Испытав шок перестройки, компания Computer Associates вышла на свой очередной форум CA World обновленной. Мероприятие, проведенное в Лас-Вегасе, оказалось намного интереснее, чем в прежние годы
Кеннет Крон: «Располагая функционально законченным, интегрированным и открытым программным обеспечением для управления, CA оказалась идеально позиционирована для вступления в новую эпоху, когда потребители окончательно осознали, что эффективность их бизнеса напрямую зависит от управляемости ИТ-ресурсов»

Текущий момент в жизни компании отмечен двумя обстоятельствами. Во-первых, в последнее время в мире наблюдается радикальный сдвиг в области архитектур и программных технологий для корпоративных информационных систем в сторону систем, ориентированных на службы (Service-Oriented Architecture, SOA). CA, один основных поставщиков программного инструментария для управления корпоративными системами, конечно, оказалась втянутой в водоворот связанных с этим событий. Во-вторых, подходит к концу судебное разбирательство, предпринятое американскими властями в связи с процедурными нарушениями, допущенными компанией в своей финансовой отчетности.

Первое обстоятельство, очевидно, более интересно; основное содержание CA World 2004 было посвящено именно ему. Но без второго — о нем по понятным соображениям почти не упоминали в Лас-Вегасе — сложно представить картину происходящего в СА с должной полнотой. Суть прегрешений, допущенных финансистами и юристами CA (многие из них уже уволены), состоит в том, что они использовали известный прием, называемый «тридцатипятидневным месяцем», который сводится к тому, что часть полученной прибыли переносится из одного финансового года в другой, тем самым оптимизируются налоговые отчисления. Обнаруженные злоупотребления не идут ни в какое сравнение с тем, что было допущено в компании Enron и ей подобных, однако реакция правления СА привела к череде отставок, в том числе и в самом верхнем эшелоне. Так, в 2000 году основателя компании Чарльза Ванга на посту генерального директора сменил Санджай Кумар, а буквально накануне CA World 2004 и сам Кумар тоже подал в отставку. Покинули свои посты и некоторые другие менеджеры. Неожиданно на должность временного генерального директора был назначен Кеннет Крон, ставший членом правления компании лишь в 2002 году.

В итоге перестановок сложилась довольно странная ситуация: стратегию СА представлял Крон, человек со стороны, никогда прежде не возглавлявший софтверные компании, тем более такого масштаба. Ранее он работал в компании Vivendi Universal, специализирующейся в области мультимедийных развлечений, а также в известной издательской группе CMP Media. Помимо осуществления текущего руководства в задачи, поставленные перед Кроном, входит поиск преемника, который бы занял его пост, но уже на постоянной основе, а также формирование новой команды топ-менеджеров.

Как ни странно, но все эти драматические пертурбации, по существу, не затронули бизнес CA, что лишний раз доказывает роль компании в ИТ-индустрии и значимость ее продуктов для потребителей.

О масштабах форума CA свидетельствует информационная структура, развернутая на время его проведения. Она включала свыше 100 серверов, 55 маршрутизаторов, 300 концентраторов, 3000 персональных компьютеров и 40 точек для беспроводного доступа. Данная структура поддерживалась инструментальными средствами от CA: она управлялась с помощью Unicenter, ее безопасность и резервное копирование обеспечивались посредством eTrust и Brightstore соответственно. По совокупности мощность информационной системы можно сравнить с тем, чем располагают крупные компании.

Не исключено, что сложившуюся критическую ситуацию стоит рассматривать как своего рода возможность избавиться от груза прошлого и на имеющемся потенциале совершить очередной эволюционный виток. В пользу такого утверждения говорит следующее сравнение. Например, в 2002 году практически вся повестка форума свелась к ребрэндингу продуктовой линейки, к тому, что несколько десятков продуктов были сгруппированы в шесть основных. CA World 2004 никоим образом не был сосредоточен на конкретных продуктах, зато здесь было высказано множество свежих идей.

Несмотря на то что должность Крона временна, это не помешало ему представить масштабное программное выступление — более глобальное, чем те, что звучали прежде. Крон связывает перспективы СА с подъемом очередной, четвертой по его классификации волны вычислительных систем, каждая из которых создавала собственную среду. Первую волну Крон связал с мэйнфреймами, вторую — с распределенными вычислениями, третью — с Internet. Сегодня эти разные по своей природе среды сосуществуют, не будучи гармонично согласованы и не располагая достаточными средствами управления. В отличие от первых трех, четвертая волна, по мнению Крона, должна интегрировать все сделанное прежде и стать эпохой управляющего программного обеспечения (Age of Management Software). Крон подчеркнул, что благодаря прошлой технологической истории в преддверии новой волны компания вышла на удачную стартовую позицию.

«Располагая функционально законченным, интегрированным и открытым программным обеспечением для управления, CA оказалась идеально позиционирована для вступления в новую эпоху, когда потребители окончательно осознали, что эффективность их бизнеса напрямую зависит от управляемости ИТ-ресурсов», — заявил он. Своим преимущественным положением компания готова поделиться с партнерами, для чего разработана партнерская программа One Partner, предполагающая более активное развитие каналов сбыта.

Управление по требованию

Йогеш Гупта: «Возможность организации реализовать вычисления по требованию в существенной степени определяется ее способностью эффективно управлять и обеспечивать безопасность для архитектур, ориентированных на сервисы»

Из услышанного и увиденного на CA World 2004 можно сделать заключение: в компании намечена долговременная программа развития средств управления под общим девизом «Управление по требованию». Йогеш Гупта, технический руководитель CA, отметил важность реализации управления с использованием сервисов: «Возможность организации реализовать вычисления по требованию в существенной степени определяется ее способностью эффективно управлять и обеспечивать безопасность для архитектур, ориентированных на сервисы».

Программа переориентации на сервисы рассчитана на годы, «глубоко эшелонирована», объединена общим стремлением к реализации управления «по требованию». Чем дальше, тем более сложными станут объекты управления и тем полнее управление будет соответствовать требованиям потребителей. Самые близкие цели связаны с продуктовой стратегией Enterprise Integration Management, построенной на основе технологий eTrust, BrightStor, Unicenter и ALLFusion. Совместно эти продукты позволяют управлять имуществом, из которого состоят информационные системы, включая оборудование (серверы, персональные компьютеры, маршрутизаторы и коммутаторы) и программное обеспечение (приложения, прикладная и Web-инфраструктура, СУБД и операционные системы). На нынешнем этапе решение, которое можно назвать тактическим, заключается в создании единой базы данных Management DB, которая позволит управлять имуществом в режиме реального времени и оптимизировать его состав. Следующий шаг состоит в реализации управления средствами систем, ориентированных на службы. Для этого CA интегрирует технологии Unicenter и eTrust с технологией Web Services Distributed Management (WSDM) 3.1, специально спроектированной для архитектур, ориентированных на сервисы, используя XML, CORBA, EDI и другие средства, поддерживающие сервисы. Применяя данное программное обеспечение, пользователь может регистрировать свои сервисы, а мониторинг и управление ими осуществляется средствами WSDM, таким образом обеспечивается обратная связь с пользователями в форме сообщений о событиях и производительности.

Дальнейшее развитие сервисного подхода к управлению связано с развитием еще одного стандарта на базе XML, который назван «языком разметки для центров обработки данных» (Data Center Markup Language, DCML). Внедрение DCML позволит получить отраслевые стандарты управления сервисами, это будет своего рода HTML для центров обработки данных. В состав образованной организации DCML Organization уже входят компании Opsware, Electronic Data Systems, CA и BEA Systems.

Новые направления

К числу новых направлений, объявленных на форуме, относятся средства для управления локальными беспроводными сетями и так называемыми «гридами» (в данном случае речь идет о гетерогенных структурах центров обработки данных).

Преимущества беспроводных локальных сетей очевидны, но их развитие заметно сдерживается отсутствием средств для администрирования и обеспечения информационной безопасности. Гупта признал, что наступает время для беспроводных информационных сред, которые позволяют существенно сократить инвестиции по сравнению с традиционными решениями. Компания считает своим долгом предоставить адекватные средства для управления и обеспечения безопасности. В частности, средство, получившее название Wireless Site Management (WSM), и было публично продемонстрировано на форуме. Правда, пока система WSM существует в бета-версии, но в ближайшее время станет общедоступной. Использование WSM позволяет уменьшить затраты труда на развертывание и администрирование, а также обеспечить необходимый уровень криптозащиты. В демонстрацию, включенную в доклад Гупты, входил наглядный показ средств для очерчивания геометрических параметров зоны действия беспроводной локальной сети. Первоначально на мониторе был показан периметр сети, одна из границ которого проходила посередине сцены; в результате доступ был возможен в зоне, расположенной в нескольких метрах от середины, и невозможен в точке, находящейся симметрично. Затем на глазах у собравшихся на том же мониторе граница была перенесена на пять метров в сторону, и сцена оказалась разбитой на две неравные зоны. Экспериментальная проверка на сцене подтвердила, что граница доступа может быть очерчена с точностью до метра.

Управление «гридами» — еще один шаг CA в направлении архитектур, ориентированных на сервисы, но в отличие от WSM это еще даже не бета-версия продукта, а пока перспективный взгляд на будущее. То, что делается в этой области управления, можно назвать технологическим подходом, который позволит перейти от трехуровневой инфраструктуры, успевшей стать «старой» и состоящей из баз данных, серверов приложений и ПО, к другой — тоже трехуровневой, но принципиально иной архитектуре. На нижнем уровне новой архитектуры находится виртуализованный центр обработки данных, промежуточным уровнем является среда, реализующая службы, а на верхнем — поток работ (workflow) и бизнес-правила. Перспективная система управления, которая должна появиться к концу десятилетия, включает все три уровня.

В направлении к Open Source

В согласии со стратегией управления корпоративной инфраструктурой Enterprise Infrastructure Management CA определила свой путь к Linux. Одной из первых инициатив на этом пути стало объявление о плане возврата СУБД Ingres в «общественное пользование», чтобы она могла применяться совместно с сервером Java-приложений Java JBoss, системой управления Web-контентом Zope и системой управления документами Plone.

Признавая достоинства самой идеи открытых кодов, в СА считают, что существующие правила лицензирования не могут обеспечить достаточную надежность программного обеспечения. Поэтому передачу в открытый домен реляционной СУБД Ingres компания сопроводила новым типом лицензии CA-Trusted Open Source Licence (CA-TOSL), которая является более строгой, нежели другие лицензии подобного рода. Лицензия CA-TOSL позволит объединить усилия собственного исследовательского подразделения компании с инициативой большого числа разработчиков и поможет возродить былую славу Ingres.