Одна из особенностей должности ИТ-директора — ее недолговечный характер. Как показало исследование, проведенное CIO Magazine в прошлом году, среднее время работы ИТ-руководителя в одной компании составляет около пяти лет. Есть и менее пессимистичные оценки, говорящие о средней «продолжительности жизни» ИТ-директора от двух до трех лет.

Как бы то ни было, рано или поздно ИТ-директору приходится выходить на рынок труда и знакомиться с его особенностями. В отличие от многих направлений, где наблюдается дефицит специалистов, топ-должности в ИТ — это рынок заказчика. К тому же здесь гораздо реже принимают на работу «по знакомству». Игру приходится вести по правилам, и значение «визитной карточки» — грамотно составленного резюме — переоценить трудно.

Так нельзя!

Оксана Самохина, руководитель группы подбора персонала по направлению ITTelecom кадрового агентства «Юнити», выделяет три вида наиболее критичных, фатальных ошибок, которые заставляют рекрутера отложить резюме в сторону.

Ошибка №1 — неоправданная краткость, которая совершенно не позволяет сформировать представление об ИТ-директоре как о профессионале.

Пример:

«Май 2006 года — по настоящее время

Небольшой холдинг

Начальник ИТ-службы

Обеспечение ИТ-услугами компаний холдинга

Замена ПО

Развитие инфраструктуры»

Из такого резюме невозможно понять ни сферу деятельности компании, ни масштабы задач — оно не привлекает внимания.

Ошибка №2 — наоборот, излишняя многословность. Резюме на 10 страниц с подробнейшим изложением жизненного и профессионального пути, указанием количества и кличек домашних животных, а также рассказом про увлечение оригами — это явно лишнее. Рекомендуется пощадить HR-специалистов и приберечь такие подробности для собеседования.

Ошибка №3 — неуместный юмор. Шутники и «креативщики» заметно скрашивают серые будни рекрутеров, но это происходит в ущерб собственному трудоустройству.

«Обязанности: при появлении высшего руководства громко кричать «Хозяин приехал!»», «Стрессо- и морозоустойчив», «Знаю слова линух, мелкоось, нетварь, вмварь, цитрикс», «Ручные навыки: могу давить на кнопки любых приборов начиная от микроволновки» — подобные строки в резюме ИТ-директора часто вызывают не только улыбку, но и крайне повышенный скептицизм и недоверие со стороны работодателя.

 

Оксана Самохина, руководитель группы подбора персонала по направлению ITTelecom кадрового агентства «Юнити»
«Безусловно, технологии важны, однако из резюме должно быть понятно, какие бизнес-задачи стояли перед отделом и ИТ-менеджером», Оксана Самохина, руководитель группы подбора персонала по направлению ITTelecom кадрового агентства «Юнити»

Рекомендации не помогут

«По запросу «ИТ-директор» один из ведущих рекрутинговых сайтов только за последний месяц в Москве выдает свыше 3,5 тыс. соискателей при открытых вакансиях в 246 специалистов. В данной ситуации недооценивать значение резюме по меньшей мере самонадеянно», — рассказывает Оксана Самохина, руководитель группы подбора персонала по направлению ITTelecom кадрового агентства «Юнити». Если же говорить о личных знакомствах и рекомендациях, то данная практика хотя и присутствует на рынке, но уже давно не является определяющей. ИТ-служба — это крайне критичное звено в бизнес-цепочке, и ее значение возрастает день ото дня. Отдавать такое стратегическое звено в руки ненадежного человека — очень сомнительная затея, именно поэтому человек, пришедший в компанию даже по рекомендации, проходит серьезнейший отбор.

«Личные рекомендации помогают быстрее преодолеть некоторые этапы собеседования, но не могут служить гарантией трудоустройства», — подчеркивает Елена Трофимова, старший консультант Luxoft Personnel. Дело в том, что в большинстве компаний решение о принятии на работу ИТ-директора принимают несколько человек — это могут быть топ-менеджеры, директора, владелец компании. «Убедить» всех одной рекомендацией не удастся. В западных компаниях рекрутинговые процессы еще строже: кандидат оценивается именно по опыту работы, отраженному в резюме, и личностным качествам, которые раскрываются уже в ходе собеседования. Рекомендации могут быть поводом к началу знакомства с кандидатом на уровне резюме, но не гарантируют успешного завершения переговоров.

Надеяться на известность своего «бренда» на достаточно ограниченном рынке тоже не стоит. Возможность личного знакомства рекрутеров с кандидатами зависит от региона и рынка труда в нем. «Например, в Санкт-Петербурге есть реальные шансы знать большинство топовых кандидатов в лицо, — утверждает Трофимова. — А в Москве, где рынок ИТ-кадров значительно объемнее, можно быть лично знакомым со многими кандидатами, с их личными качествами и опытом, но никак не со всеми». Кроме того, человеку свойственно меняться — получать новый опыт, заниматься новой работой, отходить от ранее интересных ему практик. И с течением времени рекомендовать одного и того же кандидата на одни и те же должности нецелесообразно. Чтобы ориентироваться на рынке труда, HR-менеджеру необходимо поддерживать контакт с кандидатами — общаться, узнавать об их текущих делах.

Зацепить за 20 секунд

Впечатление, которое производит резюме изначально, в течение первых секунд, во многом определяет, «зацепит» ли оно рекрутера или «утонет» в общем потоке. Немаловажными факторами при этом являются вид и стиль резюме, его общая грамотность, а также релевантность опыта и занимаемая позиция на последних местах работы.

«В последнее время очень много говорят и пишут про эти злосчастные 10–20–30 секунд для первоначальной оценки резюме кандидата. Да, опытному рекрутеру действительно нужно меньше минуты, чтобы сопоставить информацию из резюме с ключевыми требованиями вакансии», — уверена Самохина. Речь не идет о субъективном «понравилось» или «не понравилось», а исключительно о том, подходит человек на конкретную позицию в конкретную компанию или нет.

«Опыт работы не менее трех лет на позиции ИТ-директора» — это две секунды, «опыт работы в производственной компании» — еще две секунды, «управление ИТ-отделом более 10 человек» — еще две секунды... Таких ключевых требований может быть и 3, и 5, и 15 — в зависимости от специфики позиции. На данном этапе отсеиваются не менее 80% резюме, остальные подвергаются более тщательному анализу, длящемуся, разу­меется, уже значительно больше 20 секунд.

Единственный действенный прием, который поможет привлечь рекрутера в те самые первые секунды, — это положить интересующие его факты на поверхности.

Крайне значимый момент, на который нужно обратить внимание, составляя резюме, это его общая часть (так называемая summary). Она представляет собой краткое изложение резюме, выжимку основной информации из него. «Чаще всего в summary сжато описывается опыт и основные достижения. Этот пункт должен занимать не более половины страницы и содержать самую важную информацию, которая однозначно привлечет внимание к кандидату», — рекомендует Трофимова.

Больше человеческого языка

Часто встречаются вакансии, в соответствии с которыми требуется «и швец, и жнец, и на дуде игрец», непонятно кто — то ли сисадмин, то ли ИТ-директор. «Самая распространенная причина — это не совсем точное составление профиля вакансии, связанное с размытым пониманием функционала HR-специалистом», — говорит Оксана Самохина, руководитель группы подбора персонала по направлению ITTelecom кадрового агентства «Юнити». Но есть, разумеется, и компании, которые откровенно хотят получить мультифункционального ИТ-директора. Определить, к какой из категорий отнести вакансию, — задача не простая. Как не отсеять стоящую вакансию и не потратить время на путь многорукого Шивы? Единственный выход — сформулировать уточняющие вопросы и направить их рекрутеру.

Рекомендации компаниям просты — вакансия должна быть составлена таким образом, чтобы кандидат понял, о чем она, потратив пару минут на ознакомление. Поэтому простота, ясность, лаконичность и полнота представляемой информации — вот лучшие помощники.

При составлении профиля вакансии крайне важно оглянуться и задать вопросы своим коллегам: «Почему вы работаете в этой компании?», «Что для вас ценно?». Это позволит прежде всего несколько по-иному взглянуть на компанию, а также по-новому оформить раздел «Компания предлагает» в описании вакансии. Что касается раздела «Функционал», то не стоит переписывать должностную инструкцию — необходимо выделить ряд главных задач, которые будут поставлены перед сотрудником.

Помимо этого, соискателям сегодня стоит предложить более «человеческий» язык, небанальные формулировки и немного юмора. Фразы из серии: «динамичная компания», «дружный коллектив» и «перспективы роста» — уже набили страшную оскомину у кандидатов, перебирающих десятки однотипных вакансий ежедневно.

Нужны факты

Можно с уверенностью сказать, что резюме постепенно меняются в лучшую сторону. После кризиса ИТ-менеджеры стали более серьезно относиться к процессу их составления, ведь это инструмент в конкурентной борьбе за лучшие предложения. Кроме того, сейчас в свободном доступе появилось большое количество информации о том, как правильно составлять этот документ. Тем не менее все равно остаются люди, которые не умеют себя преподнести.

Самая распространенная ошибка ИТ-директора в составлении резюме — смещение акцента в сторону исключительно технических задач и технических инструментов. Вероятнее всего, технический специалист без труда сможет понять масштаб задач менеджера, однако не стоит забывать, что первым делом резюме оценивают специалисты по подбору персонала, а им обычные для «технарей» вещи могут быть неочевидны. «Безу­словно, технологии важны, однако из резюме должно быть понятно, какие бизнес-задачи стояли перед отделом и ИТ-менеджером», — подчеркивает Самохина.

Пожелания рекрутеров и руководителей ко всем резюме всегда лежат примерно в одной плоскости — структурированность, грамотность, логичность изложения, оптимальный объем. Резюме, по большому счету, должно качественно выполнять свою простую, но важную роль: за короткое время давать читающему представление о кандидате как о профессионале.

Да, важно составить резюме так, чтобы оно не прошло мимо глаз в общем потоке. Однако при этом следует представлять только реальные факты, чтобы избежать опасности перехвалить себя. На стадии собеседования (а их может быть несколько) рано или поздно выявляются основные болевые точки кандидата. Также надо быть внимательным к стилистике: профессиональный юмор и оригинальные шутки могут быть хороши для резюме разработчика, но не ИТ-директора.

Как рекомендует Трофимова, указывая названия компаний из своего послужного списка, желательно рядом представить краткие данные о ней. Для кандидата на руководящую позицию это очень важный момент. Отдельно можно указать численность ИТ-подразделения и свое место в корпоративной иерархии, реализованные проекты. Не стоит забывать подводить итоги проделанной работы, демонстрируя наглядные результаты — посредством фактов и цифр.

Что касается названий самой должности — они могут различаться: ИТ-директор, руководитель ИТ-отдела, руководитель отдела информационных технологий, начальник ИТ-подразделения, CIO и т. д. Главное — какой функционал подразумевается под тем или иным названием. Он должен быть изложен конкретно — никаких размытых задач и функций.

Главная особенность ИТ-директора — это баланс между ИТ-функционалом и бизнесом, управленческими задачами. От такого специалиста требуется самостоятельное принятие решений, способность быть лидером, умение аргументировать, «продавать» идеи бизнесу, доказывать подчиненным необходимость принятия того или иного решения.

Елена Трофимова, старший консультант Luxoft Personnel
«Профессиональный юмор и оригинальные шутки могут быть хороши для резюме разработчика, но не ИТ-директора», Елена Трофимова, старший консультант Luxoft Personnel

При отборе резюме рекрутеры пытаются категоризировать кандидатов: например, ИТ-директор крупной холдинговой компании, ИТ-директор стартапа, ИТ-директор в определенной отрасли. Поэтому опыт кандидата, его достижения должны соотноситься с тем функционалом, на который кандидат подойдет лучше всего. Но в любом случае основная цель ИТ-директора — это трансформация идей бизнеса в информационные технологии.

«Достижения» — обязательный пункт в резюме ИТ-директора. Однако многие подменяют это понятие функционалом. Достижение — это то, что требует сверхусилий. Когда человек занимает в компании такую должность, его по умолчанию ждут различные «испытания на прочность» — среди них нужно выделить действительно выдающиеся свершения.

Если предоставлены две версии резюме — на русском и на английском языке, они должны быть релевантны. Кроме того, серьезная ошибка, совершаемая многими кандидатами, — это указание уровня владения языком, не соответствующего действительности. «Такое несоответствие быстро обнаружится на собеседовании, особенно в иностранную компанию, где уровень владения языком достаточно критичен», — констатирует Трофимова. Поэтому, если вы указали свой уровень как минимум Upper-Intermediate, то стоит, по крайней мере перед интервью, освежить свой лексический запас и коммуникативные навыки.

Социальный портрет — «палка о двух концах»

В последнее время, с развитием социальных сетей, появилась тенденция давать в резюме ссылки на свои профили. Это «палка о двух концах». Не факт, что социальный портрет кандидата произведет на рекрутеров желаемый эффект. Тем не менее вполне можно ожидать, что кандидата на достаточно высокую должность работодатель все равно будет «пробивать» в социальных сетях. Более того, известны случаи, когда достаточно успешные специалисты проваливались на этом этапе.

«Есть общая рекомендация — размещать ссылки на блоги, соцсети, портфолио только в одном-единственном случае: когда есть четкое осознание того, что указанный ресурс действительно качественно дополнит резюме и поможет шире раскрыть или подтвердить ваши профессиональные навыки», — подчеркивает Самохина. Не стоит размещать ссылки на личные страницы, неактивные профили и неудачные портфолио.

«В выгодном свете кандидата представит ссылка на страницу в профессиональной сети, где зафиксированы какие-либо успехи, или на блог с интересными публикациями», — согласна Трофимова. С другой стороны, любая ссылка на социальный ресурс может скомпрометировать человека, если там содержится сомнительная информация о его жизни вне работы. Нужно очень внимательно подходить к тому, какие ссылки предоставлять в резюме и какую информацию размещать на своих страницах, чтобы извлечь максимум пользы из этих ресурсов.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF