«Открытые системы»

Устроители семинара «Новые технологии для больших потоков» заинтриговали собравшихся будущими серверами Sun, не выдав практически ни одной существенной детали

О сервере Sun Microsystems на процессоре Niagara известно лишь в общих чертах, детальные же технические характеристики, порядок цен и даже приблизительные геометрические размеры сохраняются в строжайшей тайне. Что ж, по плану в первом квартале 2006 года Sun начнет выпуск этих компьютеров, вот тогда-то ситуация и прояснится, а пока остается ждать. Однако некоторым нашим соотечественникам повезло больше, чем нам с вами. Жан-Поль Бергманс, глава представительства Sun, сообщил участникам семинара, что в ближайшее время в Москву для тестирования особо важными заказчиками будет доставлен экспериментальный экземпляр.

Билл Шарренберг: «С появлением процессора Niagara возникает принципиально новая волна компьютерных технологий»

Интерес к новому серверу стимулируется тем, что, как утверждает Билл Шарренберг, руководитель процессорных технологий компании, с появлением этого сервера возникает качественно новая волна технологий вычислительных систем. Причем именно технологий: речь не идет о принципиально иных, чем существующие ныне, методах построения процессоров или о каких-то революционных сдвигах в архитектуре, как это было, скажем, лет десять тому назад при первых анонсах IA-64. Скорее можно говорить о новом конструктивном подходе, который станет основой «третьей волны» в аппаратном обеспечении вычислительных систем. Логика смены волн совсем незамысловата. Все сводится к тому, что в ходе эволюционного развития кристалл вбирает в себя все большую и большую часть вычислительной системы. Сначала он втянул в себя центральный процессор, а сейчас может вобрать всю систему в целом.

Развитие компьютеров идет параллельно с развитием полупроводниковых технологий. С 70-х годов развитие архитектур процессоров происходило на фоне систематического роста количества транзисторов на кристалле. В соответствии с закономерностью, известной как закон Мура, это количество удваивалось каждые 18-24 месяца. Есть уверенность в том, что на ближайшие лет десять-пятнадцать эта закономерность останется справедливой. Характерно, что вплоть до последнего времени возможности, предоставляемые полупроводниковыми технологиями, реализовывались только в процессорах, и далеко не случайно то, что зачастую закон Мура ошибочно связывают с ростом производительности процессоров.

Только в начале нынешнего десятилетия появилась возможность строить целиком многопроцессорные системы на кристалле; такие процессоры стали называть многоядерными. У каждого из производителей процессоров, среди которых компании Intel, IBM, AMD и Sun, существует собственный подход к созданию многоядерных процессоров. У Sun в колоде есть козырь — операционная система Solaris, доступная ныне в открытой версии. Располагая этой системой, в Sun могут строить относительно простые многоядерные процессоры, используя в качестве ядер хорошо отработанные процессоры SPARC III и SPARC IV. Агрегируя на одном кристалле первые, Sun получает уже практически существующие с 2004 года процессоры Niagara; агрегируя вторые, получит готовящиеся для выпуска в будущем процессоры Rock. И Niagara и Rock можно называть простыми в том смысле, что для управления ими не требуется дополнительных ядер. В конечном счете и тот и другой представляют собой самый обычный сервер с SMP-архитектурой, только собранный на одной кремниевой подложке. Естественно, это упрощенная трактовка, потому что есть общая кэш-память и другие общие ресурсы, но все это находится под управлением Solaris. И, что принципиально важно, сохраняется бинарная совместимость с существующими процессорами. Переход на многоядерные и многопотоковые конфигурации может оказаться незаметным для пользователей.

Одним из самых интересных мест в презентации Шарренберга был слайд, где размещены фотографии процессоров, снятые в инфракрасных лучах, на одной Niagara c восемью ядрами, на другой — мощный одноядерный конкурент. У Niagara температура ни в одной точке не превышает 60 ?C, а у конкурента в отдельных местах доходит до 107 ?C.

Чего следует ожидать от процессоров третьей волны? Прежде всего, повышения производительности: по этому показателю Niagara-1 «равняется» пятнадцати SPARC III, а его преемник еще вдвое быстрее. Область применения этого процессора ограничена разнообразными Web-приложениями и работой с относительно небольшими базами данных. Создается впечатление, что сервер на базе Niagara может вступить в борьбу с серверами-лезвиями, он явно будет превосходить их по плотности и иметь меньшее энергопотребление. В Sun довольно уклончиво отвечают на вопрос «Не станет ли Niagara убийцей серверов-лезвий?» Бергманс пообещал: «Новый процессор просто изменит весь ландшафт в области Web-приложений». А на вопрос, чего тогда ждать от Rock, ответил, что он сделает то же самое в области корпоративных приложений.