Испытуемый находится в просторной камере, где формируется эффект полного погружения в виртуальную среду. На его голову надевают специальное устройство, похожее на трехмерные очки, благодаря чему создается эффект перспективыВ Университете Квебека (Канада) ведутся работы по интеграции беспроводных средств контроля движения, систем видеоконференц-связи и технологий виртуальной реальности для организации психотерапевтических исследований.

В лаборатории киберпсихологии университета создана система Psyche, которая представляет собой дисплей с шестью экранами, создающий эффект погружения. С его помощью формируются виртуальные среды с полноценными возможностями навигации для субъектов исследования. Предполагается, что система позволит изучать такие психические расстройства, как фобии, состояния повышенной тревожности, сексуальные отклонения и т. п..

«Испытуемый находится в просторной камере, где формируется эффект полного погружения в виртуальную среду, — пояснил Стефан Буше, сотрудник лаборатории киберпсихологии. — Шестиэкранная система проецирует изображения на каждую стену, на потолок и пол».

Кроме того, испытуемый надевает на голову специальное устройство, похожее на трехмерные очки, благодаря которому создается эффект перспективы, и держит в руках особую интерфейсную палочку, служащую для навигации в виртуальном мире. Моделирующие виртуальную среду проекторы размещаются примерно в 4,5 метрах от каждой стены, а гигантские зеркала отображают соответствующие картины на потолок и пол.

Решая задачу навигации в виртуальной среде, лаборатория объединила усилия с компанией InterSense, которая установила систему контроля движения IS-900. Эта система обеспечивает согласование движений глаз пользователя с изображением на экранах, а также поддерживает естественность и точность функционирования беспроводного указательного устройства — интерфейсной палочки.

«Испытуемый может повернуться или наклониться, чтобы, к примеру, заглянуть под стол, и компьютер должен изобразить, что он там увидит, — подчеркнул Буше. — Устройство контроля движения отслеживает положение человека в камере, внутри которой он может произвольно двигаться».

Существенным усовершенствованием технологии контроля движения стала поддержка беспроводной связи.

«Когда речь идет о темном помещении, в котором двигается человек, полностью погруженный в выполняемые им действия, кабели на полу могут представлять для него опасность, — обратил внимание Том Степсис, менеджер по маркетингу и продажам компании InterSense. — Поэтому мы убрали все активные компоненты в углы камеры, где они не так бросаются в глаза и не мешают человеку».

Важность создания иллюзии виртуальной реальности очень велика; в противном случае испытуемые не стали бы вести себя естественно. Если мозг испытуемого распознает воздействие и оценивает его как опасное, у человека непроизвольно возникает чувство беспокойства. В ходе лечения эта реакция используется для того, чтобы моделировать для пациента условия, которых он боится, а затем переносить полученный виртуальный опыт в реальную жизнь.

«Можно создать модель обычной кухни, — пояснил Буше, — и пациент будет видеть себя, двигающегося по ней и манипулирующего с различными предметами. Сейчас, например, мы начинаем использовать эту систему в лечении арахнофобии, для чего ‘создаем’ в углах комнат виртуальных пауков».

В компании InterSense, технология которой реализована в различных симуляторах, в том числе военного и промышленного назначения, надеются, что новая виртуальная среда будет безопасной и интуитивно понятной.

«Университет сможет проводить ежедневно много тестов, помещая пациентов в камеру виртуальной реальности, при этом далеко не каждый из них имеет опыт работы с высокотехнологичными устройствами, — отметил Степсис. — Мы ставили перед собой цель создать очень удобную среду, такую, куда эти люди действительно могли бы ‘погрузиться’».

По словам Буше, лаборатория ведет поиск новых партнеров для работы над проектом. В ближайшем будущем состоится официальное представление Psyche.