Происходящее в последние годы массовое внедрение виртуализации создало условия для перехода от собственных центров обработки данных к колокации и облакам, отмечает Крейг Райт, руководитель консалтингового агентства по ИТ и аутсорсингу Pace Herman. В последнее время также растет применение высокоплотных серверов, которые занимают гораздо меньше места, чем традиционные.

Растущими темпами продолжается использование облаков как публичных сервисов для решения и типовых задач, и частных — для специализированных решений и систем с повышенными требованиями к защищенности или используемых в жестко регулируемых отраслях. Следствие этого роста — повышенный интерес к решениям для оркестровки и агрегации инфраструктурных сервисов.

Большой прорыв в области автоматизации обещает концепция программно-конфигурируемого центра обработки данных. «В таком ЦОД виртуализовано все: приложения, базы данных, сети. И все виртуализованные уровни объединены при помощи слоя автоматизации», — поясняет Райт. Для эффективного взаимодействия всех компонентов такого ЦОД необходим высокий уровень развития средств виртуализации и оркестровки.

Преимущества перечисленных новшеств очевидны, и большинство компаний берут их на вооружение в своих дата-центрах. «Даже сомневающиеся проводят пилотные проекты и обкатывают технологии в инкубаторах», — отмечает Райт. Но перемены требуют от ИТ-специалистов и поставщиков услуг аутсорсинга переработки стратегий в области дата-центров.

Чтобы своевременно провести изменения в соответствии с актуальными тенденциями в мире ЦОД, следуйте шести рекомендациям.

1. Инвестируйте в квалифицированных специалистов, обучение и координационные инициативы

Автоматизация и стандартизация могут привести, с одной стороны, к сокращению штата ИТ-подразделения, с другой — к повышению спроса на специалистов высокой квалификации. «Дело в качестве, а не в количестве», — уверен Райт. Традиционные ЦОД администрируются с опорой на стандартизованные процедуры, заранее заданные триггеры событий и уведомления.

Сотрудники таких ЦОД привыкли иметь дело с «железом» — они устанавливают оборудование, прокладывают кабели и имеют физический доступ к платформам. В случае сильно виртуализованной среды, чтобы управлять ею, оптимизировать и устранять неисправности, необходимо разбираться в логических концепциях — например, в динамическом распределении операционных систем на множестве платформ. «Нормой должны стать наем высококвалифицированных сотрудников, непрерывное обучение и координация средств управления жизненным циклом сервисов от внутренних и внешних провайдеров», — подчеркивает Райт.

2. Пересмотрите процессы аутсорсинга инфраструктуры

Новые технологии ЦОД требуют расширения аутсорсинга инфраструктуры и платформ, однако контроль над ними и их архитектурой остаются в ваших руках. Помимо этого, новые тенденции в области ЦОД стимулируют перенос деятельности за границу.

«Что касается дата-центров, экономия, достигаемая благодаря переносу операций в страны с низкой оплатой труда, сегодня стала еще ощутимее, — указывает Райт. — Стандартизация в сочетании с техническими достижениями снижают потребность в обширных собственных физических средах; организации обращаются к услугам недорогих зарубежных провайдеров, из чьих дата-центров заказчикам предоставляются инфраструктурные и административные сервисы».

3. Ориентируйтесь на использование высокоплотных платформ

Средняя энергетическая плотность традиционных ЦОД — 5 кВт на шкаф, тогда как у высокоплотных стоек этот показатель вдвое с лишним больше. Учитывайте это еще на этапе планирования ЦОД: оснащение существующего дата-центра современными системами управления потреблением энергии и охлаждением может обойтись непомерно дорого.

4. Найдите оптимальный баланс между старым и новым

«Пользуйтесь гибридными решениями, — говорит Райт. — Нередко можно получить лучший результат, если оставить небольшую часть систем у себя или провайдеров услуг колокации и пользоваться локальными сервисами наряду с облачными».

5. Позаботьтесь об устаревших приложениях

Один из трудноразрешимых вопросов — как быть с технологиями эпохи 1980-х, которые нельзя перенести в новые дата-центры или виртуализовать: отказаться от них вовсе и заменить либо оставить работать наряду с новыми? 

«Факт тот, что многие из подобных систем продолжают стабильно работать, и оснований модернизировать их с точки зрения бизнеса нет, — указывает Райт. — Это очень распространенная проблема. Как сделать устаревшую платформу частью виртуализованного или автоматизированного ЦОД и как поступить, если старые системы привязывают вас к дата-центру старого стиля?»

6. Думайте, как пользователь

«Одна из серьезных трудностей — интегрировать все новшества так, чтобы общее решение выглядело единым с точки зрения конечного пользователя, — полагает Райт. — Если пользователь сталкивается с разными интерфейсами в зависимости от местонахождения ЦОД или решений, это может стать причиной серьезной неудовлетворенности ИТ-сервисами». Поэтому необходимы единообразные пользовательские интерфейсы независимо от того, как и откуда предоставляется сервис.

— Stephanie Overby. 6 IT Strategies to Stay Ahead of Data Center Trends. CIO Magazine. March 07, 2014