Рынок высоких технологий

Телеком становится привлекательнее

Как прогнозируют в Ovum, расходы телеком-компаний на ИТ до 2017 года будут расти очень скромно — в среднем на 0,6% в год. К 2017 году объем мирового рынка должен достигнуть 60 млрд долл. При этом основным движителем роста является развитие азиатско-тихоокеанского и латиноамериканского рынков.

Наиболее активно растущий сегмент — тиражируемые приложения — будет расти на 1,6% в год и достигнет 9,6 млрд долл. Самый крупный на данный момент сегмент — внутренние услуги — наоборот, будет сокращаться. Как объясняют аналитики, несмотря на очень скромный рост рынка, его привлекательность для вендоров и системных интеграторов растет. Компании заметно переориентируются на внешние услуги. Например, с целью сокращения издержек они охотно отдают в аутсорсинг проверенным партнерам поддержку существующих корпоративных систем.

Управление

С готовностью к командировкам

Исследовательский центр портала Superjob.ru изучил предложения работодателей на позицию «Консультант по внедрению SAP».

В компетенцию консультантов по внедрению SAP входит полный цикл работ по интеграции данного программного обеспечения в бизнес-процессы компании. В ходе предпроектного этапа проводится обследование предприятия, анализ и моделирование бизнес-процессов. Далее консультанты приступают к проектированию информационной системы, постановке заданий программистам, написанию технических спецификаций, настройке и тестированию ПО. Кроме того, должностные обязанности данных специалистов включают разработку проектной документации, обучение пользователей, сопровождение и поддержку эксплуатации системы. Средний заработок, предлагаемый консультантам SAP промышленными компаниями Москвы, составляет 140 тыс. руб. В Санкт-Петербурге такие специалисты зарабатывают около 110 тыс. руб. в месяц.

Претендовать на должность консультанта SAP могут соискатели с законченным или неполным высшим образованием, имеющие навыки анализа и моделирования бизнес-процессов с помощью средств MS Visio или ARIS. Кандидаты должны демонстрировать хорошее знание предметных областей, процедур и сценариев тестирования приложений, иметь опыт разработки технических заданий. Начинающие консультанты должны владеть английским языком на уровне, достаточном для чтения технической документации, и иметь опыт работы с решениями SAP. Зарплатные предложения для специалистов, не имеющих опыта работы, в столице составляют от 80 до 100 тыс. руб.

Более высокие оклады работодатели готовы предложить претендентам, имеющим опыт участия в проектах внедрения SAP и навыки сопровождения одного из модулей этой системы. Специалисты, соответствующие указанным требованиям, зарабатывают до 122 тыс. руб. Вход в следующий зарплатный диапазон открыт соискателям, имеющим опыт успешного внедрения данной системы и навыки проведения конфигурационных изменений модулей. Также востребованы навыки разработки проектной документации, интеграции SAP с другими системами. Дополнительным преимуществом для претендентов станет свободное владение английским языком и готовность к командировкам. Доход таких специалистов достигает 170 тыс. руб.

Максимальный заработок сертифицированных консультантов с опытом внедрения и сопровождения SAP более трех лет в Москве составляет 230 тыс. руб., а в Санкт-Петербурге — 180 тыс. руб.

Дефицит программистов составляет 25%

С января по октябрь 2013 года спрос на программистов увеличился на 20%, и программист по-прежнему является наиболее популярной профессией российского ИТ-рынка. По наблюдениям Penny Lane Personnel, тройка наиболее востребованных программистов выглядит так: программист «1C», программист Web, программист С++. Самыми дефицитными специалистами являются программисты iOS/Android, Python и T-SQL.

Карьерное продвижение программиста выглядит примерно так: стажер, программист, ведущий программист, руководитель группы, руководитель отдела системного программирования, руководитель отдела веб-разработок. Разумеется, программист может «дорасти» и до позиции ИТ-директора.

При приеме на работу программиста работодатели в большинстве своем не считают приоритетным критерий образования. Связано это с тем, что вузы не готовят достаточное количество данных специалистов. Часть успешных программистов являются выпускниками математических факультетов.

«На мой взгляд, нехватка программистов на сегодня составляет четверть от потребностей рынка», — считает Дмитрий Викторов, руководитель департамента IT/SAP рекрутингового агентства Penny Lane Personnel.

Техника безопасности

Атаки обходятся дорого

Частота атак, уровень наносимого ими ущерба и время на устранение последствий продолжают расти четвертый год подряд. За последние несколько лет кибератаки стали гораздо более изощренными и опасными. Хакеры объединились в хорошо организованное и спонсируемое киберподполье, участники которого активно обмениваются опытом и «лучшими практиками».

Как подсчитали в Ponemon Institute, среднегодовой уровень ущерба от кибератак составляет 11,6 млн долл., что на 78% больше, чем четыре года назад, когда впервые проводилось подобное исследование. На устранение последствий одной атаки уходит в среднем свыше 1 млн долл. Самыми дорогостоящими являются атаки, связанные с отказом в обслуживании, с действиями внутренних злоумышленников и веб-атаки. На их долю приходится 55% от общего объема годовых расходов организаций на борьбу с киберпреступлениями.

Самые крупные внешние расходы связаны с кражей информации и нарушением ведения бизнеса.

В годовом исчислении объем расходов, связанных с утечкой информации, составляет 43% общего объема внешних расходов, а расходы из-за нарушения ведения бизнеса или снижения производительности — 36%. В свою очередь, обнаружение атак и восстановление являются самыми дорогостоящими внутренними операциями. За последний год объем расходов на восстановление и обнаружение составил 49% от общего объема расходов на внутренние операции. В основном это денежные выплаты и расходы на персонал.

Как подчеркивают эксперты, организации, которые используют технологии аналитики, в том числе на основе Больших Данных, более эффективно обнаруживают и сдерживают кибератаки. По сравнению с использованием других технологий, средняя экономия составляет 4 млн долл. в год.

Коммерческая тайна из помойки

Каждый пятый сотрудник признал, что готов за вознаграждение передать третьим лицам конфиденциальную информацию, к которой он имеет доступ. Таков результат опроса, проведенного компанией LETA.

В целом исследование выявило низкий уровень знаний респондентов в области информационной безопасности, несоблюдение простейших правил защиты информации и высокие риски утечки конфиденциальных данных.

Специалистам, отвечающим за информационную безопасность, определенно есть о чем беспокоиться. Степень осведомленности в этой области оставляет желать лучшего — половине опрошенных сотрудников российских компаний вообще никогда не сообщали о правилах защиты информации. Остальные были ознакомлены с соответствующими требованиями безопасности только однажды, при поступлении на работу, и лишь 14% регулярно проходят инструктаж по информационной безопасности.

60% респондентов пересылают корпоративную информацию на личные почтовые ящики, чтобы поработать с ней из дома. Треть сотрудников хранит пароли на листке бумаги или в файле на рабочем столе своего компьютера. Функцией «Запомнить пароль» пользуются 11% опрошенных, причем речь идет о паролях не только для почты, но и для корпоративных систем. Каждый третий респондент использует один пароль для всех случаев жизни.

Любопытно, что восемь из десяти пользователей не уничтожают носители, содержащие корпоративную информацию. При этом бумажные или электронные носители — один из самых распространенных каналов утечки данных. С завидной частотой конфиденциальная информация становится достоянием общественности или злоумышленников после того, как работники отправляют ее в мусорное ведро. В США суды оправдывают компании, извлекающие промышленные секреты из мусора конкурентов: все, что выброшено сотрудниками, признается ненужным организации. В России тоже нередки случаи утечки персональных данных и конфиденциальной информации, особенно на бумажных носителях.

Бизнес и технологии

Интернет-магазины работают вручную

В первой половине 2013 года рынок электронной коммерции вырос на 29%. По оценкам агентства Data Insight, сегмент материальных товаров, не считая билетов, услуг и т. п., достиг 160 млрд руб. Рост рынка начал ускоряться впервые за четыре года.Число интернет-покупателей в России достигло 28 млн человек, однако очень часто первая электронная покупка совершается ими за рубежом, и это огромная опасность для отечественных игроков. Объем трансграничных покупок в 2013 году может дойти до 100 млн руб.

В целом рынок российской интернет-торговли демонстрирует крайне низкую эффективность. Для большинства интернет-магазинов характерны практически полное отсутствие автоматизации процессов и низкая конверсия внутри сайта. Иными словами, они не могут «зацепить» потенциального клиента, а полученные ими заказы выполняются практически вручную. Именно поэтому выход на российский рынок международных игроков с отточенными процессами и высочайшим уровнем сервиса действительно представляет проблему.

Кроме того, лишь 6% всех продаж совершается с помощью мобильных устройств, эта возможность отечественными торговцами сильно недооценивается. Как показывает практика, менее 1% торговых компаний оптимизируют интерфейс сайтов для просмотра с мобильных устройств.

«Оцифровка» в течение трех лет

Перевод бумажных документов в цифровой формат значительно упростит процесс принятия бизнес-решений — в этом уверены 88% руководителей российских компаний. Как выяснилось в ходе исследования, проведенного Coleman Parkes, большинство менеджеров признают, что сейчас документооборот в их компаниях неэффективен и важнейшие бизнес-данные буквально погребены в кипах бумажных документов.

45% российских компаний хранят информацию о своей деятельности за последние пять-десять лет исключительно в бумажном виде. Это не только усложняет процесс принятия решений, но и негативно сказывается на операционной эффективности. 61% руководителей отмечает, что на поиск необходимых данных они тратят слишком много времени. К тому же это весьма дорогостоящая процедура, так как архивы зачастую хранятся в разных офисах и подразделениях у разных сотрудников.

«Оцифровка» бумажных документов, по мнению ИТ-руководителей, — это возможность не только повысить эффективность бизнес-процессов в компаниях, но и снизить расходы. Около 70% из них уверены, что перевод информации в электронный вид обеспечит экономию средств на уровне 5–20% операционных затрат.

Как отмечают эксперты Coleman Parkes, чаще всего бумажную документацию используют отделы HR, финансов и логистики — именно в этих сферах хранение данных жестко регламентировано законодательством. Тем не менее перевод бумажных документов в электронный формат является приоритетной задачей для большинства компаний. Так, шесть из десяти опрошенных руководителей надеются полностью завершить этот процесс в течение ближайших трех лет.

 

Без культурных различий

К 2016 году видео-конференц-связь станет основным способом делового общения. Как отмечают в Redshift Research, в настоящее время 76% топ-менеджеров используют средства видеосвязи на работе, причем 56% из них участвуют в видеовстречах не реже одного раза в неделю. По мнению руководителей, видеоконференции не только предоставляют возможность удаленного сотрудничества и повышают продуктивность работы, но и «сглаживают культурные различия».

Интересно, что российские представители бизнеса стали одними из самых заинтересованных в организации ВКС для заключения сделок: с этой целью их готовы проводить 49% опрошенных. Однако внешний вид при проведении сеансов видео-конференц-связи беспокоит всего лишь 10% российских респондентов, в других странах этот процент больше.

Среди отделов компаний ВКС наиболее востребована у отделов маркетинга: 64% менеджеров участвуют в видеовстречах не реже одного раза в неделю. Далее следуют отделы ИТ и административные департаменты с показателем 62%. Тем не менее, когда дело доходит до ежедневного использования видео на работе, самыми активными являются отделы управления персоналом — 32% опрошенных HR-менеджеров отмечают, что используют видеосвязь ежедневно.

ИТ-бюджеты

Связисты инвестируют в PLM

Из-за долгих процессов разработки и вывода продуктов на рынок на практике операторами связи реализуется менее половины жизнеспособных инициатив. Как показывает исследование, проведенное компанией Telesperience, 59% всех операторов планируют к 2015 году инвестиции в решения по управлению жизненным циклом продуктов (Product Lifecycle Management, PLM). Они надеются, что это позволит разрабатывать новые решения быстрее и при меньших затратах. При этом 44% намерены купить готовое коммерческое решение, и только 15% предпочитают разработать свою собственную PLM.

Тем не менее сложность PLM-решений представляет проблему для подавляющего большинства компаний. Зачастую их ожидания оправдываются не полностью. По факту запуск нового продукта занимает в среднем на два месяца больше ожидаемого времени и требует участия 23 различных сторон. Более того, 26% респондентов признались, что не представляют, каков масштаб издержек, связанных с процессом запуска продуктов.

 

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF