Ведущие аналитические компании единодушны в своих оценках: развитие Интернета вещей — одна из ключевых тенденций наступившего года. Футурологи рисуют фантастические картины скорого будущего. Но так ли далеки эти горизонты от большинства российских предприятий? Могу предположить, что они совсем не далеки и что «расстояние» до них напрямую зависит от энтузиазма ключевых менеджеров предприятий в отношении этих технологий.

Если ERP-система играет на предприятии роль центральной нервной системы, то Интернет вещей — это своего рода аналог периферийной нервной системы, доставляющей в центральную данные от многочисленных датчиков и приборов, которыми оборудованы объекты. Эти данные проходят первичную обработку в MES-системе (если она есть), затем ERP-система преобразует их в информацию для мозга — руководства предприятия.

Уже есть множество примеров использования Интернета вещей на транспорте и в логистике. Так, все более распространенными в России становятся системы на базе геолокации, причем не только на коммерческих предприятиях, но и на государственных, в первую очередь муниципальных. В телекоммуникационном секторе, а также в индустрии охраны и безопасности немало систем класса M2M. Охранные системы сплошь и рядом управляют такими, казалось бы, утилитарными объектами, как двери, ворота, видеокамеры и пр. В производственных компаниях примеров развертывания систем, которые можно было бы ассоциировать с Интернетом вещей, тоже немало. Чаще всего они реализуются в виде отдельных «островков» — участков, оснащенных системами класса АСУТП. Их датчики, установленные на производственном оборудовании, генерируют сигналы, которые консолидируются, обрабатываются и определенным образом интерпретируются.

Совсем не обязательно ждать, когда Интернет вещей появится в виде готовых решений. Более того, могу предположить, что «готовых к употреблению» решений для производственных компаний будет не так много, зато появится множество «конструкторов», которые позволят создать системы Интернета вещей, соответствующие потребностям конкретных предприятий. Начать разрабатывать и развертывать такие системы можно, опираясь на выпускаемые массовым тиражом цифровые датчики. Без программистов обойтись вряд ли удастся, но и большого количества человеко-часов их работы, скорее всего, не потребуется, если, конечно, речь не идет о каком-то сложном оборудовании или замысловатых способах обработки поступающих данных. Как показывает опыт, реализуя такие проекты, можно обойтись небольшими средствами и получить при этом фантастический эффект. Пример — Богородский полиграфический комбинат, рассказ о нем — в этом номере журнала.

Ключевой вопрос нынешнего этапа реализации проектов Интернета вещей — это поиск бизнес-идей и создание на их основе систем, успешно решающих достаточно локальные, но при этом насущные, возможно, застарелые производственные задачи. Продолжая аналогию с организмом, можно сказать, что для начала нужно научить системы Интернета вещей делать нечто полезное. Примерно так, путем тренировки удается научить, например, правильно работать руки — брать предметы, анализировать их температуру, текстуру поверхности, вес, затем обучить работе с инструментами, писать, набирать тексты на клавиатуре и пр. Подобным образом нужно научиться понимать сигналы от оцифрованных производственных объектов и затем подбирать и выполнять подходящие для данного контекста управляющие воздействия, чтобы не только улучшить работу оборудования, но и оптимизировать бизнес-процессы, в которых оно используется.

Вряд ли ИТ-руководителю удастся с ходу самостоятельно найти подходящие идеи для пилотного проекта Интернета вещей — наверняка потребуется обсуждение с руководителями производственных направлений. Впрочем, не факт, что и они легко найдут такие идеи. Поэтому будет очень полезно посоветоваться с массами — с управленцами и сотрудниками низовых звеньев, теми, кто непосредственно работает с производственными активами. Другими словами, для поиска идей проектов в области Интернета вещей, вероятно, потребуются усилия «коллективного разума».

Замечательно, если найдется возможность организовать для обсуждения идей краудсорсинговый проект, например, с применением социальных сред. Вероятно, принесет пользу и вывод обсуждения в более широкий круг профессионалов, в том числе тех, кто работает на других предприятиях. Обмен идеями и опытом будет очень полезен. ИТ-руководителю и его бизнес-коллегам следует внимательно следить как за новинками, так и за появляющимися идеями и опытом в области Интернета вещей, чтобы из всего круга возможностей отобрать самые ценные и полезные для предприятия.