Издержки экономики совместного пользования
Airbnb, основанная в 2008 году, стала пользоваться колоссальным успехом, помогая хозяевам жилья сдавать его в аренду на время отлучки — соединяя их с арендаторами.

Судебные баталии между HomeAway и Airbnb и сомнительные автокредиты Uber подчеркивают неприятный факт зарождающейся экономики совместного пользования. Подобные компании не лишены отрицательных качеств, присущих традиционным коммерческим предприятиям

Допустим, у меня квартира в Сан-Франциско и мне нужно уехать на неделю, а кто-то желает остановиться на это время у меня и я готов сдать помещение. Вы получаете меблированные комнаты дешевле, чем в гостинице, а я — деньги за квартиру, которая иначе бы простаивала.

Бизнес-модель компании Airbnb, одной из тех, кто находится в авангарде новой цифровой экономики совместного пользования, состоит в посредничестве при таких сделках. Еще один пионер новой эпохи — сервис Uber, соединяющий пассажиров с теми, кто готов их подвезти. Выглядит несложно, не правда ли?

В теории — да. Но на практике концепция совместного пользования породила, похоже, нескончаемую череду скандалов, судебных исков и разбирательств в городах США. Недавно баталии докатились до Сан-Франциско: HomeAway предъявила своему конкуренту Airbnb иск, заявляя, что городские власти несправедливо отдают предпочтение последнему, принимая законы в его пользу. А про Uber пишут, что компания вынуждает водителей брать очень невыгодные кредиты на покупку новых автомобилей.

По двум этим инцидентам можно выяснить практически все о том, почему экономика совместного пользования не такая благоприятная, как можно было бы подумать.

Об Airbnb

Что представляет собой Airbnb? Основанная в 2008 году, компания стала пользоваться колоссальным успехом, помогая хозяевам жилья сдавать его в аренду на время отлучки — соединяя их с арендаторами. Несмотря на несколько мелких скандалов (один жилец буквально разгромил дом арендодателя, после чего Airbnb начала оформлять клиентам страховки), услуги компании пользовались бешеным успехом. Достаточно сказать, что Airbnb стала крупнейшей компанией, предоставляющей услуги размещения гостей во время последнего чемпионата мира по футболу в Бразилии.

Даже если забыть об отдельных инцидентах с недобросовестными арендаторами, кажущаяся простой бизнес-концепция вызывает целый ряд неудобных вопросов. К примеру, Airbnb — это гостиница или «квартира посуточно»? И разрешает ли вообще закон жильцам сдавать свою жилплощадь на короткий срок?

В Нью-Йорке пользование Airbnb во многих случаях будет незаконным — из-за поправок, регламентирующих требования к гостиницам. Более того, город, похоже, попросту ненавидит Airbnb — это проявляется и в давлении со стороны гостиничного лобби, требующего жесткого регулирования и налогообложения услуг Airbnb, и недовольстве жителей, которые не хотят, чтобы соседи отдавали ключи абсолютным незнакомцам.

Правительство Сан-Франциско относится к Airbnb намного благосклоннее. Благодаря недавно принятому «закону Airbnb» краткосрочная сдача в аренду разрешена, если вы постоянный житель Сан-Франциско, платите налог на предоставление гостиничных услуг и не сдаете квартиру больше чем на 90 дней в году.

Критики сетуют, что этот закон способствует повышению цен на жилье на территории Залива Сан-Франциско, но, с другой стороны, жителям Кремниевой долины где-то нужно брать деньги на немаленькую квартплату.

Результат благоволения муниципальных властей — устранение массы юридических неопределенностей и бюрократических барьеров. Тем не менее в HomeAway заявляют, что пункт нового закона, разрешающий аренду только постоянным жителям Сан-Франциско, противоречит правилам справедливой конкурентной борьбы. HomeAway специализируется на сдаче летних домов, а поскольку компания не участвует непосредственно в финансовых транзакциях, являясь скорее сервисом частных объявлений, чем торговой площадкой, ей сложно платить гостиничный налог. Юристы Airbnb и администрации Сан-Франциско уверены, что претензии HomeAway несправедливы.

Uber против Lyft

Обратимся теперь к скандалу вокруг еще одного «золотого ребенка» экономики совместного пользования, компании Uber. Появившаяся в Сан-Франциско в 2010 году, она выделилась тем, что избавляла от необходимости ловить такси, позволяя вызвать черный кэб прямо к вам с помощью мобильного приложения, автоматически снимающего деньги с вашей банковской карты вместе с чаевыми по окончании поездки. Собственно, «совместного пользования» поначалу еще не было.

Сегодня Uber стала практически синонимом такси для жителей Кремниевой долины. Клиенты сильно жалуются на цены — Uber может повысить расценки в пиковые периоды впятеро, чтобы гарантированно предоставлять машины тем, кто готов за это заплатить. Гости города, впервые пользующиеся Uber, признаются, что простота системы просто ошеломляет. У тех же, кто живет на территории доступности Uber, сервис просто входит в привычку.

Благодаря удобству Uber началась настоящая революция в мире пассажирских перевозок — компания стала стремительно расти, вышла на все крупные городские рынки США и других стран. Но в Нью-Йорке популярность сервиса растет гораздо медленнее, чем в остальных городах, — ввиду строгих правил лицензирования такси и давления со стороны лобби желтых кэбов.

За счет чего же именно растет Uber?

История компании, пожалуй, определяется прежде всего ее конкурентной борьбой с Lyft, последняя позиционирует себя в качестве более демократичной альтернативы. Обе компании позволяют вызвать такси непосредственно к месту, где находится клиент. Но если Uber поначалу имела собственный парк черных автомобилей с водителями в униформе, то Lyft позволяла заработать любому автовладельцу: чтобы обозначить принадлежность машины к сервису, нужно на решетку радиатора прикрепить фирменные розовые усы. Популярной Lyft стала прежде всего благодаря более низким расценкам.

Uber водителям фальшивых усов не раздавала, но в 2012 году ввела в действие программу UberX — аналогичный сервис с меньшими тарифами для тех, кто хотел бы заняться извозом на личных автомобилях. С этого момента конкурентная борьба между Uber и Lyft стала ожесточенной. Как только вторая понижала цены, первая понижала их еще сильнее. Обе компании могли себе позволить работать в убыток благодаря щедрым венчурным инвестициям: Uber на сегодня получила уже 1,2 млрд долл., а Lyft — 332,5 млн. Обе продолжают всеми способами бороться за пассажиров.

В Uber готовы делать все возможное для роста бизнеса, из-за чего последние месяцы она оказалась в центре нескольких скандалов: первые лица компании специально пользовались услугами Lyft, чтобы по пути переманивать водителей; сотрудники Uber устраивали телефонные «DoS-атаки» на диспетчерскую Lyft; а кроме того, на фоне публичных заявлений о том, что водители Uber зарабатывают в год шестизначные суммы, в реальности их комиссии сокращались. Похоже, что руководство Uber поистине не останавливается ни перед чем в конкурентной борьбе и в стремлении увеличить парк своих автомобилей.

Потому не удивляют сообщения в прессе о том, что Uber заставляет водителей UberX покупать дорогостоящие автомобили, которые те не могут себе позволить, в кредит на грабительских условиях, предлагаемых партнерами компании. Такой кредит по сути на несколько лет делает водителей «собственностью» Uber, заставляя отрабатывать автомобиль. Водители соглашаются, поскольку Uber сулит им золотые горы, а когда выясняется, что реальный заработок не такой уж большой, уже поздно — кредит придется выплачивать.

Трудности расширения бизнеса

Новая цифровая экономика породила множество других стартапов, служащих посредниками при сдаче в аренду самых разных объектов, от яхт и скутеров до офисных площадей. На первый взгляд, принципы совместного пользования смотрятся отличным способом зарабатывать на вещах, которыми вы не пользуетесь; но бизнес есть бизнес, его необходимо расширять.

Классическая проблема Кремниевой долины: как превратить хорошую идею в гигантский бизнес? Для сугубо технологической компании сегодня это проще, чем раньше, — просто воспользуйтесь облаком и набирайте клиентуру до тех пор, пока у вас не появится достаточно ресурсов для следующего шага.

Но когда частью головоломки становятся люди, все усложняется. У людей есть свои жизни, интересы и мнения. Если вы один раз недорого заплатите подвезшему вас частнику, это ни на чем не отразится. Совсем другое дело, когда 10 тысяч человек платят за 10 тысяч поездок через посредника. Экономия имеет свою цену, будь то рост тарифов на жилье, риск лишиться квартирного имущества или вынужденная сверхурочная работа водителей, которым недоплачивают, потому что вы выбрали такси с самыми низкими тарифами.

- Matt Weinberger. Airbnb, Uber and problems with the digital-sharing economy. Computerworld (US). 11/05/2014