Причин здесь две. Первая: бизнес реально все сильнее зависит от ИТ. Вторая: исторически сложилось так, что ИТ-департаменты стали наиболее организованной и стандартизованной частью компаний – своеобразным аналогом армии в нашем обществе. И в поисках порядка многие руководители обращаются к их «уставу». Действительно, если у других функциональных направлений нет «собственного ITIL», то почему бы не взять на вооружение рекомендации, разработанные для ИТ? И дело вовсе не в том, что айтишники умнее остальных, – просто их сообществу удалось распространить лучшие практики построения внутренних процессов. Выяснилось, что в ряде случаев такие практики способны приносить пользу и за пределами ИТ.

Для компаний это стало возможностью повысить окупаемость инвестиций в ITSM-решения и в реорганизацию процессов. Тиражирование получалось чуть ли не бесплатным – разумеется, в тех случаях, когда ИТ-директору удавалось заручиться поддержкой линейных руководителей.

Путешествие гибких методик в бизнес связано также с их успехом внутри ИТ. Наплевав на сокращение издержек, компании взялись перестраивать многократно оптимизированные ИТ-департаменты в самодостаточные agile-команды ради достижения лучших результатов. Да, это влетело в копеечку, но эффектом стало сокращение сроков проектов и – главное – лучшее соответствие потребностям бизнеса. Готовность работать с изменяющимися требованиями сыграла ключевую роль в продвижении agile-методик за пределы ИТ-службы. Ведь эта самая гибкость нужна далеко не только ИТ, а всему бизнесу. Чтобы сегодня успешно существовать, компаниям необходимо продуктовое мышление, им надо непрерывно отслеживать потребности заказчика, мгновенно выводить продукты и услуги на рынок.

«Agile в ИТ – это ничто, если у тебя нет Agile во всей организации», – заявил Герман Греф в начале 2016 года, добавив, что те, кто не освоит этих методик, станут «лузерами». Лузерами быть не хочет никто, и все больше компаний заявляют о приверженности современным подходам, несмотря на определенные опасения по поводу того, что придется работать совсем по-новому.

В основе принципов Agile лежит простая житейская мудрость, которую трудно оспорить: надо больше общаться. Проблема заключается в том, как быть с личными кабинетами, от которых мало кто из начальников готов отказаться, и с удаленной работой, становящейся чуть ли не главным приоритетом современных специалистов. Тем не менее открытые офисные пространства стали стандартом во многих компаниях. Борьбу же за эффективную совместную работу команд пытаются вести как организационно-силовыми методами – усаживая людей на единой площадке, так и техническими – предлагая все более совершенные средства взаимодействия.

Продуктовый Agile и бизнес-DevOpsСейчас настает очередь DevOps – подхода, который из-за своего названия пугает многих, ассоциируясь с армейским спецназом. Роль DevOps в ускорении процессов трудно переоценить, и поэтому можно не сомневаться, что он непременно будет востребован в бизнесе.

Как сочетать различные подходы «в одном флаконе», зачем усаживать ИТ с бизнесом в одной комнате, какова в этом роль CIO и есть ли возможности для его карьерного развития – читайте в интервью Андрея Заварзина, директора дивизиона «Массовая персонализация» Сбербанка.

Николай Смирнов

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF