ими этой проблемы. На наш взгляд, верно второе. Трудно упрекнуть правительство в несерьезности, если, по словам А. Короткова (начальника Департамента правительственной информации Аппарата Правительства РФ и советника Генерального секретаря ООН по вопросам информационных и коммуникационных технологий), выработка политики в сфере ИКТ поручена чиновнику весьма высокого ранга — вице-премьеру**.

Особое, «российское» понимание вопроса проявилось в том, что это вице-премьер И. Клебанов, занимающийся оборонным сектором. Естественно, появление такой фигуры (или его советников) на мероприятиях, посвященных использованию информационной революции для искоренения нищеты и повышения благосостояния населения, вызвало бы явное недоумение международной общественности. С другой стороны, можно понять и логику ВПК: давать слишком много полномочий чиновникам «профильных» министерств ни к чему — в этой сфере, определяющей вектор развития цивилизации в новом столетии, каждый должен знать свое место. Будет удобнее, если выполнять формальные представительские функции на международной арене и курировать продвижение информационно-технологических достижений в социальной сфере станет Министерство иностранных дел, а принимать реальные решения — узкий круг чиновников, связанных с военно-промышленным комплексом. Им виднее, какие ресурсы необходимо выделить на подтягивание до цивилизованных стандартов образования, а какие — на медицину (само собой разумеется, из тех средств, что останутся после перестройки оборонного сектора в соответствии с последними достижениями цифровой мысли).

Если правительство действительно полагает, что важнее всего для нашей страны в деле ликвидации цифрового неравенства — справиться с данной проблемой в военной области, то это очень печально. Тогда российским гражданам следует опасаться не обогащения западных ИКТ-корпораций*** в результате выделения бюджетных средств, а перспективы в очередной раз остаться на обочине цивилизации и утешаться тем, что «зато мы делаем ракеты».

Между тем специфически российская интерпретация проблемы может стать препятствием для полноценного сотрудничества нашей страны с мировым сообществом в области развития ИКТ в целом и для получения сколько-нибудь серьезного финансирования из будущего фонда в частности. Как уже указывалось выше, фонд, управляемый целевой ИКТ-группой, будет предоставлять денежные средства странам, которые не только бедны в информационно-технологическом отношении, но и сумеют, во-первых, представить убедительное обоснование выделения субсидий, а во-вторых, разработать разумные государственные программы и изыскать собственные финансовые ресурсы. Для принятия положительного решения крайне важным аргументом будет социально-культурная направленность проектов, а не просто развитие ИКТ-отраслей самих по себе, и уж конечно ООН не станет финансировать проекты со сколько-нибудь заметной военной ориентацией. Если же после удовлетворения аппетитов российского ВПК остатков с барского стола хватит на нечто образовательно-медицинское, то для получения ООНовских денег потребуется составить грамотные бизнес-планы, в которых должен присутствовать высокий уровень компетентности в отношении как цифровых технологий, так и особенностей их применения в социальной сфере. МИДовские чиновники, которым поручено заниматься данным направлением, конечно, говорят по-английски лучше, чем их коллеги из «профильных» министерств, но одного блестящего английского для выполнения столь специфических функций явно недостаточно.

ОБ АВТОРАХ:

Мария Грачева — заместитель главного редактора журнала «Мир электронной коммерции», e-mail: grach@osp.ru
Константин Преображенский — главный редактор журнала «Мир электронной коммерции», e-mail: const@osp.ru


* Как отметили эксперты, выдающихся успехов в преодолении цифрового разрыва добилась не только Коста-Рика, но и Индия, Мали, Маврикий.

назад

** См.: Коротков А. Над пропастью во лжи // Независимая газета. 30. 12. 2000.

назад

*** Воспрепятствовать этому можно с помощью простого средства — честного прозрачного тендера на право выполнения госпрограмм. Если отечественные компании докажут, что они того заслуживают, предпочтение будет отдано им. И госпрограммы должны быть нацелены не на упрочнение позиций ИКТ-бизнеса как такового, а на развитие науки, образования, здравоохранения, культуры с помощью ИКТ-бизнеса.

назад

Министерская декларация «Развитие и международное сотрудничество в XXI веке: роль информационных технологий в контексте глобальной экономики, основанной на знаниях»

1. Мы, министры и главы делегаций, участвовавшие в заседаниях высокого уровня сессии Экономического и социального совета (ЭКОСОС), которая состоялась 5-7 июля 2000 г., обсудив тему «Развитие и международное сотрудничество в XXI веке: роль информационных технологий в контексте глобальной экономики, основанной на знаниях», приняли следующую декларацию.

2. Мы заявляем, что информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) играют ключевую роль в создании зарождающейся глобальной экономики, основанной на знаниях. ИКТ могут внести важный вклад в ускорение экономического роста и обеспечение устойчивого развития развивающихся стран и стран с переходной экономикой и искоренение нищеты в этих странах, и способствовать их эффективной интеграции в глобальную экономику.* Мы с удовлетворением отмечаем, что ИКТ было уделено пристальное внимание в докладах Генерального секретаря ООН, на заседании высокого уровня сессии ЭКОСОС и приближающемся Саммите тысячелетия. Общий консенсус по данному вопросу нашел отражение в декларации, принятой на недавней встрече «Юг» в Гаване. Мы обращаем внимание, что этой теме был отдан приоритет в процессе подготовки встречи на высшем уровне восьми ведущих мировых держав, которая состоится в Японии, на Окинаве.

3. Мы по достоинству оцениваем усилия всех стран, в том числе на региональном уровне, приложенные для подготовки заседания на высоком уровне сессии ЭКОСОС-2000. Особенно это касается таких мероприятий, как Африканский форум развития (октябрь 1999 г., тема «Африка перед брошенным глобализацией вызовом и информационная эра»), Латиноамериканский и Карибский семинар по информационным технологиям и развитию (июнь 2000 г., Флорианополис, Бразилия) и Региональный «круглый стол» по информационным технологиям и развитию в Азии и Тихоокеанском регионе (июнь 2000 г., Нью-Дели, Индия). Мы принимаем во внимание Декларацию, принятую во Флорианополисе и рекомендации Регионального «круглого стола».

4. ИКТ-революция открывает широкие возможности для экономического роста и социального развития, но одновременно несет с собой проблемы и риски. Наряду со значительными экономическими и социальными благами она может породить и дальнейшее углубление межстранового и внутристранового неравенства. Рассматривая влияние ИКТ на создание глобальной экономики, основанной на знаниях, мы подчеркиваем, что большинство жителей планеты до сих пор обитает в нищете и остается не затронутым ИКТ-революцией. Зарождающаяся новая экономика, для которой становится все более характерной опора на информацию и знания, в процессе создания стоимости, как и ранее, концентрируется в развитых странах. Если доступ к информационным и коммуникационным технологиям и их использование не будут расширены, значительная часть населения развивающихся стран не получит пользы от новой экономики, в основе которой лежат знания.

5. Мы глубоко озабочены тем, что в настоящее время громадный потенциал ИКТ, позволяющий ускорить развитие, особенно развивающихся стран, используется далеко не полностью. Такое положение стало причиной появления «цифрового разрыва». Необходимо принятие срочных и согласованных мер на национальном, региональном и международном уровнях с целью преодоления цифрового разрыва, использования цифровых возможностей и обеспечения того, чтобы ИКТ служили развитию всего населения планеты. В этой связи мы призываем всех членов международного сообщества к сотрудничеству в решении проблемы. Мы считаем необходимым направить силы на преодоление главных препятствий к участию большинства жителей развивающихся стран в ИКТ-революции, таких как неразвитость инфраструктуры и недостаточный уровень образования, мощностей, инвестиций и коммуникативности.

6. ИКТ открывают уникальные перспективы для экономического роста и развития человека. Они создают и развивают широкий спектр инструментов развития — от электронной коммерции до доступа к финансовым рынкам; от увеличения занятости до притока инвестиций, особенно в малый и средний бизнес; от подъема производительности в сельском хозяйстве и обрабатывающей промышленности до расширения возможностей для всех слоев общества; от дистанционного образования до телемедицины, от управления окружающей средой и ее мониторинга до предотвращения и ликвидации катастроф. Чрезвычайно велик имеющийся потенциал для содействия устойчивому развитию, открытию новых возможностей для женщин и молодежи, наращиванию мощностей и мастерства, развитию малого и среднего предпринимательства, уменьшению нищеты, расширению участия населения в принятии решений на всех уровнях и улучшению информационной базы этих решений. Продвижение ИКТ не должно заменять усилия по развитию и модернизации базовых секторов экономики, а дополнять и развивать эти усилия.

7. Доступ к информации и совместному использованию знаний определяется главным образом уровнем образования, имеющимися возможностями (включая необходимые ресурсы), открытостью общества, способностью генерировать и использовать знания, коммуникативностью, разнообразием информационного наполнения и прикладных программ, а также государственной политикой и законодательством. В указанных сферах требуются срочные действия на национальном и международном уровнях, чтобы стимулировать участие всех стран, особенно развивающихся и стран с переходной экономикой, в основанной на знаниях экономике с целью ускорить их экономический и социальный прогресс.

8. Достижение всеобщей коммуникативности (прежде всего среди слоев населения с низким уровнем доходов) во всех странах, и особенно в развивающихся, потребует формирования инновационных подходов и партнерств, в том числе развития групповой и общинной коммуникативности, а также инвестиций частного бизнеса. В этом отношении важно создавать интегрированные многоцелевые и мультимедийные общественные информационные центры.

9 .Далее, для поддержания доступа к результатам ИКТ-революции и гарантий получения обществом ее благ критически важной, наряду с коммуникативностью, является восприимчивость (человеческая и институциональная). Инвестиции в образование, включая обеспечение базовой и цифровой грамотности, остаются главным способом развития человеческой восприимчивости и должны быть в центре любой национальной, региональной и международной информационно-технологической стратегии.

10.В дополнение к указанным двум факторам важное значение имеет разнообразие информационного наполнения. Развитие национальных Интернет-ресурсов и возможность свободного доступа к ним будет способствовать появлению культурно и лингвистически диверсифицированного киберпространства, стимулировать широкое и устойчивое использование Интернета, переход отдельных лиц и компаний в развивающихся странах к экономике на базе знаний, а следовательно, их участие в новой сетевой экономике.

11.Способность использовать ИКТ позволит улучшить условия выхода малого и среднего бизнеса развивающихся стран на мировые рынки. Электронная коммерция открывает доступ к мировому рынку и ускоряет экономический рост. Необходимо предпринять согласованные усилия на национальном, региональном и международном уровнях в целях создания благоприятного климата для электронной коммерции. Особое внимание следует уделить тем странам, которым не хватает возможностей для эффективного участия в этой сфере бизнеса.

12.Важнейшее значение для использования ИКТ в интересах развития имеет рынок, но его одного недостаточно. Чтобы усилить роль ИКТ в мировом развитии, нужны значительные и эффективные совместные действия государств, международных институтов поддержки развития, отдельных организаций-доноров, частного сектора, общественных организаций и прочих институтов. К ним относятся: передача технологий развивающимся странам на всесторонне согласованных льготных условиях (особенно технологий, которые создаются в основанных на знаниях секторах экономики); мобилизация ресурсов изо всех источников, государственных и частных, на национальном и международном уровнях; стимулирование увеличения необходимых мощностей.

13.Мы осознаем, что последовательные и взаимоувязанные действия на национальном и местном уровнях являются определяющими для того, чтобы включение ИКТ в программы развития оказалось эффективным и устойчивым, соответствовало национальной и местной специфике. Поэтому необходимо изучать успешную практику стран и сообществ, уже реализовавших ИКТ-программы, а также результаты внедрения этих программ. Развитые страны должны поделиться с развивающимися государствами и странами с переходной экономикой своим опытом в развитии ИКТ-секторов, чтобы можно было избежать ошибок и получить максимальную отдачу.

14.Национальные программы по использованию ИКТ для целей развития должны быть включены в национальные стратегии развития, сформулированные и воплощаемые на основе национальных приоритетов. В ИКТ-программах необходимо провозгласить национальное видение проблем и подходов к их решению, сформулировать национальные приоритеты и выделить главную задачу, а также обеспечить благоприятный климат для быстрого распространения, развития и использования информационных технологий. Такие ИКТ-программы могли бы включать, в частности, следующие пункты:

а) установление прозрачной и последовательной законодательной и регулирующей системы, способствующей развитию ИКТ-сектора и устраняющей препятствия для роста этого сектора;
б) развитие базисной инфраструктуры, которая необходима для поддержания коммуникативности, охватывающей и наиболее отдаленные территории;
в) применение ИКТ по возможности во всех государственных учреждениях, таких как школы, больницы, библиотеки, государственные службы;
г) формирование, развитие и улучшение качества местных информационных ресурсов, распространяемых с помощью ИКТ, в частности путем введения в них информации на местных языках;
д) распространение повсеместного доступа к ИКТ для всех категорий населения с помощью создания публичных мест доступа;
е) принятие мер к снижению коммуникационных издержек с целью сделать их приемлемыми, в том числе использующих рыночные механизмы и конкуренцию;
ж) разработка политики, позволяющей стимулировать инвестиции в ИКТ-сектор;
з) вложение необходимых средств в развитие интеллектуального капитала, укрепление организаций и сетей, связанных с производством, приобретением, накоплением и распространением знаний;
и) техническая подготовка национальных кадров для управления национальными информационными системами и разработки эффективных ИКТ-проектов;
к) стимулирование цифрового обеспечения уже существующих средств массовой информации;
л) разработка стратегий соединения существующих технологий, таких как радио и телевидение, с новыми технологиями, такими как Интернет;
м) стимулирование создания технологических инкубаторов, соединенных с университетами и исследовательскими центрами.

15.Система Организации Объединенных Наций, в особенности Экономический и социальный совет, может сыграть ключевую роль в объединении и согласовании усилий, предпринимаемых по различным направлениям и нацеленных на расширение влияния ИКТ на мировое развитие:

а) поддерживать национальные действия по использованию потенциала ИКТ путем предоставления помощи развивающимся государствам и странам с переходной экономикой в целях обеспечения полномасштабной и благотворной интеграции этих стран в глобальную экономику, основанную на знаниях, а также интенсивного развития инфраструктуры и создания информационных ресурсов;
б) выполнять функции глобального форума для ускорения и стимулирования всеобщего доступа к знаниям и информации, содействовать развитию норм и стандартов (в рамках своих полномочий и на основе принципов прозрачности, содержательности и сотрудничества, применяя сбалансированный подход к приоритетам развития и инновационным стимулам), помогать в решении таких проблем, как обеспечение культурного многообразия, информационной этики, конфиденциальности, безопасности и искоренение киберпреступности;
в) превратить систему ООН в важнейший «банк знаний» по данному вопросу путем содействия (особенно на региональном уровне, в том числе через сеть образовательных сообществ) в организации систематического и непрерывного сбора, анализа и распространения ИКТ-опыта, дистанционных программ обучения и надежной ИКТ-статистики, а также изучения конкретных проектов, наилучшей практики и успешных моделей;
г) всемерно подчеркивать важность всеобщего доступа к знаниям и информации для стимулирования прогресса;
д) выполнять функции глобального лидера в преодолении цифрового разрыва и раскрытии цифровых возможностей и разработать для этого последовательную системную ИКТ-стратегию, которая обеспечивает координацию и синергию программ и деятельности отдельных организаций под эгидой ООН и превратит ООН в систему, основанную на знаниях;
е) поощрять использование взаимодополняющих аспектов в работе старых и новых средств массовой информации для преодоления цифрового разрыва, в том числе и через ТВ-форум ООН;
ж) сводить вместе наиболее значительных лиц из государственного и частного секторов для развития сотрудничества в данной области.

16.Все страны — члены международного сообщества должны заявить на самом высоком уровне о стремлении к преодолению цифрового разрыва и к тому, чтобы поставить ИКТ на службу мировому развитию и всему населению планеты. Для достижения этой цели должны быть мобилизованы и выделены адекватные ресурсы. В рамках сообщества стран-доноров, а также между донорами и реципиентами необходимо сформировать прочные отношения партнерства, чтобы избежать разорительного дублирования усилий. Нужно поощрять сотрудничество и открытость, в том числе в международных институтах поддержки развития.

17.Мы призываем международное сообщество, включая важнейшие международные организации, фонды, программы и специализированные агентства системы ООН, безотлагательно предпринять следующее:

а) развивать программы, нацеленные на интенсификацию сотрудничества в сфере ИКТ, особенно сотрудничества «Юг–Юг», при разработке проектов (в том числе проектов укрепления прямой коммуникативности среди развивающихся стран);
б) активно исследовать новые, творческие финансовые инициативы в ИКТ-сфере, которые оформляются соответствующими соглашениями, с участием всех важнейших инвесторов, в том числе из частного сектора;
в) разработать меры по существенному снижению средней стоимости Интернет-доступа в развивающихся странах;
г) поощрять меры по увеличению числа компьютеров и других средств доступа в Интернет в развивающихся странах;
д) изучать мероприятия, призванные стимулировать профессиональное ИКТ-образование;
е) находить пути для стимулирования инвестиций в научные исследования в области технологий, товаров и услуг, которые способствовали бы повышению уровня грамотности и мастерства в ИКТ-сфере развивающихся стран;
ж) способствовать передаче информационных и коммуникационных технологий в развивающиеся страны, поддерживать усилия, направленные на расширение мощностей и формирование информационных ресурсов;
з) поощрять научные исследования в областях технологий и прикладных программ, адаптированных к специфическим потребностям развивающихся стран (включая дистанционное обучение, профессиональное образование на базе местных сообществ, цифровую алфабетизацию, телемедицину, организацию эффективного взаимодействия сетей, предупреждение и смягчение последствий природных катастроф);
и) исследовать и определять пути и средства к росту использования ИКТ в фирмах малого и среднего бизнеса в развивающихся странах и странах с переходной экономикой (поскольку данный бизнес представляет собой главный источник роста занятости) и, таким образом, укреплять конкурентоспособность этих компаний в условиях зарождающейся глобальной экономики.

18.Ключевую роль должны сыграть различного рода партнерства, охватывающие государственные органы, двусторонние и многосторонние институты поддержки развития, частный сектор и другие институты. С этой точки зрения мы обращаем внимание на предложение, содержащееся в параграфе 11 доклада экспертной группы, заседание которой проходило 17-20 апреля 2000 г., о создании целевой ИКТ-группы под эгидой Организации Объединенных Наций и просим Рабочую группу по информатике представить свои рекомендации в отношении данного предложения Экономическому и социальному совету.

19.Экономический и социальный совет должен проанализировать полномочия и деятельность подчиненных ему органов, занимающихся ИКТ, и создать методику предоставления ООН и правительствам исчерпывающих, практичных и нацеленных на решительные действия консультаций о политике, программах и новых событиях в сфере использования ИКТ для целей мирового развития.

20.Мы предлагаем, чтобы Ассамблея тысячелетия одобрила данную декларацию.

21.Мы призываем правительства, все организации системы ООН и всех членов международного сообщества безотлагательно трансформировать эту декларацию в последовательные и согласованные действия. Мы предлагаем Генеральному секретарю срочно инициировать все шаги, необходимые для внедрения данной декларации, и представить доклад о предпринятых мерах на сессии ЭКОСОС-2001.

*Здесь и далее выделено редактором
назад

Вернуться