К аутсорсингу в экономически сложные времена компании относятся неоднозначно. Многие в такие периоды предпочитают инсорсинг, а если и обращаются к аутсорсингу, то исключительно в целях экономии. Мы попросили Ирину Семенову, вице-президента по маркетингу Maykor, рассказать о модели «бизнес-решения как услуга», набирающей все большую популярность на рынке.

Ирина Семенова, вице-президент по маркетингу Maykor
Ирина Семенова, вице-президент по маркетингу Maykor

Почему в нынешнее непростое время может быть выгоден «инновационный» аутсорсинг, позволяющий не только экономить, но и получать принципиально новые возможности для бизнеса?

В условиях стагнации экономики компании вынуждены формировать бюджеты, отталкиваясь не от реальных потребностей, а от необходимости сокращать затраты. Выкроить средства на развитие и обновление ИТ при таком подходе весьма проблематично. Пока что аутсорсинг в России еще не развит настолько, чтобы бизнес мог рассчитывать получить от него не только экономию, но и инновации, однако этап, когда бизнес ожидает экономии и ничего больше, уже пройден. Это и обусловило появление на рынке услуг класса «бизнес-решения как сервис» (Business-Solutions as a Servise, BSaaS) — предоставление клиенту готовых сервисов со всей необходимой инфраструктурой на условиях абонентской оплаты. Комплекс услуг Maykor включает автоматизированное рабочее место как услугу, управление мобильным персоналом, аутсорсинг печати, мониторинг и контроль транспорта как сервис, управление кадровым составом и др.

Благодаря услугам BSaaS аутсорсинг не только помогает бизнесу экономить, но и привносит дополнительные инструменты для развития, на что в непростых экономических условиях не всегда находятся средства, да и не доходят руки. Например, предоставляя услуги по мониторингу и контролю транспорта, мы даем в аренду все необходимое навигационное оборудование и ПО, посредством которого клиент в режиме реального времени получает доступ к информации о работе транспортного парка.

При достаточно большом разнообразии аутсорсинговых услуг и форматов тяжело определить, какой сервис действительно является «новой конфетой», а какой — просто подается в новой обертке. Чем отличается формат BSaaS от других, предлагаемых аутсорсинговым рынком?

В отношении аутсорсинговых услуг слово «инновация» не всегда следует понимать в его узком смысле — «принципиально новое». Инновационная аутсорсинговая услуга — это не просто новый способ удовлетворить потребности клиентов, а способ, при котором достигается больший экономический эффект. Если базовый уровень ИТ-аутсорсинга подразумевает поддержку инфраструктуры заказчика, то BSaaS — предоставление этой инфраструктуры в аренду вкупе с ее техническим обслуживанием, поддержкой, ПО и часто персоналом. Таким образом, заказчик не просто получает сопровождение, а полностью передает выполнение бизнес-процесса аутсорсеру, что помогает заказчику сосредоточиться на ключевом бизнесе. В зависимости от услуги, по нашему опыту, экономия клиента может составлять до 55%. В случае с BSaaS процесс опирается на технологии, может включать или не включать использование персонала аутсорсера. Для сравнения, при ауторсинге бизнес-процессов (BPO) в первую очередь задействуется персонал аутсорсера, а использование технологий с его стороны второстепенно (или они могут вообще не применяться) — это процессы документооборота, кадрового делопроизводства, бухгалтерии и т. д.

Можно предположить, что сервисы типа «бизнес-решения как услуга» весьма востребованы в мелком бизнесе, где создание и поддержка собственной ИТ-инфраструктуры обременительны. За счет чего можно привлечь внимание более крупных заказчиков?

И малый, и крупный бизнес живут в одних и тех же экономических условиях, которые, с одной стороны, обязывают повышать эффективность ИТ-инфраструктуры, а с другой — снижать затраты на ее сопровождение. Выполнить оба этих требования — задача не из простых. Регулярное обновление и модернизация ИТ-инфраструктуры, подстраивание ее под постоянно меняющиеся потребности бизнеса требуют больших инвестиций, и чем крупнее компания — тем больше издержки. Устаревшая ИТ-инфраструктура — проблема многих компаний. Приобретая пакет BSaaS, крупный бизнес избавляет себя от необходимости капитальных затрат на обновление ИТ, при этом повышая качество ИТ-сервисов. Кроме того, дополнительное преимущество BSaaS — легкая масштабируемость. Это важная характеристика для организаций, строящих филиальные сети.

Российский аутсорсинг еще далек от зрелости. Аутсорсинговые услуги BSaaS и BPO хотя и увеличивают свою долю на рынке, но еще сильно уступают по популярности сервисам первого уровня — по технической поддержке инфраструктуры. Формат «бизнес-решение как услуга» становится мостом для перехода на новый этап взаимодействия с поставщиками услуг. На рынке уже сформированы предложения по эффективному управлению вспомогательными процессами бизнеса, потенциал этого направления оценивается очень высоко.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF