Поддержку конкурентоспособности в условиях замедления рынка, рост уровня сервиса, оптимизацию процессов и затрат транспортно-логистическим компаниям обеспечивают автоматизация «производства», интеграция систем, увеличение надежности ИТ и сокращение ИТ-затрат

Рост конкуренции на рынке транспортно-логистических услуг как со стороны российских, так и со стороны зарубежных компаний, на фоне наметившейся стагнации в сегменте грузоперевозок, проблемы регулирования рынка, смещение розничного бизнеса в Интернет заставляют транспортно-логистические компании в борьбе за клиента искать различные способы оптимизации деятельности, снижения затрат с применением современных информационных технологий.

Грузы и пассажиры

Рост в предыдущие годы вселял в участников рынка оптимизм и на­дежды на дальнейшее развитие, которые у большинства компаний сектора не оправдались. По данным Росстата, в январе — сентябре 2013 года грузо­оборот транспорта сократился по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 0,4%, причем железнодорожного — на 2,6%, морского — на 7,6%, внутреннего водного — на 2,5%, воздушного — на 1%, а грузооборот автомобильного вырос на 1,2%. Рост грузооборота автотранспорта эксперты объясняют более низкими тарифами и переходом из-за этого на автоперевозки клиентов, ранее отправлявших грузы по воздуху и железной дороге.

Снизился и объем перевозок грузов — на 3,4%. По железной дороге по-прежнему перевозят в основном сырье и строительные грузы (67,9% в сентябре). За январь — сентябрь 2013 года объем отправки грузов железнодорожным транспортом сократился на 3%, внутренним водным — на 6%, морским — на 8,3%. Степень износа судов составляет более 83%, работоспособных сооружений осталось менее четверти, поэтому произошел перенос части грузопотоков на автотранспорт. Это при том, что водная инфраструктура развивается: в 2015 году порт Бронка примет первое судно, на развитие портовых мощностей Азово-Черноморского бассейна и одновременное расширение железнодорожной сети выделят более 514 млрд руб.

Положительную тенденцию демонстрируют пассажирские перевозки: пассажирооборот в январе — сентябре 2013 года вырос на 3,7%, поток по железной дороге сократился на 3,5%, по автотрассам — на 6,8%, по воздуху — вырос на 15,7%. Последнее объясняется открытием новых регулярных направлений, приходом новых авиаперевозчиков, ростом количества рейсов на существующих направлениях, стабилизацией доходов населения, а главное — повышением конкурентоспособности воздушного транспорта по сравнению с железнодорожным на рынке дальних пассажирских перевозок из-за роста тарифов последнего, и эта тенденция в ближайшие годы сохранится. В Шереметьево построят новую полосу, пройдет реконструкция аэропорта, реконструируется Пулково, развивается Томский аэропорт, введены в эксплуатацию новые аэропорты Кневичи и Хабаровск, а на границе с Москвой строится крупнейший в стране хелипорт, где можно будет получить комплекс услуг вертолетного такси, пока доступный только ведомствам и частным лицам. На рынке появляются лоукостеры — с середины 2014 года собирается начать полеты компания «Добролет».

Но пока на железные дороги приходится около 40% всего объема пассажирских перевозок, которые РЖД передали в управление Федеральной пассажирской компании, прекратив субсидирование пассажирского транспорта за счет доходов от грузовых перевозок. Разделение активов РЖД с целью сокращения издержек продолжается, хотя, согласно международному опыту, такой подход ведет к существенному росту тарифов и оттоку клиентов. Сокращение федеральных субсидий и перекладывание расходов на регионы уже повлекло отмену до 40% электричек в регионах, закрытие части линий с вводом вместо них автобусов, отменен каждый десятый поезд, а каждый оставшийся стал на один вагон короче. Преобразования пока ведут к тому, что бизнес РЖД становится все более убыточным — компании опять не хватает денег, и она просит у государства до 70 млрд руб. на модернизацию инфраструктуры ежегодно. Снижая затраты, компания «РЖД» решила продать в конце года два из трех принадлежащих ей вагоноремонтных предприятий. Чтобы повысить свою привлекательность для бизнеса, компания реализует проект по внедрению Wi-Fi в наиболее популярных поездах дальнего следования.

