«2.0» — так будет называться следующий цикл, посвященный новейшей компьютерной истории, который Computerworld Россия начинает публиковать в наступающем году

Статьей, посвященной виртуальным сообществам, завершился третий цикл регулярных экскурсов Computerworld Россия в компьютерное прошлое. Если учесть, что регулярным еженедельным публикациям предшествовали отдельные статьи на исторические темы, напечатанные ранее, то в итоге всего их накопилось чуть менее 200. Если читатель наберется терпения и последовательно изучит архив еженедельника, то у него вполне может сложиться целостное представление о пути, пройденном вычислительными системами от палочек Непера и Паскалины до Internet. Казалось бы, миссия выполнена и наступил тот счастливый момент, когда на сделанном можно поставить точку.

Но, увы, складывается ситуация, весьма напоминающая события, связанные с публикацией книги Френсиса Фукуямы «Конец истории и последний человек» (www.nietzsche.ru/look/fukuama.php). Напомним, что имя автора и название его книги стали нарицательными из-за ошибочного предположения Фукуямы о том, что с завершением «холодной войны» наступит конец истории в ее традиционном смысле, как хронологии разного рода межгосударственных столкновений. Очень скоро жизнь показала, что Фукуяма отчасти был прав, — действительно, одна история окончилась. Однако, вопреки радужным ожиданиям мира и благодати, началась совсем другая, ничуть не менее драматичная история.

Нечто похожее произошло и в компьютерной истории. Фактически совпавший с рубежом тысячелетий крах Internet-компаний оставил в прошлом пятьдесят с лишним лет компьютерной истории и провел черту между этим прошлым и настоящим. Символично, что с нулевого года третьего тысячелетия незаметно для нас всех началось и новое профессиональное лето?счисление, ведь выходу из любого кризиса неизбежно сопутствует обновление. Реинкарнация произошла не сразу, для этого потребовался не один год: для создания нового поколения технологий требуется как минимум пять-шесть лет. В результате частично 2005-й и весь уходящий 2006 год оказались невероятно богатыми на инновации в области информационных технологий, настолько богатыми, что стоит остановиться и бросить ретроспективный взгляд на короткий послекризисный период.

Самые общие наблюдения сводятся к тому, что компьютерная индустрия перестала слепо подчиняться господствовавшему несколько десятилетий закону Мура, на смену монолитным системам приходят модульные и слабосвязанные (это в полной мере относится как к аппаратным, так и к программным решениям), становятся заметными попытки разобраться с тем, что же все-таки является предметом информационных технологий, выяснить отношение к информации, на смену транзакционным информационным системам приходят системы, работающие в режиме реального времени. Этот перечень можно продолжать и продолжать.

Символом грядущего обновления стали две цифры, разделенные точкой, — «2.0». Одним из первых ими воспользовался Тим О?Рейли для Web 2.0, а дальше со скоростью степного пожара они начали распространяться на самые разные новинки мира ИТ. Не стоит удивляться тому, что «2.0» станет названием следующего цикла, посвященного новейшей компьютерной истории, который Computerworld Россия начинает публиковать в наступающем году.

С искренней признательностью восприму любые предложения и пожелания.

С уважением, Леонид Черняк (cherniak@osp.ru)