«Журнал сетевых решений LAN» организовал круглый стол, собравший ведущих поставщиков структурированных кабельных систем
Дмитрий Ганьжа, главный редактор «Журнала сетевых решений LAN»: «Главный итог встречи в том, что участники рынка СКС стали лучше понимать позиции друг друга»

Рынок СКС, становление которого началось в нашей стране в середине 90-х, достиг к настоящему времени стабильности. Он поделен между зарубежными и российскими производителями — с одной стороны, и поставщиками дешевых азиатских компонентов — с другой. Развитие этого рынка вызвало изменение отношения к структурированным кабельным системам, которые теперь рассматриваются как массовые, а не как высокотехнологичные эксклюзивные продукты.

«Классические СКС практически достигли предела качественных изменений, но это не влечет фатальных последствий для рынка. Ежегодный рост российского рынка СКС приближается к 10%. В такой ситуации следует говорить не о кризисе рынка, а скорее о происходящих на нем изменениях», — считает Андрей Семенов, директор группы компаний «АйТи» по развитию «АйТи-СКС».

Такие изменения характеризуются в определенной степени «застойными» явлениями в продвижении СКС и сложившимися стереотипами их использования, поскольку потребители теперь понимают, что СКС стали неотъемлемыми компонентами инфраструктуры. «Поставщики СКС поделили клиентов, теперь известно, кто из них какую платформу предпочитает. Инсталляторы работают с продуктами различных производителей, которые как две капли воды похожи друг на друга. Творческая конкуренция, характерная для середины 90-х, сменилась борьбой за контракты», — полагает президент группы компаний ICS Юрий Королев.

Большая часть продаж приходится в нашей стране на СКС Категории 5е, которая способна обеспечить быстродействие передачи данных, необходимое для наиболее распространенных приложений. В условиях отсутствия четких требований регуляторов рынка к инфраструктуре предприятий, работающих в различных областях экономики, трудно, по мнению Королева, мотивировать пользователей увеличивать инвестиции в ее модернизацию и развитие. Ситуация может измениться после вступления России в ВТО, когда в нашей стране появится значительно большее число международных компаний.

«Благодушие» брэндов в условиях стабилизации рынка открывает дорогу новым продуктам. Примером тому, как считает исполнительный директор компании ADP NetWorks Дмитрий Мацкевич, служит появление на российском рынке СКС «Ланмастер», созданной на основе компонентов азиатских производителей.

Менеджер AMP Netconnect/Tyco Electronics по работе в России Валерий Капустян не согласен с тем, что заказчики стали безразличны к продукции: «Они становятся более грамотными и им не все равно, какие СКС они используют и кто их инсталлирует». У AMP существенная часть продаж в России приходится на СКС Категорий 6 и 7.

«Наиболее доходны поставки высокотехнологичных продуктов, но большая часть продаж приходится на СКС нижнего уровня», — охарактеризовал ситуацию на рынке СКС Вадим Колодей, менеджер по маркетингу и продажам представительства компании Nexans в странах СНГ.

Стабилизация рынка СКС и давление поставщиков дешевых «безымянных» компонентов становятся причиной ценового демпинга.

«На борьбу с этим тратится много сил. Необходимо устанавливать определенные правила работы партнерской сети и контролировать их выполнение. Но в то же время не следует смешивать продукты брэндов и азиатских поставщиков, которые относятся к совершенно различным сегментам рынка», — полагает Капустян. Однако демпинга как инструмента выдавливания с рынка СКС определенных его игроков, по мнению Королева, у нас не существует.

Наряду с этим наблюдается противоположная тенденция — увеличение стоимости СКС, связанное с ростом стоимости меди (в настоящее время, впрочем, цены стабилизировались), а также материалов, являющихся продуктами переработки нефти. По мнению участников круглого стола, эти процессы, повлекшие в среднем увеличение цены СКС на 30-40%, одинаково отражаются на всех производителях структурированных кабельных систем.

«В сложившейся ситуации наиболее объективным показателем положения на рынке служит объем поставок в натуральном, а не денежном исчислении», — полагает глава представительства Systimax Solutions Роман Китаев.

«Заказчиков нужно убедить в преимуществах именно вашей СКС. Если вы сумеете сделать это, то они будут понимать, за что платят деньги», — полагает Олег Иванников, менеджер по работе с ключевыми клиентами представительства Panduit. Мацкевич же считает, что не менее важно правильно позиционировать предлагаемую систему в ценовым и качественном отношении.

«Прослойкой» между производителями и потребителями СКС служат компании-инсталляторы, от которых в значительной степени зависит качество систем, устанавливаемых у конечных пользователей.

«СКС не доходят до потребителей в виде продуктов с заявленным качеством из-за отсутствия квалификации у монтажников. То, что некоторые компании называют обучением, — не более чем презентации», — утверждает руководитель центра научных разработок AESP Игорь Смирнов.

Наряду с повышением квалификации, очень важно, как полагает Королев, правильно учитывать труд, вложенный в инсталляцию СКС: «Нужно уметь нормировать каждую операцию. Мы проводим такую работу в своей компании, учим партнеров создавать нормировочные таблицы».

Повышению рентабельности способствует также улучшение организации проведения работ, особенно в процессе выполнения крупных проектов, где наиболее часто происходят вынужденные простои монтажников. Именно крупные проекты, считает Семенов, являются той областью, куда следует «выводить» партнеров-инсталляторов и где ведущие производители СКС могут демонстрировать и реализовывать преимущества своих систем.

Одним из возможных путей изменения ситуации с монтажниками является использование опыта США, где существует множество небольших компаний-инсталляторов, которые постоянно привлекаются для установки различных слаботочных систем. Участники российского рынка СКС могли бы, по мнению Королева, гарантировать определенный уровень дохода таким компаниям, работая в рамках «клубной» системы.

Как следует из выступлений во время заседания круглого стола, идея создания независимой организации — клуба работающих на рынке СКС компаний — витает в воздухе. Такая организация могла бы способствовать решению проблем развития рынка и повышению уровня его прозрачности, координировать обмен технологической и коммерческой информацией, а также объединить интеллектуальные ресурсы, ускоряя создание и продвижение стандартов и выпуск книг.

Независимая организация, как считает Китаев, предоставит платформу для общения и освоения новых областей, включая центры обработки данных, системы промышленного применения, безопасность и видеонаблюдение. По мнению участников круглого стола, деятельность «Журнала сетевых решений LAN», более десяти лет профессионально освещающего все многообразие вопросов, связанных с проблематикой СКС, создает предпосылки для появления такой платформы.