Майк Лайлс, писатель и пропагандист, побеседовал с экспертом по маркетингу и руководству Джеффри Фоксом о том, какие факторы влияют на характер работы и руководства, как они меняются, и какое наследие мы оставляем

Помните ли вы, как стали руководителем? Об этой волнующей смене статуса, преисполненной надежд, опасений, страха перед неизвестным и всепоглощающего стремления доказывать, что вы готовы к выполнению одной из самых ответственных задач в своей карьере.

Со мной все это произошло двенадцать лет назад. Я был официально назначен на должность менеджера в 2002 году, но и до этого я выполнял роль руководителя и отвечал за поставки решений моей организации. Приступая к планированию взаимодействия с командой, я нуждался в совете, который помог бы мне, повернув одним движением ключ в замке, мгновенно запустить двигатель своей карьеры.

Эксперт по маркетингу и руководству Джеффри Фокс
Эксперт по маркетингу и руководству Джеффри Фокс

И роль такого «ключика» сыграла книга Джеффри Фокса «Как стать генеральным директором: правила подъема на вершину любой организации» («How to Become CEO: The Rules for Rising to the Top of Any Organization»). Эту книгу я пропустил через себя, она помогла мне найти ряд приемов, которые я потом регулярно применял в процессе своей деятельности на посту руководителя.

Главным достоинством ее автора я считаю умение описывать простым языком очень сложные темы. Каждая глава занимает не более трех страниц, и при этом на 162 страницах изложена масса самых разных идей. Логика здравого смысла побуждает читателя думать самостоятельно.

Я был настолько вдохновлен этой публикацией, что начал цитировать выдержки из нее коллегам, распечатывал целиком наиболее понравившиеся мне страницы и вешал их перед собой на стене. В конце концов я пошел в магазин, и каждый член моей команды получил от меня по экземпляру книги. Я хочу сказать, что залог успеха заключается не в том, чтобы все вокруг жили теми же мечтами и представлениями, что и вы. Главное — чтобы все они понимали ваши базовые ценности и ожидания.

Со временем я прочел много других публикаций Фокса. В них объяснялось, что нужно делать для того, чтобы стать большим начальником, суперзвездой маркетинга, жестким конкурентом, а затем и генеральным директором, готовым к постоянным изменениям. Все они были объединены общим стилем изложения: короткие и четкие главы заставляли постоянно работать над собой и стремиться к самосовершенствованию.

Фокс стал моим любимым писателем. Я всегда мечтал с ним встретиться и взять у него интервью. И недавно такая возможность мне наконец представилась.

Моя любимая цитата из книги «Как стать генеральным директором» звучит так: «Создавайте себе репутацию, а не приписывайте заслуги». Она изменила все мое восприятие офисной жизни. А в книге «Блистайте! Искусство трубить не дуя в горн» («Brag!: The Art of Tooting Your Own Horn without Blowing It») описано, как получать желаемое, не прося об этом и не создавая у людей впечатления, что им пытаются пустить пыль в глаза. Что бы вы посоветовали тем, кто чувствует, что если его деятельность в организации не будет постоянно на виду, то очень скоро его отодвинут в сторону более пробивные коллеги?

Действительно, такая опасность существует. Как правило, происходит это, когда в организации процесс подъема сменяется упадком. Однако в хорошей организации хорошие люди, выполняющие хорошую работу, не останутся незамеченными. Акценты следует сместить от попыток получить признание в сторону публикации информации о своей деятельности. Для демонстрации достигнутых результатов используйте ежемесячные отчеты или какие-то другие средства. Станьте экспертом. Займите свою нишу. Чтобы вас воспринимали как эксперта, обучайте других тому, что знаете лучше всего. Начните с чего-нибудь простого — например, с презентации того, как следует выбирать название торговой марки.

Очень важно, чтобы в организации воспитывалась культура победителей. Впрочем, культура победителей тоже бывает разной. Не каждый хороший солдат мечтает служить в морской пехоте. Спросите себя: «Подходит ли мне это место? Делаю ли я здесь что-то полезное?» Глупо жаловаться на отсутствие признания, если ты работаешь не в полную силу.

В начале своего трудового пути я работал в калифорнийской компании, выпускающей шампанское. Меня попросили доставить пять сортов вина на вечеринку, которую устраивала жена генерального директора. Кто-то такое задание мог бы счесть унизительным. Но я так не считал. Я спросил супругу директора, не нужно ли провести сеанс дегустации для ее гостей? Показал, как откупориваются бутылки с шампанским и подобрал хорошие закуски. Директор был впечатлен.

Иногда перед вами открывается возможность одним махом добиться того, на что при других обстоятельствах ушло бы очень много труда и времени.

Как-то раз на вручении дипломов в университете Стив Джобс заметил, что линия, соединяющая жизненные вехи, всегда проводится в ретроспективном направлении. Приходит время, когда, оглядываясь назад, мы понимаем, что определенные трудности, неудачи и смена курса имели решающее значение для нашего нынешнего положения. Был ли у вас переломный момент, определивший весь ваш дальнейший жизненный путь и выбор профессии писателя и руководителя?

В восьмом классе меня попросили подготовить доклад о генерале Уиль­яме Кастере. Фактов удалось найти немного, и доклад вышел очень коротким. Тогда я решил что мне нужно попытаться раскрыть личность Кастера. У меня появились новые идеи и новые перспективы. А когда учитель спросил, действительно ли доклад был подготовлен мною самостоятельно, я понял, что сделал нечто особенное. За работу мне поставили твердую пятерку. И это полностью изменило мой подход к написанию текстов. С тех пор я хорошо усвоил, что не стоит опасаться мыслить нешаблонно и не надо бояться идти вразрез с общепринятым мнением.

Следующим этапом стала школьная ярмарка научных проектов учащихся. Я готовился к этому мероприятию вместе с другом, который был гениальным механиком. Моя задача состояла в том, чтобы выработать идею и представить ее на суд окружающих. Друг же занимался ее непосредственной реализацией. Мы сконструировали камеру, которая могла сфотографировать снежинку. Затраты на ее изготовление составили всего 14 долл. В то время камеры, умевшие снимать снежинки, стоили 100 тыс. долл. В итоге мы на конкурсе заняли первое место.

Какой из полученных вами советов вы считаете самым важным? Какой самый главный совет вы дали бы другим?

Моя память устроена довольно странным образом. Я не могу назвать номер своего автомобиля, но помню многое из того, что видел, когда мне было всего три года. Я собираю хорошие советы всю свою жизнь.

Как я уже отмечал в книге «Как стать генеральным директором», за вас все скажут ваши дела — слова ничего не стоят, важны дела и поступки. И люди будут уважать вас именно за то, что вы делаете. Если вы назначите человеку встречу на определенный час, а сами опоздаете, ваш авторитет безнадежно упадет в глазах этого человека.

Кто оказал самое большое влияния на вашу карьеру?

Я не могу выделить кого-то одного... Таких очень много. Начать, наверное, стоило бы с моей учительницы в начальной школе. У нас проводился конкурс на лучший доклад о прочитанных книгах. Победитель получал специальный приз. Я просто обязан был выиграть, ведь мною было прочитано более 40 книг. «Не уверена, что полностью одобрила бы твой выбор, ведь некоторые книги не относятся к школьной программе, — сказала учительница. — Но сам факт того, что 40 книг были прочитаны, можно только приветствовать». Она превратила чтение в игру, в соревнование, и школьники реагировали на это очень позитивно.

Мой тренер по баскетболу учил своих подопечных, как вести себя до, во время и после игры, а также на занятиях в классе...

Согласно статистике, есть много людей (в том числе и среди тех, кто будет читать эту статью), которые чувствуют, что не властны над своим будущим, что, как бы они ни старались, организация никогда не заметит их вклад в общее дело, не будет продвигать по служебной лестнице и не оценит по достоинству. Что бы вы посоветовали тем, кто жаждет признания?

Фактически мы возвращаемся к первом вопросу. Узнайте, на чем компания зарабатывает деньги, и делайте то, что ей эти деньги приносит. Сосредоточьте свои усилия на этом. Большинство людей не понимают стратегию предприятия — его «реальную стратегию». Что думают в компании о прибыли? Стратегия Burger King, например, заключается в том, чтобы предоставить возможность поиска наилучшего места McDonald's, а затем открыть свое заведение через дорогу.

Если вы хотите, чтобы вашу работу по-настоящему ценили, начните делать то, чего другие не будут делать или не могут делать. Навестите давно забытых клиентов. Поговорите о перспективах, доложите о результатах, позвоните в собственную службу поддержки клиентов и посмотрите на отношение персонала. Как думаете, позвонили хотя бы раз в службу поддержки руководители, отвечающие за новый сайт государственной системы здравоохранения?

Большинство людей склонны переоценивать свой вклад в работу организации. Они полагают, что компания не сможет без них обойтись. Чтобы стать великим, нужно сначала научиться подчиняться. Нацельтесь на результат. Многие этого не делают. Перестаньте бросать налево и направо заумные словечки и бюрократическую абракадабру. Прекратите употреблять выражения вроде «мыслить вне рамок». Не увлекайтесь модными терминами.

Я много раз цитировал ваше высказывание: «Позвольте начальнику выглядеть хорошо, и начальник начальника будет смотреться лучше». Однажды меня спросили: «А как быть, если я не нравлюсь своему начальнику или если он не поддерживает меня?» Многие полагают, что, пытаясь помогать плохому начальнику выглядеть хорошо, вы не добьетесь признания и ваши усилия никогда не оценят. Как лучше поступить в такой ситуации?

Нужно ориентироваться на руководителей своего начальника. Если начальник вас недолюбливает, это всегда вызов. Но помните, что в большинстве ситуаций начальник никогда не получит повышения, если его подчиненные бесперспективны. И вы должны убедить его в том, что он не продвинется выше до тех пор, пока ему не найдется замена. А этой заменой вполне могли бы стать вы.

Если у вас плохой начальник (пусть даже об антипатии лично к вам речи не идет), все об этом знают. В фильме «Цель номер один» начальник не поддерживал главную героиню, но когда ее услышал начальник начальника, то сразу понял, что она обладает всеми необходимыми качествами.

Вы много писали о том, что большие начальники требуют особого внимания, понимания того, как они ведут себя, управляют, оценивают людей. У них нужно учиться. Многим из нас посчастливилось повстречать в своей карьере такого «величайшего босса». Мой недавно ушел в мир иной, но я до сих пор вспоминаю все, чему у него научился.

На протяжении всей своей карьеры я учился у начальников тому, что хорошо, а что плохо. Каждый из них обладал и прекрасными, и не слишком прекрасными чертами. И когда вы говорите о подражании великому боссу, возникает вопрос: как оценивать качества не особо выдающихся людей и как избежать копирования их вредных привычек?

Иногда вам попадается плохой начальник, иногда — хороший. Но помните, что и тот и другой являются отличными учителями. Если жизнь послала вам плохого начальника, то это прекрасная возможность четко уяс­нить для себя все то, чего вам не хотелось бы чувствовать по отношению к своей команде или коллегам.

Мой худший начальник любил присваивать себе чужие заслуги, но не догадывался о том, что все знают за ним этот грешок. Когда я работал в отделе маркетинга, мой плохой начальник оставил мне на столе записку: «Не твой ли рекламный щит я только что встретил на дороге?»

Я ответил: «Да, вы видели мой рекламный щит. Неужели это плохо? Я решил попробовать разместить на дороге рекламу за 2800 долл. вместо почтовой рассылки. И разве не лучше будет, если вы и все остальные водители увидят этот щит?»

Еще одна цитата из вашей книги: «Руководитель, который хвастается тем, что никогда не уходит в отпуск, — либо дурак, либо плохой менеджер» — постоянно висит у меня дома перед глазами. Я продолжаю много работать, но планирую отпуска и обязательно их беру. Какой совет вы дали бы людям, которым регулярно приходится бороться за возможность уйти в отпуск?

В начале каждого года я составляю план. У каждого из нас есть в распоряжении 52 недели. Из этого нужно исключить Рождество, День благодарения, Хэллоуин, дни рождения и т. д. Я заранее вычеркиваю все эти даты из своего расписания. После того как план составлен, он превращается в закон и изменению уже не подлежит. То же самое касается отпусков и времени, предназначенного для общения с детьми.

Наше поведение в повседневной жизни сегодня существенно отличается от того, что было много лет назад. На практике все развивается по экспоненциальному закону. И мы, чтобы добиться успеха, должны идти в ногу со временем. Раньше компьютеры стояли на столах дома или в офисе. Сегодня они в кармане почти у каждого. Подвергается ли изменениям роль лидеров, руководителей, тренеров и наставников в условиях непрерывного изменения самого мира? Есть ли базовые ценности и принципы руководства, которые остаются неизменными даже в эпоху перемен?

Недавно в одном интервью меня спросили: какая технология, на ваш взгляд, могла бы существенным образом изменить маркетинг? Мой ответ удивил собеседника: «Личное письмо в конверте и с печатью». Личное письмо стоит тысячи электронных рассылок. Оно обладает огромным воздействием. А ведь сегодня этими старомодными письмами никто не пользуется.

Сегодняшние 18-летние привыкли общаться посредством текстовых сообщений. Но уже скоро эти молодые люди начнут работать. И очень скоро им будет 40... Мы не можем предсказать, каким станет мир. Социальные медиа, на мой взгляд, антисоциальны в большей степени, чем что бы то ни было. Люди предпочитают электронную почту, Facebook или текстовые сообщения телефону и личным встречам с клиентом. Во многих школах уже не учат рукописному письму. Многие дети не в состоянии определить время на часах со стрелками. Все чаще возникает вопрос: известно ли им, как следует общаться? Внуки отправляют бабушке электронное письмо с благодарностью за подарок на день рождения. Это антисоциально.

Социальные медиа не умеют говорить. И великие лидеры по-прежнему должны вставать перед каждым и общаться с ним лично. Скоро, наверное, правительственные структуры начнут рассылать электронные письма с уведомлением о том, что пора идти на войну. У кого вы скорее купите что-либо: у человека, который продемонстрирует товар вживую, или у того, кто пришлет электронное письмо с предложением что-нибудь у него приобрести?

Раньше мы много раз слышали о том, что телевидение полностью вытеснит радио. Кино вытеснит театр. Розничные магазины перестанут существовать. Эти прогнозы не сбылись и не собираются сбываться. Глупая электронная почта, глупые письма, глупая реклама и т. д. Все эти средства глупы независимо от способа передачи информации. Медийные источники никогда не обеспечат по-настоящему качественное общение.

На вопрос, каким вам хотелось бы остаться в людской памяти, отвечают все по-разному. Некоторые предпочитают жить простой жизнью, наслаждаться семьей и оставить после себя мир таким, каким он был. Другие пытаются совершать революции, давать свои имена звездам и стремятся встать в один ряд с великими. Третьи выбирают нечто среднее: они желают наслаждаться жизнью и вносить в нее какие-то изменения, с тем чтобы мир после них стал лучше, чем раньше. А что предпочли бы вы? Чем бы Джеффри Фокс хотел запомниться потомкам?

«Per ipsa loquitur», что на латыни означает: «вещи говорят сами за себя». Если кто-то хочет остаться в людской памяти, он должен запомниться своими делами. Бабушкин яблочный пирог, отец, играющий со своим ребенком... Наверное, и меня запомнят по тем делам, которые я когда-то делал для других.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF