Лет 20 назад редкое предприятие не пользовалось собственным бухгалтерским приложением, но уже к концу 90-х почти везде их заменили решения на базе тиражируемых платформ. Нечто подобное происходит и с мобильными системами: сейчас явно преобладают системы, созданные своими силами или на заказ, но через несколько лет их наверняка заменят тиражируемые разработки. Однако с рисками и недостатками написанных «на коленке» мобильных приложений приходится жить здесь и сейчас.

Основных доводов у сторонников заказных мобильных разработок два: низкая стоимость и максимальная адаптация к требованиям компании. Но не так все просто. Да, чтобы нанять пару молодых программистов, способных создать мобильное приложение, больших денег не потребуется — при условии, что никаких серьезных требований к надежности, устойчивости, безопасности, многоплатформенности и эргономичности приложений не предъявляется.

Если же все эти требования выполнить необходимо, то разработка окажется буквально золотой. Нужно убедиться, что приложение работает надежно и устойчиво, причем на нескольких (минимум двух) базовых мобильных платформах, а также хотя бы на наиболее распространенных их версиях и устройствах различных форм-факторов. Для этого придется провести комплексное, профессионально организованное тестирование приложений. Кроме того, нужно изучить модель угроз, связанных с использованием мобильных систем, реализовать приложение в соответствии с этой моделью, а также требованиями и политиками компании в области информационной безопасности. Нужно добиться того, чтобы мобильное приложение было удобным и интуитивно понятным, иначе производительность своих сотрудников, если приложение предназначено для них, окажется слишком низкой либо оно, скорее всего, будет невостребованным, если это приложение для внешних клиентов. Чтобы реализовать эргономичный пользовательский интерфейс и протестировать его на достаточной выборке потенциальных потребителей, нужны немалые силы и средства. Следовало бы еще обеспечить интеграцию с системой управления мобильными устройствами (Mobile Device Management, MDM) — но добиться этого в ходе разработки на заказ опять же непросто, а потому дорого.

Что касается максимальной адаптации, то, скорее всего, многие предпочтут автоматизировать работу своих сотрудников не столько уникальными мобильными приложениями (если речь не идет о системах, реализующих ноу-хау компании), сколько системами, «обкатанными» во множестве других компаний и способными адаптироваться к особенностям конкретной организации посредством настроек.

Многие наверняка смогут обойтись и без особой уникальности мобильных приложений для клиентов. Во-первых, это далеко не всегда нужно. Во-вторых, визуальной уникальности можно добиться, выбирая различные элементы дизайна, преду­смотренные «конструкторами» мобильных систем, и комбинируя их (так сегодня создается большинство интернет-сайтов).

Логичный вывод: корпоративным потребителям мобильных систем в большинстве случаев разумно ориентироваться на тиражируемые продукты — готовые решения или индустриальные платформы для создания мобильных приложений. Именно так удастся минимизировать основные неудобства и риски нынешних мобильных технологий.

Уже сегодня на тиражируемые мобильные приложения ориентируется «Лето Банк» — здесь используется Oracle Siebel CRM. Средствами этой системы автоматизированы процессы продаж и обслуживания розничных продуктов. Компания Hilti, поставщик профессионального инструмента для строительной отрасли, использует мобильные приложения SAP. Как рассказал, выступая на форуме «Мобильное предприятие — 2014», Евгений Рыбалко, ИТ-директор «Хилти Россия», ими оснащаются торговые представители компании, которые доставляют продукцию своим клиентам.

Конечно, далеко не всем организациям сегодня по карману мобильность от SAP или Oracle. Но рынок мобильных приложений активно развивается, на него выходят все новые и новые игроки, и предложений будет больше год от года, тем более что спрос есть: по данным исследования IDG Enterprise, почти половина опрошенных компаний считает крайне важным мобильный доступ к CRM-системам, а 40% — к аналитическим приложениям.

Что же делать тем, кому мобильные приложения нужны прямо сейчас? На мой взгляд, следует сосредоточиться на реализации самых необходимых функций в расчете на то, чтобы через несколько лет перейти на тиражируемые платформы и продукты.

Михаил Зырянов

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF