Отдельная проблема возникает в случае, когда мобильность персонала необходима, но устройства пользовательского класса просто неприменимы в «полевых» условиях.

Для востребованности бизнесом мобильное устройство должно сочетать взаимо­исключающие свойства — например, яркость экрана и длительное время работы, маленький вес и защищенность, удобство работы и безопас­ность. Но, пожалуй, именно фактор управляемости и возможность встраивания в существующую инфраструктуру позволяют говорить о полноценном корпоративном использовании мобильных решений.

Подтверждение очевидного

В половине российских компаний планшеты официально признаны рабочими инструментами. Согласно результатам исследования, проведенного аналитической компанией Nielsen по заказу Dell, 51% российских ИТ-директоров заявили, что планшеты входят в стандартный перечень рабочих ИТ-инструментов. Кроме того, в 58% компаний разрешают сотрудникам пользоваться планшетами, приобретенными на собственные деньги. В Китае, США и Индии весьма популярен подход, при котором планшеты приобретаются сотрудниками самостоятельно, но при финансовой поддержке работодателя.

Самой распространенной в корпоративной среде является операционная система Android, но Windows и iOS тоже весьма популярны.

«Компании используют планшеты самых разных платформ, но при всем многообразии можно выделить две их категории: устройство-компаньон (в дополнение к имеющимся ноутбуку или настольному ПК) и устройство «два в одном», способное заменить ноутбук. Повышенные требования предъявляются именно к устройствам второй категории», — говорит Александр Белоглинцев, эксперт по клиентским продуктам Dell в России, Казахстане и Центральной Азии.

С точки зрения унификации компьютерного парка компании и упрощения управления предпочтителен планшет, работающий на той же операционной системе и с теми же приложениями, что и остальные ПК. Производитель должен обеспечить парк периферийных устройств: подключаемые клавиатуры, настольные док-станции, защитные чехлы и т. д. Бытовые же планшеты не всегда предполагают необходимый набор периферии. Но самое главное — корпоративный заказчик ожидает от всех устройств гарантийного обслуживания бизнес-уровня — как правило, запрашивается выездное обслуживание с реагированием в короткий срок.

Планшеты в контексте VDI

«Мне думается, планшетный компьютер сам по себе не является достаточно эффективным для использования в качестве корпоративного устройства, — размышляет Мария Соловьева, менеджер по маркетингу представительства ViewSonic в странах СНГ и Прибалтики. — Да, на нем можно быстро просмотреть почту или получить доступ к каким-то онлайн-ресурсам, но полноценным устройством для работы он может стать только в рамках виртуализации рабочих мест — при построении общей VDI-структуры компании».

Именно в случае развертывания VDI-системы у компаний появляется действительно широкий выбор, какими именно конечными устройствами для доступа к рабочей среде будут пользоваться сотрудники — это могут быть и традиционные компьютеры, и «нулевые», и тонкие клиенты, и мобильные устройства. Безусловно, использование того или иного конечного устройства имеет определенные нюансы, тем не менее основные принципы VDI для пользователя остаются неизменными — это исключительная защищенность всех данных, централизованное размещение данных и приложений в облаке, простота доступа. Технические характеристики конкретного конечного устройства уже не являются решающим фактором, хотя влияют на комфорт работы и на стоимость общей инфраструктуры предприятия.

«Одно из важных требований связано со временем работы: большинству необходимо минимальное время работы восемь часов», — отмечает Андрей Терляков, менеджер категории коммерческих мобильных систем HP в России. Кроме того, в связи с отсутствием нормальных публичных сетей Wi-Fi, 90% заказчиков нуждаются в наличии 3G- или LTE-модемов. Все остальные требования в основном связаны с областями использования: кому-то нужна повышенная производительность, другим критичен вес устройства и т. д.

Наконец, нельзя забывать про совместимость с текущим ПО — именно поэтому многие заказчики сегодня останавливают свой выбор на планшетах с корпоративной версией Windows. Тем не менее, по словам Терлякова, наблюдается увеличение спроса на специализированные устройства под конкретные решения заказчиков, которые могут быть реализованы и на других ОС.

«Подружить» новое со старым

«Мобильные технологии развиваются стремительно, поэтому приходится планировать на два шага вперед», — говорит Игорь Плюснин, руководитель направления развития дистрибуции банка «Хоум Кредит». Интеграция мобильных решений в существующую инфраструктуру — одна из важнейших проблем: нужно оценивать, как новое будет сосуществовать со старым и во сколько это обойдется. Именно поэтому платформа Windows была признана оптимальной при выборе планшетов для мобильных сотрудников банка «Хоум Кредит».

«Клиент не всегда готов идти к нам — значит, мы вынуждены идти к клиенту», — объясняет Плюснин необходимость мобильных решений. Банки всегда считались консервативными, но сейчас они становятся законодателями мод. Банковские продукты становятся наиболее востребованными непосредственно в местах их использования — например, в магазинах. Рассчитывать, что партнеры банка всегда качественно выполняют свою работу, слишком самонадеянно — нужно их контролировать. Таким образом, менеджерам банка приходится работать в мобильной среде.

Мобильных сотрудников банка оснастили планшетами с CRM-системой, дав им всю необходимую информацию о деятельности партнеров. Получив планшеты, менеджеры по развитию бизнеса имеют возможность сконцентрироваться на решении бизнес-задач без привязки к офису.

Обладая постоянным доступом к данным, сотрудники начали действовать более эффективно. Уже на этапе пилотного проекта продажи выросли на 5%, а уровень дистрибуции — на 10–11%. Кроме того, мобильные устройства дают возможность контролировать действия удаленных сотрудников.

«Сейчас сложно перечислить конкретные свойства, которыми должен обладать планшет для позиционирования в данном классе или выделить категории корпоративных устройств. Все дело в том, что до сих пор трудно однозначно определить круг задач такого устройства», — полагает Андрей Васильченко, технический лидер по мобильной платформе IBM Worklight в Центральной и Восточной Европе. Для многих планшет — скорее устройство для игр, чем полезный инструмент в работе, и виной тому крайне низкий уровень мобильной корпоративной культуры. Но это вовсе не означает, что кто-то ставит под сомнение дальнейшее распространение планшетов в корпоративной среде, равно как и постоянно повышающиеся требования к таким устройствам.

Ключевыми, по мнению Васильченко, будут две характеристики устройств — скорость «старения» и простота поддержки. Очень важно выбирать устройства с максимальной поддержкой от вендора и готовностью выпускать регулярные обновления «прошивок». Простота поддержки заключается в цене ремонта и обслуживания парка планшетов. С этой задачей могут справиться «модульные» планшеты. В основе таких концептов лежит идея замены отдельных компонентов аппарата. Возможно, уже через пару лет вместо очередного дорогостоящего флагмана достаточно будет купить к своему устройству новый модуль ценой в несколько десятков долларов.

«Я бы посоветовал ориентироваться на надежных поставщиков аппаратных и программных решений и открытые платформы», — рекомендует Васильченко. Также крайне интересна уже набравшая популярность тенденция кросс-платформенных программных решений, которые помогут минимизировать риски и относительно безболезненно видоизменять мобильную инфраструктуру.

Из множества производителей планшетов имеет смысл выделить тех, кто фокусируется исключительно на защищенных решениях для эксплуатации в тяжелых условиях. Например, компанию Panasonic, два десятка лет выпускавшую защищенные ноутбуки и относительно недавно выведшую на рынок линейку планшетов Thoughpad. В октябре нынешнего года появилось и первое российское защищенное решение — компания «Мобайл Информ» выпустила планшет MIG на базе Motorola Symbol ET1N2. Он рекомендован сотрудникам силовых структур, МЧС, скорой помощи и работникам предприятий нефтегазового комплекса.