Поставщики услуг связи, тратящие на поддержку операционной деятельности до 30% своего бюджета, крайне заинтересованы в сокращении затрат на обслуживание сетевого оборудования и организацию клиентских сервисов. Эти затраты напрямую зависят от уровня автоматизации бизнес-процессов, осуществляемой посредством специализированного ПО — биллинговых систем, а также программных платформ категории OSS/BSS (Operation Support System/Business Support System — «система поддержки операций/система поддержки бизнеса»).

Сегодня большинство операторов уже приобрели (либо приобретают) подобные системы в собственность, и лишь некоторые арендуют отдельные приложения OSS/BSS. Опыт использования последних на основе облачной модели пока ничтожен. Прежде всего из-за того, что большинство разработчиков биллинговых решений и систем OSS/BSS не готовы предоставить операторам связи свои продукты в облачном режиме. Скорее всего, многие из них даже не заинтересованы в этом, ведь в облаке решения по поддержке операций и бизнеса должны стать для операторов дешевле, что приведет к снижению доходов самих вендоров OSS/BSS. Кроме того, перевод таких продуктов в облако — сложное, затратное мероприятие, и соответствующего опыта у многих разработчиков просто нет. Конечно, они могли бы на коммерческой основе передать свое ПО сторонним компаниям, специализирующимся на предоставлении облачных сервисов, но и эта бизнес-модель для большинства разработчиков тоже еще в новинку.

Правда, некоторые рыночные игроки, например Amdocs, уже располагают специализированными решениями для поддержки бизнес-процесов облачных провайдеров, но это, как говорят, «не имеет отношения к разбираемому делу». Собственно облачных продуктов для телекоммуникационной индустрии на выставке «IT Форум BOSS 2011» не удалось обнаружить даже на стендах ведущих игроков рынка OSS/BSS и биллинга. И только два доклада, действительно сфокусированные на облачной тематике, были представлены в двухдневной конференционной части мероприятия.

Как сообщил на форуме Алексей Хаит, главный архитектор решений OSS/BSS компании «Ситроникс Телекоммуникационные решения», его компания, развивая продажи на международном рынке, обнаружила заинтересованность некоторых клиентов из стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки в реализации облачного сценария использования систем BSS.

«Это низкомаржинальные рынки, и не все местные операторы могут позволить себе владение полноценной инфраструктурой поддержки бизнес-процессов и полнофункциональным биллингом, поэтому ряд операторов, например в Индии, устремились в облака», — поясняет Хаит.

«Ситроникс» предложила на индийском рынке облачное BSS-решение, созданное на основе ее фирменной платформы FORIS. Уже подписано два соглашения о его применении, в частности с Tech Mahindra — одним из крупнейших интеграторов в Индии.

Еще один из немногочисленных примеров облачного предоставления ПО для телекоммуникационных операторов продемонстрировала на конференции компания «Стек Софт». Ее генеральный директор Виктор Кутуков убежден, что SaaS-решения способны значительно снизить стоимость развертывания и содержания в компаниях связи различных элементов инфраструктуры поддержки бизнес-процессов и операционной деятельности.

Сама «Стек Софт» готова предоставить по модели SaaS несколько программных продуктов, включая универсальную конвергентную автоматизированную систему расчетов, систему поддержки операций для операторов связи, новую систему управления отношениями с клиентами, а также систему бизнес-аналитики.

Кутуков назвал несколько причин, по которым облачные продукты для телекоммуникационных компаний с трудом пробивают себе дорогу на рынке. Среди них — проблема «доверия заказчика к облачному провайдеру», сложности с реализацией сквозного соглашения об уровне качества обслуживания, ряд технических препятствий, наподобие производительности сети и приложений, а также юридическое обоснование SaaS-проектов применительно к отрасли связи.