Сервисы для пассажиров

Марина Полякова

Все ИТ-проекты, реализуемые компаниями сектора, в конечном итоге направлены не только на снижение затрат, но и на повышение уровня сервиса, расширение спектра услуг и предоставление их в наиболее удобном для клиентов виде — а клиентам, будь то конкретные люди или компании, сегодня нужны комфорт, скорость и мобильность.

Одним из наиболее значимых и знаковых проектов, реализуемых на железной дороге в рамках подготовки к Олимпиаде, стало открытие в конце октября одного из самых современных вокзальных комплексов страны — станции Адлер. Комплекс состоит из двух семиуровневых («городской» и «морской») частей, соединенных на высоте 10 метров конкорсом, многоуровневого паркинга и гостиницы. Для его оснащения от компании «Информсвязь» потребовалось модернизировать комплексную систему информатизации, автоматизации и связи, обычно внедряемую на объектах РЖД и включающую 30 подсистем, таких как комплексная система безопасности, информационно-справочные системы, мультисервисная система связи, система управления и диспетчеризации инженерного оборудования, система электроснабжения. Система была адаптирована и для использования людьми с ограниченными физическими возможностями, что в нашей стране пока встречается нечасто. Информационно-справочная система в автоматическом режиме получает всю необходимую информацию о движении поездов из автоматизированной системы управления движением. Система экстренной и справочной связи обеспечивает мгновенную голосовую громкоговорящую связь пассажиров и посетителей с дежурным персоналом вокзала.

В столицах уже давно стала привычной покупка билетов пригородного сообщения в терминалах самообслуживания, некоторые регионы уже тоже смогли оценить их преимущества. Но пока эта технология не стала массовой, и по мере возможностей пригородные железнодорожные компании продолжают ее внедрять. Uniteller и Свердловская пригородная компания обеспечили клиентам возможность купить билеты на электричку (в том числе детские, студенческие, багажные) в терминалах самообслуживания как за наличные, так и по банковской карте. Кроме того, приобрести билет в терминалах можно за 10 дней, что избавляет от необходимости приезжать на станцию заранее.

Компания «Аэроэкспресс», осуществляющая интермодальные и пригородные пассажирские перевозки между столицей и аэропортами Внуково, Домодедово и Шереметьево, городом Лобня, между Сочи и аэропортом Адлер, между вокзалом во Владивостоке и новым аэропортом Кневичи, а также в Казани, тоже стремится обеспечить пассажирам удобство приобретения билетов, но уже с использованием мобильных технологий. Новая версия бесплатного мобильного приложения «Аэроэкспресса» для платформ Android и Windows, с помощью которого пользователи могут приобретать билеты прямо с телефона, используя банковскую карту или счет мобильного телефона, дополнится возможностями покупки билета «с одного экрана», сервисом push-уведомлений об изменениях в расписании, слайдером переключения между билетами, а также опцией «Заказать такси». Отдельно для пользователей Android изменен интерфейс приложения и добавлена возможность сохранения билетов в PassWallet. Распечатывать билет не нужно: для прохода через турникеты «Аэроэкспресса» достаточно поднести к считывателю мобильное устройство с отображенным на экране QR-кодом. Мобильное приложение доступно также и для устройств на платформах iOS, обновленная версия для которых будет выпущена в ближайшее время. Для тех, кому важно всегда оставаться на связи, «Аэроэкспресс» установил в своем терминале аэропорта Шереметьево Skype-киоски, позволяющие совершать бесплатные звонки по всему миру. Чтобы обеспечить устойчивую работу билетных сервисов и оптимизировать ИТ-инфраструктуру, компания создала отказоустойчивую виртуализированную ИТ-платформу на базе ЕМС Unisphere, позволившую реализовать интеллектуальный подход к управлению и мониторингу систем хранения данных, высвободить ресурсы хранения (до 50% — по статистике ЕМС) и увеличить производительность в три раза. Функционал сбора и консолидации аналитической информации сокращает время на обработку статистических данных и обеспечивает получение необходимых срезов анализа для принятия своевременных управленческих решений.

Продажа билетов — один из основных процессов, которые компании, занимающиеся пассажирскими перевозками, стремятся сделать наиболее удобными для клиентов. Основным критерием при выборе ресурса для покупки билетов становится возможность оплатить их банковской картой: например, при продажах на сайтах оплачиваются картами 90% авиабилетов. SuperKassa.ru — сервис онлайн-продаж авиационных и железнодорожных билетов, а также других услуг для путешественников. Этот интернет-проект группы компаний «Пулково-Сервис» обеспечил клиентам возможность оплаты билетов и услуг банковскими картами с помощью системы компании Uniteller, которая сегодня уже предоставляет и возможность оплаты банковскими картами для клиентов, бронирующих железнодорожные и авиабилеты через голосовые интерфейсы (IVR).

Необходимость обеспечить пассажиров достоверной и своевременной информацией заставляет компании модифицировать системы звукового информирования пассажиров. Бесперебойное звуковое информирование налажено в новом терминале Пулково с использованием программного интерфейса управления звуковым оборудованием Honeywell. Внедренная в Шереметьево система теперь «вещает» на шести языках. Упростить отношения с другими клиентами — арендаторами и авиакомпаниями — позволяют системный проект «Биллинг», который был запущен, чтобы упростить взаимодействие аэропорта с обслуживающимися в нем авиакомпаниями, а также мобильные решения — в частности, геоинформационная система, позволяющая в любом месте и в любое время получить информацию о коммерческой недвижимости и арендаторах площадей в Шереметьево. Контроль работы систем и оборудования аэропорта теперь возложен на модернизированную систему управления инцидентами на базе программного комплекса BMC Remedy, благодаря чему снизилось общее время устранения ИТ-инцидентов.

Авиакомпаниям важно упростить пассажирам процесс регистрации — число тех, кто пользуется сервисами альтернативной регистрации, непрерывно растет. Аэропорты устанавливают специальные стойки: например, для самостоятельно зарегистрировавшихся пассажиров с багажом в Домодедово предусмотрены специальные стойки Drop-off, где можно оперативно сдать багаж, а для пользователей мобильных приложений, получающих посадочный билет в электронном виде на свои устройства, предназначены терминалы Reprint — с их помощью можно распечатать дубликат посадочного талона. «Аэрофлот» провел масштабное обновление системы регистрации SABRE, предложил клиентам новую услугу — аренду автомобиля от Europcar через кобрендовый интернет-сервис, который в ближайшем будущем станет доступен на сайте «Аэрофлота». А с 2014 года аренду машины и авиабилет можно будет оформлять одним платежом.

Компания S7 Airlines реализовала проект единой веб-платформы, тем самым расширив спектр предоставляемых онлайн-консультаций по продуктам и сервисам, выбрав для портала новую систему управления контентом.

В целом

Спад грузоперевозок эксперты объясняют общим состоянием экономики: замедление роста промышленного и сельскохозяйственного производства, снижение платежеспособного спроса внутри страны. Отразилось и наводнение на Дальнем Востоке. «В текущем году спрос на российский экспорт сократился, снижен прогноз на рост промышленного производства, что негативно отражается на развитии транспортной индустрии, — отмечает Вадим Метелев, руководитель проектов авиационного сектора компании «Техносерв Консалтинг». — При этом знаковые инфраструктурные проекты, такие как подготовка Дальнего Востока к cаммиту АТЭС, прошедшая универсиада в Казани, грядущие Олимпийские игры и чемпионат мира по футболу, хотя и формируют условия для развития транспортной отрасли, но не могут перекрыть влияние негативных факторов. С другой стороны, положительно на развитии транспортной индустрии сказывается заметный рост торговой розницы».

На рынке складской логистики по-прежнему наблюдается дефицит качественных складских помещений, особенно в регионах. В некоторых регионах только начинают строить комплексы класса А. FM Logistic строит первый в Поволжье транспортно-распределительный центр. Рынок Москов­ского региона прирастает новыми комплексами (например, в 2014 году появится комплекс «Никольское»), но дефицит вакантных площадей растет. Если в Московском регионе преобладает спрос на комплексы класса А, то в регионах наиболее востребованы небольшие склады классов В и С.

Стимул или тормоз

Модернизация российской экономики, повышение ее конкурентоспособности сегодня напрямую связываются с развитием логистики. К основным барьерам на пути быстрого развития эксперты относят несовершенство таможенного законодательства, инициативы, связанные с необходимостью удовлетворять европейским требованиям, и технологические ограничения инфраструктуры. Последовав примеру некоторых стран, Минтранс обязал компании передавать в единую базу данных информацию о пассажирах и рейсе.

Сегодня автомобильным транспортом перевозится более половины всех пассажиров и грузов, при этом изношенность парка составляет 70–80%, он постепенно обновляется в соответствии с федеральной программой. Но такие инициативы, как перевод общественного транспорта и дорожно-коммунальной техники на газомоторное топливо, передача электрического транспорта в собственность муниципалитетам, обязательное оснащение к 1 апреля 2014 года всех автобусов и грузовых транспортных средств массой от 3,5 тонн тахографами (приборами контроля скорости, пробега, режима труда и отдыха водителей), по мнению представителей компаний, приведут к существенным затратам на их реализацию и уходу с рынка многих компаний. Сегодня большинство машин уже оснащены GPS-навигацией, в 2014 году правительство намерено обязать перевозчиков опасных грузов использовать систему ГЛОНАСС, и тахографы станут ненужными. Дополнительную нагрузку с 1 ноября 2014 года создаст система автоматического взимания платы за проезд по федеральной дорожной сети.

Меньше массового, больше личного

Николай Смирнов

В наше время многие люди постоянно находятся на связи, и поэтому стратегия компаний, направленная на своевременное и эффективное взаимодействие с ними, становится как никогда оправданной. С одной стороны, доверие населения к официальным комментариям (это касается как руководства компаний, так и чиновников) становится крайне низким, но зато люди все больше доверяют информации из социальных сетей. Аналитики KPMG подчеркивают, что сейчас наблюдается много примеров — как успешных, так и негативных — того, как транспортные компании используют социальные площадки. Обобщение их опыта должно помочь найти путь к успеху.

Краудсорсинг и повышение продаж

Социальные сети представляют собой платформу, с помощью которой клиенты могут улучшить предлагаемый им сервис, обеспечив его большее соответствие своим потребностям. Что важно, они это сделают совершенно бесплатно и будут благодарны за то, что к ним прислушиваются. Этот подход широко известен в сфере FMCG, но применяется и крупными транспортными компаниями, которые считают Facebook замечательным инструментом, позволяющим собрать на одной площадке клиентов со всего мира. Например, таким подходом известна компания Eurail.

Важно заметить, что для успешного взаимодействия компании недостаточно просто иметь свой аккаунт в социальной сети. Необходима выделенная, мультиязычная команда, нацеленная на решение всех возникающих вопросов в кратчайшие сроки.

Усилия компании должны отвечать трем важным критериям:

• взаимная выгода: из общения с клиентами нужно извлекать пользу для компании;

• активное слушание: мониторинг настроений сообщества

и наличие ресурсов для своевременного реагирования;

• соответствующее социальное поведение: обеспечение присутствия бренда, адекватного контексту социальных сетей.

Прямое общение с заказчиками дает бренду узнаваемый «голос» (что важнее корпоративных цветов и логотипов), помогая построить доверительные отношения с клиентами. Это важный актив для любой компании, особенно в современных условиях, когда доверие и лояльность к чему бы то ни было во всем мире падает. Персональный диалог с любым желающим открывает много возможностей.

Интеграция «социальности» в бизнес-процессы

Некоторые из весьма успешных компаний достигают высокой эффективности путем удачного использования ключевых для социальных сетей характеристик — быстроты и охвата. В контексте транспортных компаний эти два фактора особенно важны, если что-то пошло не так. Как часть системы управления они позволяют мгновенно выявить возникшие проблемы, а также быстро распространить в сообществе информацию по их решению.

Cardiff Bus, оператор городских автоперевозок столицы Уэльса, успешно интегрировал социальные платформы в свои коммуникации. Зарегистрировав аккаунт в Twitter в 2009 году, организация использует эту площадку для информирования граждан обо всех проблемах движения, включая природные явления, пробки, аварии и отмененные рейсы.

Скорость рулит

Хотя скорость, бесспорно, является огромным преимуществом при взаимодействии с клиентами, она может нанести большой вред, если работает против компании. В цифровом мире сообщения мгновенно пересекают границы и информация распространяется напрямую среди людей, минуя журналистские процедуры проверки ее достоверности. Австралийский авиаперевозчик Qantas, известный рекордсмен по безопасности полетов, за столетнюю историю не потерял ни одного самолета. Однако компании пришлось испытать на себе мощь социальных сетей, когда из-за проблем с двигателем ее самолет потерял фрагменты корпуса, которые упали на индонезийском острове. Обломки сразу же были сфотографированы местными жителями и выложены в социальные сети. Самолет благополучно приземлился в Сингапуре, но к этому моменту версия о катастрофе была поддержана ведущими новостными агентствами. Спустя 13 минут после появления первого сообщения о катастрофе акции компании рухнули. Если бы полностью недостоверная информация не распространялась со сверхзвуковой скоростью через Twitter, у авиакомпании было бы больше шансов сохранить контроль над ситуацией.

Таким образом, в вопросах, касающихся репутации, скорость и точность информации имеют ключевое значение. Если вы не можете мгновенно дать свою интерпретацию событий, можно ожидать репутационных и финансовых последствий. Аналогично, если не отслеживать высказывания клиентов о компании, можно упустить возможность оперативно погасить неприятные обсуждения.

Авиакомпания JetBlue продемонстрировала силу оперативного информационного ответа. Речь идет о нашумевшем случае, когда у командира корабля в полете случился нервный срыв. Пассажиры выложили массу видеороликов в YouTube и подняли большую волну в социальных сетях. Пресс-служба компании мгновенно создала специальный посвященный инциденту интернет-сайт, на котором максимально полно освещала ситуацию с пилотом, его семьей и отвечала на многочисленные вопросы. Благодаря этому негативное влияние инцидента было сведено к минимуму.

В настоящее время использование социальных сетей в компаниях транспортной отрасли является крайне неоднородным. Потребуется время, чтобы понять, какие подходы работают лучше для каждой конкретной компании. Практика показывает, что единого решения не существует. Очевидно лишь то, что клиенты все больше обращаются к социальным сетям как к источнику «правдивой» информации. Игнорировать возможности таких площадок ни в коем случае нельзя.

На другом уровне

Инфраструктурные проекты, изменение правового поля, решение проблем взаимодействия участников цепей поставок должны способствовать увеличению доли России на международном рынке транзитных перевозок, которая пока не превышает 5%. В северокорейском порту Раджин открыли реконструированный железнодорожный участок Хасан (Россия) — Раджин, через который планируется наладить экспорт российского угля и международные контейнерные перевозки с выходом на Транссибирскую магистраль. На модернизацию самого Транссиба и БАМа до 2018 года планируется израсходовать 560 млрд руб. Россия, Белоруссия и Казахстан создают Объединенную транспортно-логистическую компанию по организации железнодорожных контейнерных перевозок, которая начнет работать уже в первом квартале 2014 года.

Ключом к успешной организации транзита, считают эксперты, являются минимизация погрузочно-разгрузочных операций, выстраивание маршрутов и перевод в электронный вид документооборота. Сегодня уже шесть стран — Финляндия, Украина, Белоруссия, Литва, Латвия и Эстония — задействованы в трансграничном обмене данными при международных грузоперевозках по железной дороге. С российской стороны накладные оформляются в системе ЭТРАН.

ИТ в помощь

На высококонкурентном транспортно-логистическом рынке лидером будет тот, чьи затраты меньше, считают эксперты. «Рынок грузоперевозок огромен — его составляют не только логистические операторы, но и ретейлеры и производители, реализующие логистику в интересах предприятия, — рассказывает Андрей Ботнев, генеральный директор компании IT-Box. — Сегодня до 70% себестоимости любого товара — это затраты на логистику, их сокращение даже на 10% может привести к выгоде, измеряемой миллиардами».

Классическими направлениями снижения затрат и оптимизации деятельности с помощью автоматизации, по мнению Метелева, остаются оперативное планирование, разного рода учет, анализ деятельности, управление логистической цепочкой (SRM), техническое обслуживание и ремонт оборудования. Например, «Трансаэро» переходит на новую версию ERP-системы Microsoft Dynamics AX, в которой работают бухгалтерия, финансовый, коммерческий департаменты, персонал, производство. Решения на базе продуктов компании «1С» внедрены на новосибирском автотранспортном предприятии МУП ПАТП-5 и в «Новом желтом такси» (Москва), где система охватывает диспетчерскую, контакт-центр, систему спутникового мониторинга автотранспорта, мобильное приложение водителей.

На снижение затрат направлены сегодня все процессы автоматизации и механизации складской деятельности. Наличие современной WMS-системы считается необходимым условием успешного существования складских комплексов. Систему на базе «1С-Логистика:Управление складом» на новом складе внедрила компания «Аллигатор», поставщик продуктов в сегментах HoReCa и Fast Food. На базе WMS Manhattan Scale автоматизируют складские комплексы VVP Group, «Сантэнс сервис», ГК «Оптимист». WMS-систему Logistics Vision Suite внедрили европейская логистическая корпорация GEODIS, центр «Кэпитал Логистик», комплекс «МГЛ метро груп логистикс», «Центральная дистрибьюторская компания». Рынок WMS-систем сегодня достаточно развит, есть и облачные решения. Логистические комплексы повышают отдачу от вложенных средств, используя технологии штрихкодирования, голосовой и RFID-пикинг, управляя графиками погрузки и разгрузки транспорта. Так, на складе 3PL-оператора «Логистик Плюс» завершено пилотное внедрение системы управления голосом Voice-Directed Distribution.

Новый тренд, отмечаемый Метелевым, — тесная интеграция «производственных» и ERP-систем, поддерживающих основные бизнес-процессы: «Интеграция позволяет извлекать преимущества для бизнеса путем решения узкопрофильных задач. Например, один авиаперевозчик в итоге такого проекта рассчитывает повысить оперативность и точность расчета сдельной составляющей заработной платы летного состава, исключив при этом необходимость ручного ввода производственных показателей в несколько информационных систем».

Важной задачей для всех компаний сектора остается обеспечение надежной и устойчивой работы ИТ-инфраструктуры. С целью повышения на­дежности круглосуточно работающих сервисов, которых несколько десятков, «Аэрофлот» создал резервный ЦОД на базе модульного ЦОД «ИТ-Экипаж». «Трансаэро», наоборот, отказавшись от собственных дата-центров, переводит ИТ-инфраструктуру в облака на базе сторонних площадок. РЖД на Дальнем Востоке модернизируют инфо-коммуникационную инфраструктуру. Московская железная дорога перевела сеть пригородных железнодорожных перевозок на новый уровень качества и безопасности с помощью единой автоматизированной системы управления на базе HP Service Manager.

Все более актуальным становится решение задач аналитики. Для обеспечения стратегического планирования внедрили систему аналитики в «Транс­аэро», интегрировав ее со всеми базами данных авиакомпании и создав полноценную платформу, в том числе мобильную. CRM-технологии и поддерживающие их системы — еще один аспект, который, по мнению экспертов, сегодня требует внимания компаний сектора. «Стартовал проект внедрения СRM-системы в «Аэрофлоте» с поддержкой программы лояльности пассажиров, — рассказывает Метелев. — Компании нужен инструмент, который бы не просто фиксировал накопленные мили, а позволял оперативно и гибко проводить маркетинговые акции, получать аналитику в различных разрезах и т. д.». Готовятся к внедрению CRM-системы в «Трансаэро», в компании также будет создан новый веб-сайт, который должен заработать в начале следующего года. Для снижения объема бумажной документации компания будет использовать IPad как электронный бортовой портфель (Electronic Flight Bag — EFB Class1).

Еще одна тенденция, отмечаемая экспертами, — рост спроса на системы управления транспортом и транспортной логистикой. Основные функции у существующих на рынке и внедряемых систем, по мнению Ботнева, практически одни и те же, а различаются они возможностями настройки и вариативностью. При этом на выбор системы оказывает влияние масштаб компании. «Основная проблема, — считает Ботнев, — заключается в том, что нет полноценных комплексных систем, существуют только разрозненные решения или поистине уникальные люди, которые знают как организовать загрузку по объему и массе, владеют методами учета погрузки и дополнительных услуг, могут учесть прогноз погоды и пробки на дорогах». Таким образом, компаниям, владеющим автотранспортом, помимо традиционных логистических систем, нужны системы планирования рейсов, а также средства мониторинга, обеспечивающие определение местоположения и контроль эксплуатационных параметров. Оснащен системой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS «Пассажиравтотранс» (Санкт-Петербург). Создана федеральная сеть мониторинга транспортных средств внутренних войск МВД РФ.

В традиционной сфере ремонтов появляется, по оценкам Метелева, первый интерес к тому, чтобы снабдить производственный персонал мобильными устройствами и организовать работу ремонтников в системах ТОРО в мобильном формате.

Спад или подъем?

Меры, предпринимаемые для развития транспортной инфраструктуры, и вступление в ВТО должны увеличить транзитные потоки через Россию, но, с другой стороны, экономическая ситуация внутри страны пока не сулит ничего хорошего и объемы ИТ-инвестиций компаний сектора существенно не изменятся, только крупные компании могут себе позволить их наращивать. Некоторые эксперты ожидают их снижения. В качестве перспективных технологий эксперты называют интеграцию, мобильные, портальные и технологии CRM, системы мониторинга транспорта и планирования маршрутов.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF