Бизнес и технологии

Понимают, но не используют

Как констатируют в Ernst & Young, компании не используют возможности Больших Данных для противодействия мошенничеству. Согласно данным исследования Big risks require Big Data thinking, 63% руководителей крупнейших компаний согласны с необходимостью наращивать внедрение мер противодействия мошенничеству и коррупции, включая использование средств интеллектуального анализа данных.

Как отмечают аналитики, все большее число компаний используют анализ структурированной информации для получения актуальной информации о состоянии бизнеса и принятия операционных решений. Однако на практике видна и тенденция к совершенствованию используемых компаниями технологий и расширению источников данных, что позволяет получать более релевантные результаты анализа.

72% респондентов признают, что развитие технологий Больших Данных способно сыграть ключевую роль в противодействии мошенничеству, так как содействует более раннему обнаружению незаконных действий. В то же время только 2% участников исследования применяют технологии анализа Больших Данных и лишь 11% используют методы статистического анализа информации.

Лояльность как часть стратегии

Постоянно растущие ожидания клиентов формируют бизнес-среду, в которой большинство компаний вынуждены бороться за выживание. Как показало исследование, проведенное Avaya, средства управления клиентским опытом (Customer Experience Management, CEM) становятся все более востребованными.

Мероприятия CEM напрямую влияют на успешность бизнеса. Исследование выявило устойчивую связь между наличием сильной CEM-программы и ростом прибыльности. 91% компаний, заметно увеличивших свою прибыль, имеют действующую CEM-программу. Именно в этих компаниях отмечают рост удовлетворенности и лояльности клиентов, а значит — и увеличение повторных покупок. По мнению исследователей, это напрямую связано с тем, что 88% покупателей предпочитают тратить свои деньги в тех компаниях, которые облегчают им процесс покупки.

Хотя 95% бизнес-руководителей утверждают, что CEM станет важной частью их стратегии в 2014 году, только у 59% из них есть полноценный план. Но даже имея таковой, они не могут гарантировать, что CEM-мероприятия принесут плоды: 83% компаний могут организовать автоматический сбор в реальном времени лишь некоторых элементов персонализированной информации о пользовательском опыте. А процент неудачников просто ужасает — только за последние три года CEM-инициативы не оправдали себя у 81% компаний. Основной причиной такого положения дел становится рассогласованность проектов с предпочтениями пользователей, что указывает на проблемы внутри самой организации.

Современный мультиканальный подход к обслуживанию клиентов требует сильной технологической поддержки. Среди компаний, не имеющих действующих CEM-программ, 31% ссылаются на отсутствие доступных технологий, причем среди мультиканальных компаний их доля возрастает до 35%.

Аналитика на службе у пассажиров

Качество обслуживания авиапассажиров будет радикально улучшено с помощью бизнес-аналитики. Согласно результатам исследования, проведенного SITA, к 2016 году большинство авиакомпаний и аэропортов обеспечат своим пассажирам возможность с помощью смартфонов свободно ориентироваться в незнакомом аэропорту, отслеживать статус рейса и местонахождение багажа. Уже сейчас почти все авиакомпании и 90% аэропортов инвестируют в новые BI-решения.

Отслеживание статуса рейса уже стало самой востребованной мобильной услугой. К концу 2016 года ее смогут предоставлять большинство авиакомпаний и аэропортов. К этому времени получат широкое распространение и те услуги, которые на сегодня носят нишевый характер. Так, 61% авиакомпаний будут предоставлять пассажирам возможность проверить местонахождение багажа, а 79% аэропортов смогут уведомлять, например, об очередях в зоне предполетного досмотра или сообщать, сколько времени необходимо, чтобы дойти до нужного выхода на посадку. Появятся и навигационные мобильные приложения для ориентирования в аэропортах.

Исследование выявило отчетливую тенденцию в авиатранспортной отрасли: активное развитие мобильных услуг и разработку приложений для смартфонов. Однако появление новых сервисов во многом будет зависеть от способности компаний систематизировать поступающие объемы данных и выдавать на выходе в удобном формате необходимую информацию для пассажиров и авиаперсонала. Анализ показывает, что в среднем отрасль сейчас находится только на полпути к достижению нужных результатов.

Сочетание BI-решений и инструментов прогнозного анализа позволяет улучшить качество обслуживания пассажиров. Раньше авиакомпании начинали реагировать на события только после того, как плохая погода или другая внештатная ситуация приводила к нарушению расписания полетов. Однако с помощью BI-решений появляется возможность анализировать прошлые сбои и накапливать данные из разных источников для прогнозирования возможных нежелательных событий и разработки превентивных мер. Переход от практики реагирования к активным профилактическим действиям позволяет извлечь значительные преимущества для пассажиров и авиакомпаний.

Управление

70% CIO «не видят за деревьями леса»

Подавляющее большинство ИТ-директоров являются интровертами и, более того, имеют склонность излишне вдаваться в детали, что негативно влияет на их менеджерские качества. Профессор Джо Пеппард из берлинской Европейской школы менеджмента и технологий применил систему психологического тестирования Майерс-Бриггс (Myers-Briggs Type Indicator) к ИТ-директорам, бывшим и являющимся его студентами.

В результате из 16 возможных психотипов 70% подопечных попали в категорию ISTJ (Introversion, Sensing, Thinking, Judging — интроверсия, ориентировка на конкретную информацию, рациональное взвешивание альтернатив, предпочтение планировать и заранее упорядочивать информацию).

Действительно, в профилях ИТ-директоров может быть много общего с точки зрения восприятия мира и принятия решений. Однако их склонность черпать энергию внутри себя вызывает настороженность.

Люди категории ISTJ часто проявляют себя как хорошие исполнители, но не руководители. У них, утверждает Пеппард, высокоразвитое чувство ответственности и лояльность компании, они способны строить крепкие отношения с коллегами, но предпочитают работать в одиночку. Их можно описать как практичных, прагматичных и здравомыслящих, но эти же качества можно представить как обособленность, негибкость и излишнюю серьезность. Они стремятся к совершенству, но слабы в делегировании полномочий. Часто углубляясь в детали, они «не видят за деревьями леса».

Как результат, для большинства ИТ-директоров хороша работа в пределах установленных рамок и инструкций. Однако работа руководителя предполагает много свободы и отсутствие четких правил, что может стать проблемой.

Несмотря на негативные в целом выводы, Пеппард полагает, что его исследование несет благо: знание своих слабых сторон должно позволить людям работать над собой.

Удержание начинается с первого дня

Приглашая в ИТ-команду нового сотрудника, важно обеспечить его адекватную адаптацию в коллективе, выходящую за рамки выдачи стандартного «комплекта новичка». Как показало исследование BambooHR, 52% недавно приглашенных в компании ИТ-специалистов хотят, чтобы процесс адаптации был хорошо организованным и структурированным, включающим дополнительные тренинги. Такие программы могут быть полезны не только самим сотрудникам, но и работодателям, они помогут быстрее получить мотивированного и эффективного специалиста. При этом они должны занимать не пару дней, и даже не неделю.

76% респондентов отмечают, что обучение в процессе работы является одной из наиболее критичных составляющих адаптационной программы. Еще 53% говорят о важности обратной связи относительно первых результатов работы.

Хотя адаптационные мероприятия могут показаться дорогостоящими и обременительными, они являются самыми эффективными методами удержания сотрудников и обеспечения их лояльности. 75% HR-менеджеров

уверены, что грамотно выстроенные процессы стоят затраченных на них сил.

Техника безопасности

Киберпреступники учатся терпению

Данные исследования, проведенного Symantec, демонстрируют существенное изменение поведения киберпреступников — теперь они несколько месяцев разрабатывают и подготавливают крупные атаки, вместо того чтобы использовать мелкие, быстрые и малоприбыльные акции. Первые десять месяцев 2013 года киберпреступники оставались в тени, после чего реализовали сразу несколько серий наиболее разрушительных атак в истории.

Ущерб от одной мегаутечки может быть сопоставим с потерями от 50 небольших атак. И хотя очевидно, что злоумышленники становятся все более изощренными, экспертов поразило, насколько терпеливо они выжидали накопления информации, прежде чем нанести удар.Число целенаправленных атак по сравнению с 2012 годом увеличилось на 91%, а их интенсиность выросла в среднем в три раза.

Масштабы утечек информации растут с огромной скоростью, что ставит под угрозу репутацию компаний. Все больше личной информации пользователей — от номеров кредитных карт и медицинских полисов до паролей и учетных записей к банковским счетам — попадает в руки злоумышленников. Каждая из восьми крупнейших утечек в прошлом году позволила киберпреступникам получить десятки миллионов записей. Для сравнения, в 2012 году лишь одной крупной утечке удалось преодолеть этот порог.

Пока остается возможность крупно поживиться, киберзлоумышленники будут продолжать подобные атаки. Поэтому компаниям любого масштаба следует проанализировать и пересмотреть, а может быть, даже перестроить стратегию информационной защиты.

На безопасности экономят

В 2013 году госструктуры России потратили на информационную безопасность 4,8% своих ИТ-бюджетов. Согласно результатам исследования, проведенного компанией «Код Безопасности», наиболее востребованными продуктами в госведомствах стали межсетевые экраны, на которые было потрачено 27% бюджета, выделенного на безопасность, и антивирусы.

Примерно одинаковые суммы — приблизительно 13% бюджетов — были потрачены на закупку систем защиты от несанкционированного доступа и сканеров защищенности. Около 12% госорганы потратили на решения по управлению доступом к государственным информационным ресурсам. Замыкают рейтинг средства предотвращения вторжений, токены и средства защиты виртуализации, на каждое из которых было затрачено менее чем 3% ИБ-бюджета. Наименее востребованными решениями в госорганах оказались средства предотвращения утечек информации. С учетом этого неудивительно, что госсектор является одним из лидеров по числу утечек данных.

Доля продуктов российского производства в госзакупках 2013 года составила более 90%. Продукты зарубежных вендоров смогли конкурировать с российскими только в двух категориях: системы управления доступом, где их доля составила около 43%, и средства предотвращения утечек информации (83%).

Миллиарды впустую

Результаты опроса 600 руководителей ИТ-служб европейских компаний позволили специалистам компании Sage подсчитать, что лишние затраты на покупку и поддержку корпоративного программного обеспечения составляют в Европе 9,6 млрд евро в год.

88% сотрудников компаний, принявших в участие в опросе, считают, что их компаниям не удается в полной мере воспользоваться результатами инвестиций в корпоративное ПО. В целом 36% опрошенных полагают, что бизнесу просто не нужны все возможности закупленных программ, а 25% указывают на недостаточное обучение пользователей. В Германии 35% участников опроса назвали источником потерь дублирование функций различных программ,а в Великобритании 26% указали на отсутствие спроса со стороны пользователей.

Желание построить «идеальную» систему и отсутствие внимания к нуждам пользователей ведут к лишним затратам, считают в Sage. Идеального решения не существует, и попытки его найти приводят к созданию громоздкой системы. Лучше иметь систему, подходящую на 85%, но используемую на все 100%, чем наоборот, полагают специалисты Sage.

Рассчитывали на большее

В 2013 году объем мирового рынка программных бизнес-аналитических платформ, пакетов управления эффективностью деятельности компании (Corporate Performance Management, CPM), и средств расширенной аналитики вырос до 14,4 млрд долл. Несмотря на появление целого ряда новых технологий аналитики, отмечают в Gartner, темп роста рынка не увеличился.

Росту рынка мешала, во-первых, макроэкономическая ситуация. Ни один регион мира не показал роста больше, чем на 12%, в то время как многие ведущие компании годами действовали, предполагая, что развивающиеся рынки растут гораздо быстрее. Во-вторых, затруднения все еще вызывает применение аналитики для работы с большими объемами данных. Основная доля инвестиций в технологии анализа Больших Данных была связана с экспериментальными проектами. И в-третьих, бюджеты ИТ в 2013 году остались на прежнем уровне, а многие компании уже ощущают избыток традиционных средств бизнес-аналитики. Поэтому крупнейшие разработчики, ориентирующиеся на эту аудиторию, показали рост ниже среднерыночного.

Первое место на рынке бизнес-аналитики по-прежнему с большим отрывом занимает компания SAP. Ей принадлежит 21,3% рынка, Oracle — 13,9%, а IBM — 12,7%.

Центробанк прав?

23 апреля Центральный банк РФ принял решение обязать банки ужесточить борьбу с киберпреступлениями. Среди причин называются увеличение числа кибератак на системы финансовых организаций и рост финансовых потерь клиентов.

Исследования, проводимые Positive Technologies, давно свидетельствуют о необходимости подобных мер. Важнейшие ИТ-системы крупных корпораций, в том числе банков, по-прежнему имеют низкий уровень защищенности. К примеру, для преодоления периметра корпоративной сети в среднем требуется использовать всего три уязвимости. Эксплуатация ошибок разработки и управления уязвимостями более чем в 80% случаев позволяет продемонстрировать получение несанкционированного доступа к ресурсам корпоративной сети.

Внутреннему нарушителю для доступа к критическим ресурсам организации потребуется семь шагов. На публичных ресурсах в Интернет, в 79% систем использовались словарные пароли, которые легко подобрать. Такие пароли используются как на уровне веб-приложений, так и для доступа к различному сетевому оборудованию и серверам.

Проводя в 2011-м и 2012 году исследование систем дистанционного банковского обслуживания, эксперты Positive Technologies обнаружили, что 37% систем ДБО позволяют осуществлять несанкционированные транзакции на уровне пользователей. Более того, в каждой третьей системе было возможно получение доступа к операционной системе или СУБД сервера, а в ряде случаев — полного контроля над ними.

Как отмечают эксперты, информационные системы банков защищены относительно неплохо — но только если сравнивать их с системами в других отраслях. В целом же средний уровень защиты корпоративный сетей все еще достаточно низок. Однако и финансовые риски, и количество атак, и мотивация злоумышленников в случае с атаками на банки гораздо выше, и это заставляет Центробанк реагировать.

Рынок высоких технологий

Активность на рынке CRM сместилась в сектор торговли

По оценкам TAdviser, российский рынок CRM в 2013 году вырос на 10% и составил 28,39 млрд руб. Общий же объем рынка с учетом внедренческих услуг превысил 51 млрд руб. Темп роста рынка несколько снизился (в 2012 году он оценивался в 14%). Это замедление во многом обусловлено сокращением числа крупных внедрений, особенно в банковской отрасли, где большинство таких проектов уже подошли к завершению. Напротив, растет число проектов в среднем и малом бизнесе, в торговле и телекоме, на транспорте и в других отраслях. Это свидетельствует, скорее, об изменении вектора на рынке, о его дозревании.

В 2013 году наибольшее число внедрений в области CRM приходилось на решения «1С» (включая решения франчайзи) и Microsoft Dynamics CRM. Крупные западные CRM-платформы, разумеется, уступают по числу проектов, но оказывают значительное влияние на рынок. Среди интеграторов наибольшее число CRM-внедрений выполнили Terrasoft, «1С-Рарус», «Первый БИТ», Manzana Group и Asoft.

Исторически наиболее активно CRM внедряли финансовые компании: именно здесь реализовывались самые масштабные и дорогостоящие проекты. Однако с 2013 года пальма первенства впервые перешла к компаниям сферы торговли. Кроме того, крупные проекты реализовывались в сфере дистрибуции и госсекторе. Среди торговых компаний особо выделяются внедрения Microsoft Dynamics CRM в компании «Каркаде» (600 пользователей) и «1С:CRM Корп» в «Юнайтед Элементс Групп» (300 пользователей). Тем не менее ни один из CRM-проектов в торговле не взял барьер в 1 тыс. пользователей, хотя для банков это довольно обычное дело.

Спрос растет быстрее предложения

За 2013 год спрос на ИТ-специалистов вырос на 11%.

В структуре спроса на разработчиков ПО и специалистов технической поддержки приходится по 10% вакансий. Наибольшее же число резюме соискателей сосредоточено в разделах «системное администрирование» (14%) и «техническая поддержка» (11%).

В целом в январе 2014 года на одну вакансию в сфере ИТ приходилось 2,6 резюме. За год соотношение предложение/спрос изменилось незначительно: в январе 2013 года оно составляло 2,9. В большинстве городов-миллионников соотношение предложение/спрос составляет менее трех резюме на одну вакансию. Таким образом, сложная ситуация с дефицитом ИТ-специалистов сохраняется. Очень низкий конкурс на вакансии зафиксирован в Нижнем Новгороде (одно резюме на вакансию), Екатеринбурге, Новосибирске (1,3) и Перми (1,4).

Самыми дефицитными ИТ-специалистами являются программисты-разработчики. Наибольшие сложности у работодателей возникают с поиском программистов С# и MS Dynamics AX. Несмотря на острый дефицит, работодатели предъявляют высокие требования к потенциальным кандидатам. Так, подавляющее большинство вакансий содержат требования о наличии опыта работы.