«Встряска мозгов» или потерянное время?

Чаще всего побудительными мотивами к получению степени МВА служат стремление к карьерному росту или необходимость новых знаний для успешной работы на текущей позиции. Как показали результаты опроса, проведенного порталом Superjob.ru, продвижение среди выпускников действительно происходит. Лишь один из пяти менеджеров не смог использовать полученные знания для продвижения по карьерной лестнице. При этом 85% выпускников бизнес-школ отметили, что образование дало им в первую очередь знания и навыки, необходимые для успешной работы, 5% основным результатом образования назвали «престиж в глазах работодателя и партнеров по бизнесу», еще 4% оценили в основном приобретенные связи и знакомства.

Диаграмма Диаграмма

Как сошлись во мнении эксперты в рамках дискуссии «MBA для ИТ-директора» на портале Global CIO, багаж знаний специалиста «весит» для работодателей гораздо больше, чем бренды полученного им образования. Однако стоит ли диплом MBA потраченного времени и денег?

«Заканчиваю в этом году программу MBA с международным дипломом по управлению финансами. Могу сказать, что горизонты знаний расширились, появились новые связи и полезные знакомства. Повлияло ли на общий доход? Пока нет, скорее это расходная составляющая», — говорит Денис Ичаловский, директор ИТ-департамента NVB Group. По его мнению, упор на дополнительное платное обучение отвечает только тем целям, которые человек сам себе ставит.

Если же рассчитывать на повышение зарплаты, то можно сказать, что прибавка будет не более 10–15%, так что окупаемость подобных инвестиций — сомнительная. Стоимость обучения по программе MBA со стажировками за рубежом окупится не менее чем за пять — восемь лет, в зависимости от выбранной программы.

Сергей Кухарев, ИТ-директор сети магазинов «Высшая лига», свое обучение в «школе капитанов» тоже расценивает как полезное. Оно позволило расширить границы сознания, снять внутренние ограничения, подкачать управленческие навыки. Потраченные личные деньги Кухарев планирует «отбить» за три года, а что касается карьеры — перейти с должности ИТ-руководителя на пост операционного директора.

«Недавно защитил квалификационную работу в ВШЭ по программе MBA. Считаю, потраченные инвестиции окупились. Даже по внутренним ощущениям и общению с коллегами понимаю, что качественно вырос как руководитель», — говорит Антон Тарасов, руководитель проектов «Ай-Теко». Системное обучение — это не тренинги, а управляемое развитие компетенций. Из разрозненных на первый взгляд предметов на выходе сформировалась довольно ясная картина бизнеса с точки зрения управленца. Следующий этап развития — занять должность ИТ-директора.

«Целесообразность получения MBA существует только в том случае, если вы целеустремленный человек и знаете, куда идете и для чего, понимаете все плюсы и минусы программы», — добавляет Тарасов. При этом следует планировать свою деятельность так, чтобы уже в процессе обучения начать применять получаемые знания.

«Для современного ИТ-руководителя, учитывая его «технарское» образование, необходимы знания по различным аспектам менеджмента, экономики, финансов, управления персоналом, лидерства. Именно программа МВА призвана дать все эти знания в систематизированном и проработанном виде, в сочетании с большой практической составляющей», — подчеркивает Александр Олейник, директор Высшей школы бизнес-информатики. Никакое самообразование и короткие курсы не заменят системного образования в течение двух лет. Но цели и ожидания — это очень важный, определяющий вопрос, и поступающий должен ответить на него сам. От этого зависят и выбор программы, и результаты обучения.

Разумеется, наличие опыта и практических знаний для любого специалиста гораздо важнее формальных титулов. Более того, в некоторых российских компаниях диплом МВА может быть и отрицательным фактором. Не всем начальникам нравятся «умники» с МВА. Хотя нормальных руководителей гораздо больше.

«Читала и рецензировала выпускные работы как аспирантов, так и выпускников МВА: качество не всегда радует. Лучше всего, как мне кажется, идет дело в области специализации по той или иной технологии или конкретной области управленческих знаний, — констатирует Татьяна Орлова, заместитель председателя экспертного совета iTSMF. — Комплексный подход имеет место очень редко: зачастую преподают беспорядочно, как получится».

«Что второе высшее образование, что МВА — разница в принципе невелика. Смотря где учиться и смотря у кого: как всегда, важны персоналии», — говорит Орлова. Важно, что расширяется круг общения и меняется обстановка, то есть происходит «встряска мозгов».

«Согласен с тезисом, что МВА как встряска мозгов полезна. И бесспорно — очень важно, чтобы вся программа была составлена методически грамотно», — отмечает Алексей Газизов, заместитель генерального директора по ИТ компании «ТиссенКрупп Материалс». Уровень преподавателей — это то, что и определяет вкладываемые в студента знания. Нужен именно преподавательский навык, а не только «звездность». Не зря говорят, что с аппендицитом лучше справится хирург из районной больницы, а не академик.

«MBA российского происхождения практически ничего не дает сложившемуся и успешному ИТ-директору. Уровень преподавания и квалификация части сотрудников школ оставляют желать лучшего», — уверен Евгений Сизов, ИТ-директор сети «Связной». Не случайно число специалистов, получивших МВА, растет, но дефицит ИТ-руководителей на рынке труда ничуть не уменьшается. Если же у менеджера в резюме будет значиться бизнес-школа Гарварда, то его мы в России, скорее всего, не увидим — у нас очень мало рабочих мест с достаточным уровнем оплаты таких специалистов.

Дополнительное образование сейчас многим необходимо из-за относительно невысокого уровня современного образования. Последние результаты ЕГЭ показывают истинные проблемы образования в России — уровень подготовки в средней школе явно недостаточен для усвоения программ вузов.

«Я тратил время на образование МВА ровно до того момента, пока не понял, что зря трачу время. Практически все, что преподавалось, давно уже было пройдено», — резюмирует Сизов.

«Получил МВА, потому что был нужен именно диплом — собирался руководить ИТ-службой в крупной энергетической компании», — признается Олег Звонов, генеральный директор «Оператора электронного правительства». Полученные при этом полезные дополнительные знания и расширение кругозора были лишь бонусом.

«МВА — это действительно наживка, на которую клюют некоторые работодатели, сформировавшие свои взгляды под воздействием западной бизнес-культуры», — считает Андрей Соловьев, главный инженер компании «Геофизические Системы Данных». По его мнению, гораздо больше пользы приносят владение методом системного анализа и способность погружаться в новую предметную область. Этому неплохо учат и на технических факультетах вузов. Заводить же полезные знакомства можно на форумах и конференциях.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF