До конца текущего года вы обещали скорректировать и представить обновленную ИТ-стратегию компании. Какое место в ней отводится программным решениям российского происхождения?

Импортозамещение – важная составляющая ИТ-стратегии РЖД. Сейчас в компании стартовала разработка дорожной карты по развитию информационных систем, в которой будет определено, какие из систем являются целевыми для того или иного процесса, какие будут замещаться новыми разработками, какие являются базовыми. Вот с этих позиций мы и будем рассматривать предложения отечественных производителей. Но конкретных целевых показателей по доле российского ПО при этом устанавливать не планируется. Уже сегодня значительная часть ИТ-ландшафта РЖД сформирована отечественными решениями. Хотя у нас есть технологические платформы иностранного производства (SAP и Oracle), все разработки, которые осуществляются на их основе, – отечественные. А если мы посмотрим на технологические процессы, базовые для железнодорожной отрасли, то там степень использования полностью отечественного ПО значительно выше.

Евгений Чаркин, директор по информационным технологиям РЖД

Рассматриваются ли в РЖД варианты по замене базовых программных решений зарубежного производства?

В четвертом квартале прошлого года, еще до моего прихода, в РЖД обсуждалась возможность широкомасштабной замены базовых компонентов ИТ-инфраструктуры зарубежного происхождения на отечественные технологии. Тогда же было принято решение о тестировании российских аналогов SAP – продуктов компаний «1С» и «Галактика». Я в целом поддерживаю это решение, но нам предстоит понять, смогут ли названные продукты удовлетворить потребности РЖД с точки зрения масштабируемости и функциональности. Мне пока неизвестно о внедрениях такого масштаба, как в нашей компании, у отечественных вендоров. И еще один момент: системы класса SAP работают в РЖД с конца 90-х годов, эти системы создавались на протяжении десятков лет, при этом был учтен опыт крупнейших мировых компаний. Мы, конечно, должны поддерживать отечественного производителя и развивать свои технологии в стране. Но надо четко понимать, что на внедрения, связанные с технологиями SAP, в РЖД уже потрачены существенные ресурсы. И они должны работать и приносить отдачу. Таким образом, решение о переходе с SAP на отечественные разработки нами еще не принято. Проводится их детальное тестирование и анализ возможностей. В зависимости от результатов стендовых испытаний ИТ-служба будет готовить предложения об использовании российских аналогов.

Решение о возможной миграции будет зависеть и от того, каким будет ИТ-бюджет РЖД?

В настоящее время специальный координационный совет, куда входят все внутренние функциональные заказчики, внимательно анализирует поступившие предложения по инвестированию в ИТ. Ожидается, что ревизия инвестиционной программы может быть завершена в течение месяца. В программе будет сделан упор на поддержку экономически обоснованных затрат, на переход к категорийному управлению в области закупок ИТ, на повышение производительности труда и сокращение операционных расходов.