Сервисы межмашинного взаимодействия (Machine-to-Machine, M2M) становятся заметным сегментом рынка мобильной связи. Все без исключения российские операторы считают его перспективным, особенно на фоне насыщения рынка голосовой связи. Основные сферы применения М2М — мониторинг транспорта, организация систем безопасности, удаленная передача данных от банкоматов и платежных терминалов, а также промышленность.

Технология M2M укладывается в концепцию Интернета вещей и позволит создавать интеллектуальные города будущего. С ее помощью электронные устройства смогут поддерживать связь друг с другом при помощи SIM-карт, которые будут обмениваться данными с беспроводными датчиками и прочим оборудованием в процессе управления и мониторинга.

Конечно, массовое распространение систем класса M2M еще впереди, но уже сейчас очевидно, что внедрение этой технологии существенно изменит жизнь людей. С ее помощью машины обретут способность без вмешательства человека ориентироваться в окружающей среде и принимать решения. Как предполагают аналитики, к 2015 году на сервисы M2M придется около 5% доходов операторов связи, что составит примерно 65 млрд долл.

Отдельные надежды в развитии технологий M2M возлагаются на связь четвертого поколения. В нынешнем году в России появились первые коммерческие сети LTE, которые обеспечивают самые высокие на сегодняшний день характеристики передачи данных в мобильных сетях.

Диаграмма 1
Диаграмма 1

От безопасности до госуслуг

Российский рынок мобильных M2M-сервисов (Machine-to-Machine — услуги на базе прямого взаимодействия между устройствами) вырос за год на 63%. По оценкам МТС, его объем в натуральном выражении составил 3 млн устройств, подключенных при помощи SIM-карт. Основные сферы применения М2М — мониторинг транспорта, организация систем безопасности, удаленная передача данных от банкоматов и платежных терминалов, промышленность и энергетика, а также потребительская электроника. Рынок таких сервисов все российские сотовые операторы считают перспективным, особенно на фоне насыщения рынка голосовой связи. Среди наиболее быстрорастущих и перспективных сфер применения М2М — телемедицина, электронные государственные услуги и вендинг (продажа напитков и продуктов питания через торговые автоматы).

По собственным оценкам, МТС занимает около 48% рынка М2М.

 

 

 

Эксперты отмечают чрезвычайно высокий потенциал использования технологий высокоскоростного мобильного Интернета в видеотелефонии и видео-конференц-связи высокого разрешения, сетевых многопользовательских играх, на различных вертикальных рынках, включая финансовый сектор, медицину, образование, удаленный мониторинг объектов, а также в сегменте M2M. По прогнозам J’Son & Partners, в 2016 году услуги передачи данных в сетях LTE принесут российским операторам около 2 млрд долл.

Преимущества LTE по сравнению с существующими технологиями передачи данных в области M2M на первый взгляд неочевидны, поскольку основная часть M2M-приложений не требует высокой пропускной способности. Однако, с учетом гигантского количества транзакций, прогнозируемого в будущем, появления огромного числа подключенных M2M-устройств и постоянного роста загруженности существующих сетей трафиком передачи данных, новые сети LTE могут стать хорошим решением.

Диаграмма 2
Диаграмма 2

В 2011 году на рынке мобильного M2M в России был зафиксирован значительный рост. По оценкам J’Son & Partners, число устройств M2M, подключенных к мобильным сетям операторов, выросло с 1,5 млн до 2,7 млн. Согласно прогнозам, в 2015 году рынок мобильного M2M вырастет до 18,4 млн устройств и достигнет 108 млрд руб. При этом доля M2M-устройств достигнет 6% от общего числа абонентов мобильной связи.

Появление Интернета вещей ожидается к 2015 году. Изменения будут заключаться в том, что к нынешней социальной среде добавится паутина Semantic Web, с помощью которой различное оборудование, датчики и пользовательские устройства не просто будут взаимодействовать, но и смогут реагировать на различные события. На данный момент число устройств M2M составляет не более 5% от количества мобильных телефонов, находящихся в пользовании у населения Земли. Как ожидают аналитики, к 2020 году преобладать будут уже устройства M2M: их число достигнет 20 млрд. Именно тогда технологии LTE, ориентированные на передачу данных, а не голоса, проявят себя в полной мере. Не стоит забывать, что М2М, наряду с транзакционными данными и социальными сетями, является одним из наиболее важных источников Больших Данных.

 

 Автобусы с телеметрией

Администрация Оренбурга завершила первый этап проекта по созданию городской системы мониторинга и контроля транспорта. В его рамках на 800 единицах пассажирского транспорта было установлено отраслевое решение «АвтоТрекер-Пассажироперевозки», в состав которого входят бортовые навигационно-телеметрические модули на базе ГЛОНАСС и специализированные приложения.
Проект выполнен компанией «Стандарт». В предельно короткие сроки администрация города сформировала центральную муниципальную транспортную диспетчерскую службу, контролирующую пассажирские перевозки. Благодаря внедрению системы, стало возможно составление расписаний и графиков движения, оперативный контроль выпуска транспорта на линию и соблюдения графика движения, оперативная связь с водителями, подготовка аналитических отчетов по исполнению перевозок.
Удалось не только повысить качество обслуживания населения и безопасность при пассажирских перевозках. У автотранспортных предприятий города теперь появились эффективные средства оптимизации производственных процессов: они имеют объективные данные, отражающие расход ГСМ, пробег транспортных средств и другие эксплуатационные показатели работы транспорта.
На последующих этапах проекта намечено подключить к системе мониторинга дорожно-уборочную технику и транспорт, предназначенный для вывоза бытовых отходов.

Инфраструктуру для решений M2M предоставляют все операторы сотовой и спутниковой связи, тем не менее интересными с точки зрения бизнеса эту технологию делают компании, строящие на ее основе отраслевые решения. Из наиболее известных на рынке игроков следует отметить группу «M2M-Телематика», чьи решения имеют сильные позиции в госсекторе и нефтегазовой отрасли, и «Русские Навигационные Технологии» с системой «Автотрекер».

Несмотря на потенциальный интерес со стороны многих отраслей, наиболее заметный, а главное — социально значимый, эффект от использования M2M наблюдается именно в сфере транспорта. Смысл очевиден — обретение полного контроля над автопарком. Такие решения позволяют автоматически контролировать параметры движения транспортных средств — сообщать о любых событиях или отклонениях от заданного режима эксплуатации. Минимизируются хищения ГСМ и нецелевое использование транспортных средств, предотвращается возможность угона — телематические системы могут включать, например, блокировку дверей и двигателя.

Уже давно с помощью технологий М2М обещают решить и проблему московских пробок — правда, пока без особого успеха. Речь идет о создании интеллектуальной транспортной системы, на которую будут возложены задачи информирования, а также управления светофорами, общественным транспортом, коммунальной техникой. Основы такой системы были заложены уже несколько лет назад, и с каждым годом в нее закладывается все больше интеллектуальных функций.

По признанию экспертов, отсутствие стандартов M2M уже давно стало основным фактором, сдерживающим дальнейшее развитие данного рынка. С этой точки зрения крайне обнадеживающей новостью стало учреждение в августе глобальной организации oneM2M, осуществленное консорциумом по стандартизации в области информационных и телекоммуникационных технологий. Новая организация призвана разработать глобальные спецификации полного цикла, чтобы помочь предприятиям снизить себестоимость продукции, сократить время вывода ее на рынок, добиться экономии путем увеличения масштабов производства, упростить разработку приложений и избежать наложения стандартов.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF