Джоном Кемени и Томасом Курцем руководило желание предоставить возможность работы на компьютере как можно большему числу студентов
В 1975 году появился компьютер Altair 8800 с «зашитым», то есть записанным в постоянную память, интерпретатором BASIC, это стало началом революции персональных компьютеров

В первый день мая 1964 года профессора Дартмундского колледжа Джон Кемени и Томас Курц продемонстрировали созданный ими язык программирования BASIC (Beginner?s All-purpose Symbolic Instruction Code), ставший впоследствии самым распространенным. С тех пор эту первую реализацию языка так и называют «дартмундский BASIC», а всего создано свыше 250 различных его диалектов.

Наверняка авторы не предполагали, что их изобретение вызовет такие последствия. Курц писал в своих воспоминаниях, что они с Кемени хотели всего лишь предоставить возможность работы на компьютере как можно большему числу студентов. На тот момент колледж уже располагал мэйнфреймом General Electric 226, но не хватало языка программирования, и его было решено создать собственными силами. Стоит заметить, что математики Кемени и Курц не были профессионалами-программистами. Не отягощенные излишними знаниями предмета, они руководствовались лишь представлением о том, что им нужно. Создатели BASIC частично использовали свою компетентность в языках Fortran II и Algol 60, а остальное «додумали» сами.

Новый язык должен был быть доступным для начинающих, универсальным, расширяемым, интерактивным, обеспечивать быстрое выполнение небольших программ, сообщать об ошибках понятно и «дружелюбно» и скрывать от пользователя особенности операционной системы.

Джон Кемени — один из авторов языка программирования BASIC

Кемени и Курц посягнули на святое: до появления BASIC программирование было уделом ограниченного круга профессионалов, а новый простенький язык нарушил их избранность. Он позволил решать, пусть ограниченные задачи, но практически любому грамотному человеку. Реакция на BASIC со стороны профессионалов оказалась сугубо негативной, главным критиком стал выдающийся программист своего времени Эдсгер Дейкстра, заявивший даже: «Изучение BASIC вызывает неизлечимое повреждение мозгов» и «Обучение BASIC может нанести увечье, караемое законом».

Для активного поборника структурного программирования, врага оператора безусловного перехода GOTO неприятие примитивности BASIC неудивительно, но недальновидность его критики имела отрицательные последствия. Дейкстра и другие интеллигенты от компьютинга не уловили надвигающихся перемен и открыли дорогу дилетантам. Я хорошо помню обсуждение BASIC, имевшее место в середине 70-х годов, с Дмитрием Подшиваловым, одним из самых больших авторитетов в отечественном программировании. Прошло почти 30 лет, но его презрительные слова звучат как вчера, он называл программирующих на этом языке BASIC-monkey.

Относясь к BASIC так, «академики» не смогли в достаточной мере оценить не столько программистскую, сколько психологическую глубину замысла создателей. В 1975 году появился компьютер Altair 8800 с записанным в постоянную память интерпретатором BASIC, это стало началом революции персональных компьютеров. А еще через два года Биллом Гейтсом и Полом Аленом была создана компания Microsoft, выпустившая Altair BASIC. Вскоре появились версии для Apple II и IBM PC. Середина 80-х годов — полоса зрелости BASIC. Даже компания Borland представила в 1985 году Turbo BASIC 1.0. Следующий импульс язык получил, когда Microsoft предложила Visual Basic. Этот язык использовался в 80% всех коммерческих разработок для Windows.

Проигнорировав BASIC, профессионалы уступили дилетантам дорогу к операционным системам и далее, а уж потом «что выросло, то выросло».