В крупных холдингах рано или поздно встает вопрос централизации процессов и поддерживающих их ИТ-систем. Во многом это определяет зрелость организации и становится важным этапом оптимизации, дающим возможность дальнейшего развития.

Инициированный холдингом «СИБУР» еще в 2008 году проект автоматизации HR-процессов кадрового администрирования, табельного учета и расчета заработной платы на базе решения «БОСС-Кадровик» стал первым этапом реализации ИТ-компонента комплексной стратегии развития. Ключевая цель стратегии — повышение эффективности деятельности — в той или иной степени важна для любых бизнес-структур. Ее значимость продемонстрировал экономический кризис: без существенных потерь спад преодолели те, кто еще в благополучные годы уделил внимание вопросам оптимизации.

«Разумеется, ИТ не способны возместить падение спроса, однако они позволяют максимально корректно оценивать собственные возможности и положение дел в контексте изменившихся обстоятельств», — уверен Илья Зырянов, директор по ИТ холдинга «СИБУР». Более того, именно ИТ формируют базис для структурирования бизнес-процессов и их оперативного изменения.

Стандартизация процессов

В ходе реорганизации бизнес-единицам были предложены не столько новые ИТ-системы, сколько переход к качественно иному уровню управления информацией. Его ключевой концепцией стали унификация и вертикальная интеграция процессов управления. Предприятия, входящие в «СИБУР», долгое время развивались самостоятельно, и это нашло отражение как в организации бизнес-процессов, так и в используемых технологиях.

Илья Зырянов, директор по ИТ холдинга «СИБУР»
«Правильный выбор базового ПО — еще не гарантия от неудач или недостижения целей проекта. В нашем случае ключевым источником успеха стала синергия ИТ- и HR- проектов», Илья Зырянов, директор по ИТ холдинга «СИБУР»

«ИТ-ландшафт с точки зрения используемых продуктов был разнородным. На каждом предприятии функционировала своя локальная бизнес-система, даже разработки на базе одинаковых программных продуктов были уникальными», — говорит Зырянов. Отсутствие единого решения не могло устроить ни ИТ, ни руководство компании. Это не только повышало затраты на поддержку систем, но и в том числе делало практически невозможным получение объективной информации о состоянии человеческих ресурсов в масштабе всей группы.

«Правильный выбор базового ПО — еще не гарантия от неудач или недостижения целей проекта. В нашем случае ключевым источником успеха стала синергия ИТ- и HR- проектов», — подчеркивает Зырянов. Внедрение ИТ-системы производилось одновременно с внедрением на предприятиях единой системы оплаты труда, концепция которой была сформулирована по итогам объединения разноплановых предприятий в единую группу. Как следствие, стало возможным развернуть общекорпоративную конфигурацию системы в масштабах холдинга. Совместными усилиями ИТ-специалистов и методологов удалось унифицировать в едином решении нормативно-справочную информацию по HR, труду, видам оплат, алгоритмам расчета.

Оптимизация: ИТ и не только

Изначально в качестве HR-системы рассматривались несколько программных продуктов, обеспечивающих необходимую функциональность и удовлетворяющих потребности холдинговых структур. В число кандидатов вошли «1C:Зарплата и управление персоналом», SAP HCM, Oracle HRMS и «БОСС-Кадровик».

«Роль ИТ в ходе проекта во многом была консультативной, важно было проанализировать ситуацию на рынке, определив решение, наиболее соответствующее бизнес-потребностям», — рассказывает Зырянов. Не было жесткой ориентации на отечественного либо зарубежного производителя. Компания стремится использовать лучшие практики, строя свой ИТ-ландшафт на наиболее подходящих, лучших в классе решениях. В данном случае важную роль сыграл опыт внедрения решения «БОСС-Кадровик» в российских компаниях, а также на пилотных предприятиях группы — оно было знакомо как HR-службам, так и ИТ-подразделениям. Соотношение стоимости владения и функционала стало лишь вторым по значимости критерием.

Созданная на основе решения корпоративная система обладает большим запасом устойчивости и, главное, способностью к расширению и модификации в случае изменения бизнес-процессов или масштабирования. Следует отметить, что и в отношении сопровождения «БОСС-Кадровик» является самым безрисковым программным активом «СИБУРа».

С внедрением системы удалось не только стандартизовать процессы и добиться прозрачности информации, но и решить еще одну ключевую задачу — оптимизировать ресурсы, занятые управлением персоналом. Важную роль с этой точки зрения играет централизация функций — формирование на базе отдельных предприятий объединенных центров обслуживания (ОЦО) по различным направлениям. Создание кадрового ОЦО, который возьмет на себя рутинные процессы и операции управления персоналом, на сегодняшний день находится в пилотной стадии. Экономический эффект спрогнозирован, хотя говорить о нем еще рано. «Мы уверены в успехе, так как несколько лет назад уже был реализован аналогичный проект по централизации бухгалтерского учета», — отмечает Зырянов.

С точки зрения оптимизации ресурсов удалось решить и другую смежную задачу — снизить затраты на ИТ-сопровождение. Поддерживать единый шаблон системы всегда дешевле, чем разрозненные программы. Немаловажно и то, что была оптимизирована схема технической поддержки — от поддержки системы сотрудниками ИТ-служб на местах перешли к поддержке единым сервисным подрядчиком. Если говорить о реальном экономическом эффекте, то затраты на доработку и изменение настроек системы снизились на 30%, а централизация обеспечила сокращение расходов на поддержку на 20%.

Будущее: централизация и интерактив

Одно из приоритетных направлений развития ИТ-систем — переход на новый, физический уровень централизации решения. Прежде всего это касается технической инфраструктуры.

«На данный момент решение, пусть и единообразное, развернуто на каждом предприятии. Тому были объективные причины: когда стартовал проект, не было технической готовности к созданию централизованного решения, в том числе по отказоустойчивости», — констатирует Зырянов.

Теперь же появилась возможность централизации. Доступные и надежные каналы передачи данных позволяют эффективно использовать удаленные механизмы доступа к корпоративным информационным системам. И с точки зрения экономики, и с точки зрения управления рисками правильнее централизовать решение и разместить в корпоративном ЦОД. Такие работы ведутся, и реализуется отдельный проект.

Если говорить о дальнейшем развитии HR-процессов, то следующим этапом должна стать интеграция решения «БОСС-Кадровик» с другими ИТ-платформами, охватывающими процессы по обучению и управлению развитием сотрудников. В частности, к таким весьма перспективным инициативам относится построение внутренней социальной сети «СИБУРа», а также создание функционала «Личный кабинет». Имея достаточно хорошо решенные базовые задачи, компания идет к более продвинутым возможностям. Важно, что будет создана единая прозрачная вертикаль кадровых процессов и управления талантами.