Ирина Степанова Cisco
Ирина Степанова: «Совершенствование сетей мобильной связи позволяет сместить акценты на высококачественные персональные мобильные решения, интерес к которым корпоративных заказчиков постоянно растет»

Развитие телекоммуникаций, включая развертывание сетей 4G, придает новый импульс внедрению решений для совместной работы, повышающих эффективность деятельности современных предприятий. Ирина Степанова, региональный директор Cisco по продвижению в России и СНГ технологий совместной работы, рассказала Computerworld Россия о стратегии работы и планах компании в этой области в нашей стране.

Руководство Cisco Systems считает, что происходящая трансформация бизнеса позволит Cisco стать лидирующей ИТ-компанией. Какую роль в этом играют продукты совместной работы?

Самую важную и непосредственную, поскольку трансформация, о которой говорит наше руководство, затрагивает широчайший спектр вопросов жизнедеятельности людей, включая их взаимодействие в самом широком смысле. Именно взаимодействие, которое становится сегодня всеобъемлющим и распространяется также на мир вещей, является здесь ключевым понятием. Мы сегодня сосредоточены в первую очередь на корпоративном сегменте, поэтому акцентируем внимание на повышении эффективности взаимодействия сотрудников предприятий в процессе их совместной работы. Нельзя сказать, что в этой области сегодня происходят какие-то революционные изменения — идет планомерное развитие технологических возможностей, которые сформировались несколько лет назад. Бума мы ожидаем в области мобильности в корпоративной среде. Распространение мобильных технологий стимулируется не только производителями терминальных устройств и инфраструктурного оборудования, но и операторами, улучшающими сервисы в сетях третьего поколения и развертывающими сети LTE, обеспечивающие высокое качество делового общения.

Что вы включаете в состав технологий, повышающих эффективность взаимодействия сотрудников предприятий?

Прежде всего, я бы отметила унифицированные решения, обеспечивающие управление вызовами. Наша система Unified Communications Manager способна управлять вызовами различных типов, включая и телефонию, и вызовы в процессе видеообщения. Все что связано с видео, имеет для нас чрезвычайно серьезное значение. Это и инфраструктурные решения, и серверы, а также программное обеспечение, и, конечно, терминалы различных типов, в том числе высококачественные системы иммерсивного телеприсутствия. Еще одно направление, значительно повышающее эффективность совместной работы, — поддержка облачных конференций на базе сервисов Cisco Webex, включая решения, которые предприятия могут теперь развернуть на базе собственной инфраструктуры. Следует отметить также приложение Cisco Jabber для объединенных коммуникаций, которое поддерживает функции учета присутствия, передачи мгновенных сообщений, голоса, видео, конференц-связи на компьютерах, планшетах и смартфонах. Что же касается контактных центров, то они также входят в сферу наших непосредственных интересов. Мы видим для себя в этой области большие возможности, в том числе и в России.

На чем делается акцент при продвижении в нашей стране решений для совместной работы?

На видео. Распространение видео оказывает существенное влияние на трансформацию бизнес-процессов предприятий. Причем, как я уже говорила, совершенствование сетей мобильной связи позволяет сместить акценты на высококачественные персональные мобильные решения, интерес к которым корпоративных заказчиков постоянно растет и которые начинают пользоваться массовым спросом. В то же время мы прилагаем все усилия к продвижению «комнатных» решений и других систем телеприсутствия. Очень важно также, что развертывание видео, что особенно заметно в нашей стране, «подтягивает» и другие инфраструктурные решения Cisco, поскольку, как правило, появляется необходимость в модернизации каналов связи, в повышении производительности и качества работы локальных сетей. Внедрение видео­решений сопровождается развертыванием системы управления вызовами, которая позволяет подключать телефонию, работать с программными клиентами. Опыт свидетельствует: каждый доллар, вложенный заказчиком в видео, генерирует три «инфраструктурных» доллара.

Как вы оцениваете общее состояние рынка продуктов для совместной работы в России?

Потенциал для развития бизнеса и продвижения решений Cisco здесь весьма велик, хотя рынок немного отстает от западного, где наблюдается бум облачных технологий. Облачные услуги у нас станут весьма востребованными в течение трех или пяти лет, когда будет покупаться не инфраструктура, а терминалы и услуги, скажем, контактного центра, которые будут предоставляться из облака сервис-провайдером, которым может быть крупный системный интегратор или оператор связи.

А вы не считаете, что такие облачные устремления заказчиков могут привести к снижению продаж инфраструктурного оборудования?

Пока мы этого совершенно не замечаем и даже не допускаем мысли, что облачные решения способны полностью вытеснить ИТ-системы, размещаемые у заказчиков. В любом случае значительная часть организаций сохранит желание ориентироваться на собственные системы, а часть из них, не думаю, что больше трети суммарного пула заказчиков, может перейти в долгосрочной перспективе на облачные решения. Тем не менее мы готовы к такому развитию событий, у нас есть решение Hosted Collaboration Solution, предназначенное для партнеров-операторов, каждый из которых получает возможность формировать различные наборы приложений и сервисов, рассчитанные на различные категории абонентов.

Существует мнение, что многие крупные организации предпочитают иметь собственную ИТ-инфраструктуру, поддерживающую системы совместной работы...

Широко распространено заблуждение, что такой облачный аутсорсинг интересен прежде всего небольшим и средним компаниям. Трехлетний опыт работы с платформой HCS свидетельствует об обратном: мы видим, что в подобных услугах сегодня в большей степени заинтересованы крупные организации, в том числе мультинациональные компании с разветвленной сетью филиалов и представительств. За многие годы работы, слияний и поглощений у них образовался «ИТ-зоопарк», который очень трудно привести к общему знаменателю и охватить единой корпоративной системой. На данном этапе таким организациям необходимо принимать стратегические решения в области развития ИТ-инфраструктуры, и многие из них подписывают соглашения с нашими партнерами-операторами, которые обеспечивают подключение и обслуживание их подразделений во всем мире, включая нашу страну. Ведутся переговоры и с российскими организациями, которые сталкиваются с подобной проблемой.

Если говорить о российских компаниях, то что, по вашему мнению, больше влияет на развитие видеоконференц-связи: желание повысить эффективность бизнеса или сформировать имидж компании?

Могу совершенно точно сказать — не имидж. Многие заказчики долго раскачиваются, но когда начинают внедрение ВКС, то эти сервисы быстро охватывают все направления деятельности предприятия. ИТ-директора и бизнес-руководители стремятся минимизировать затраты и реально стараются использовать технологии для повышения эффективности бизнеса. Очень важной особенностью ВКС, кроме всех преимуществ непосредственного видеообщения, является высокое качество звука. По моему собственному опыту, очень часто общение по мобильной связи бывает весьма затруднительным. Что же касается высококачественного видео, то сегодня уже никто не рассматривает системы иммерсионного телеприсутствия как самоцель. Такие системы — один из видов оконечных устройств. Развитию ВКС в нашей стране способствует улучшение качества каналов связи. Различия в области телекоммуникаций между регионами и центром постепенно сглаживаются. Наряду с этим упрощаются средства организации видеоконференций и управления ими, теперь все это можно делать без обязательного сопровождения специалистами ИТ-служб.