В своем вердикте, которого все так долго ждали, суд первой инстанции в Люксембурге высказался в поддержку Комиссии - главного антимонопольного регулирующего органа Европейского Союза - по двум основным вопросам дела.

Суд пришел к заключению, что Комиссия имела полное право запретить Microsoft интегрировать проигрыватель Windows Media Player в операционную систему Windows. Кроме того, компанию справедливо обязали предоставить производителям серверных операционных систем информацию, необходимую для обеспечения интероперабельности с ее продуктами.

Наложенный на Microsoft штраф в размере 497 млн. евро (на тот момент это составляло 600 млн. долл.) также остался неизменным.


Работа над ошибками


Единственная ошибка, которую суд выявил в действиях Комиссии, заключалась в предоставлении независимому контрольному органу права следить за выполнением Microsoft требований антимонопольного органа, предъявленных в 2004 году. "Мы намерены внимательно изучить заключение суда, и если в нем сказано, что мы обязаны предпринять какие-то дополнительные шаги, компания сделает все, что от нее требуют", - заявил ведущий адвокат Microsoft Брэд Смит.

Президент Европейской Комиссии Жозе Мануэль Баррозо приветствовал решение суда. "Вынесенный вердикт подтверждает объективность и справедливость политики, проводимой Комиссией в отношении конкурентной борьбы, - отметил он. - Эта политика защищает интересы европейского потребителя и стоит на страже честной конкуренции между представителями деловых кругов".

Союзники Комиссии также с удовлетворением расценили сделанный судом выбор. "Это великий день для всего европейского бизнеса и потребителей, - подчеркнул глава юридического отдела Европейского комитета по вопросам обеспечения интероперабельности систем (European Committee for Interoperable Systems, ECIS) Томас Винье. - Принятое судом решение будет способствовать более динамичному развитию конкуренции в программной отрасли. 'Нет' - насильственной привязке пользователей, 'нет' - монопольным ценам".


Справедливость и неотвратимость


"Успешно применяя тактику срыва антимонопольных процессов в других частях света, в том числе и в Соединенных Штатах, корпорации Microsoft удалось отсрочить день вынесения справедливого приговора почти на десять лет, - отметил президент Европейского фонда свободно распространяемого программного обеспечения (Free Software Foundation Europe, FSFE) Георг Греве. - Но благодаря настойчивости и блестящей работе Европейской Комиссии в Старом Свете эта тактика провалилась".

Юрисконсульт FSFE Карло Пиана назвал постановление суда "важной вехой в обеспечении свободной конкуренции". "Положен конец представлению о том, что преднамеренное размытие стандартов и спланированную привязку пользователей к своим продуктам можно считать приемлемой моделью ведения бизнеса, - заявил он. - Microsoft заставили вспомнить о наличии конкуренции при закладывании фундамента программной технологии".

Разработчик программного обеспечения Джереми Эллисон, один из авторов файл-сервера и сервера печати с открытым исходным кодом Samba, также одобрил решение суда: "Это очень важный день для всей команды Samba: мы надеемся, что теперь сможем конкурировать с Microsoft на равных. Никто больше не будет ограничивать наш доступ к информации, имеющей отношение к интероперабельности. Сервер Samba сможет предоставить потребителям возможность реального выбора с учетом всех преимуществ свободного использования программного обеспечения".


Пострадают потребители?


Между тем, представители промышленной группы, выступающие на стороне Microsoft, заявили, что постановление суда негативно отразится на мелких и средних предприятиях.

"Комиссия довольна тем, что произошло в суде, однако расплачиваться по счетам придется мелким и средним предприятиям, а также конечным потребителям, - заметил президент организации Association for Competitive Technology Джонатан Зак. - Сегодня Microsoft не выиграла, но на самом деле проиграли европейские потребители и разработчики программного обеспечения.

Потребуется несколько часов или дней для того, чтобы мы смогли дать объективную оценку случившемуся. Но уже сейчас ясно, что вынесенное постановление может оказать 'медвежью услугу' представителям малого и среднего бизнеса.

Вряд ли нынешнее решение суда поможет потребителям и разработчикам приблизить день интеграции в Windows технологий, на которые сегодня ощущается спрос - например, систем распознавания речи или multitouch-интерфейсов". Юристам обеих сторон еще предстоит оценить историческое влияние решения суда, но некоторые моменты понятны уже сейчас.


Windows в двух вариантах


Суд утвердил предписание Комиссии, в соответствии с которым корпорация Microsoft обязана разработать версию операционной системы Windows, не включающую в свой состав проигрыватель Media Player.

"Суд ясно дает понять, что у Microsoft остается право распространять версию Windows, содержащую проигрыватель Windows Media Player, - говорится в заключении. - Требуется лишь предоставить потребителям и вариант без проигрывателя. С технической точки зрения это не влечет за собой ничего, кроме внесения соответствующих корректив в процедуру разработки".

Решение суда, связанное с вопросами интероперабельности, тоже оставляет корпорации все меньше пространства для маневра. Суд согласился с выводами Комиссии, согласно которым "отказ Microsoft предоставить информацию, необходимую для обеспечения интероперабельности, ограничивает технические возможности потребителей и тем самым наносит им ущерб".

Что касается доверенного контрольного органа, то суд заявил, что Комиссия не имела права наделять его автоматическим правом получения доступа к документам Microsoft, входа в помещения корпорации и контакта с ее сотрудниками. В заключении говорится также, что Комиссия неправомерно обязала Microsoft оплачивать все расходы доверенного контрольного органа.

Корпорации было предписано оплатить 80% издержек Европейской Комиссии, организаций, выступавших в этом разбирательстве на стороне Комиссии, в том числе ECIS, а также собственных расходов. Комиссия должна взять на себя оплату оставшихся 20%. Союзники Microsoft, включая организацию Association for Competitive Technologies, полностью оплачивают свои собственные судебные издержки.