Оптимизации затрат и развитию компании «Логистик плюс», обеспечивая ей конкурентные преимущества на рынке Украины, будут способствовать голосовые технологии

Складской рынок Украины, по мнению Сергея Ступака, руководителя складского комплекса «Логистик плюс», сегодня достаточно насыщен и активно развивается. В кризис строительство новых складских комплексов было приостановлено, ограничивались лишь завершением начатых проектов. Это привело к тому, что, хотя предложение площадей и превышает потребности арендаторов на данный момент, свободных площадей на рынке немного. Выживать в достаточно жестких условиях конкуренции компании «Логистик плюс», работающей на рынке Украины уже более 12 лет, позволяет достаточно высокий уровень автоматизации процессов складского управления, который обеспечивает совершенная WMS-система Logistics Vision Suite, внедренная в 2008 году с помощью специалистов компании ant Technologies.

Основа

Компания сегодня предоставляет услуги ответственного хранения, аренды склада и качественные 3PL-услуги в центральном регионе Украины: Киеве и Киевской области, Черкассах, Чернигове, Виннице, Житомире и области. Имеется химический склад (8000 кв. м) и склад продуктов питания (5600 кв. м). «Сегодня система позволяет нам оказывать клиентам довольно много разных услуг, в том числе формировать отчеты, вести учет, обеспечивать хранение с учетом серийных номеров (что важно для бытовой техники). Это и выделяет нас среди конкурентов, у которых такой возможности нет», — рассказывает Ступак. В группу компаний входит ряд крупнейших дистрибьюторов товаров FMCG, деловыми партнерами стали такие ведущие мировые производители, как Unilever, L’Oreal, SC Johnson, Beiersdorf, BIC, «Арнест», Reckitt Benckiser, GlaxoSmithKline.

Базовая WMS-система интегрирована с системами клиентов на разную глубину: позволяет автоматически закачивать их данные, выгружать и отправлять клиенту сервисный лист, а с некоторыми клиентами налажено автоматическое подтверждение заказа. «Например, в компании «Beiersdorf Украина» внедрено решение, которое дает возможность закачать их заявку в систему, а после ее выполнения (загрузки товара в машину и выставления в системе статуса расхода «выполнен») автоматически отправить подтверждение в их систему, реализованную на базе продуктов компании SAP. Только после этого в системе клиента формируется документ на отгрузку, автоматически посылается на принтер, установленный у нас на складе, документы распечатываются, вручаются водителю или экспедитору и машина отправляется», — описывает ситуацию Ступак. Таким же образом будет работать с сентября и компания «Unilever Украина».

Активное развитие новых видов торговли способствует привлечению клиентов, с которыми ранее не взаимодействовали. Например, сотрудничество с интернет-магазинами и обеспечение мелкоячеечного хранения потребуют внесения изменений в процессы и организацию работы складов. Планируется аренда склада в 30 тыс. кв. м. Такие преобразования невозможны без внедрения новых технологий, привлечения дополнительных ресурсов — финансовых и трудовых. Поэтому оптимизация деятельности и снижение издержек всегда актуальны.

Сергей Ступак,
«Применение технологии Pick By Voice обеспечивает экономию в 30% рабочего времени, а значит, можно либо использовать меньше человеческих ресурсов, либо теми же ресурсами обрабатывать больший объем», Сергей Ступак, руководитель складского комплекса «Логистик плюс»

Операции

Оптимизируя складские операции, компания переняла опыт ведущих логистических компаний мира, удалось сократить как временные, так и человеческие ресурсы благодаря изменению контроля операции отбора. Прежде процесс был организован следующим образом: отобранный согласно заказу товар привозили в зону комплектации, где контролер перепроверял набор на предмет точности и качества, фактически перекладывая товар с палеты на палету. Теперь технология изменилась: весь суточный объем отбора (а склад работает непрерывно) делится на две смены, которые начинаются и заканчиваются в 8 часов (утра и вечера). Смена, принимающая склад, просчитывает только зону отбора — считает то, что осталось на складе. «Таким образом, склад пересчитывается всего четыре раза в сутки сдающей и принимающей сменами. Теперь контролер не стоит над каждым заказом — нам удалось сэко­номить человеческие ресурсы на 35%, — отмечает Ступак. — А такой контроль необходим, так как никто не может гарантировать, что данные в системе точно соответствуют тому, что лежит в ячейках, — никогда нельзя исключать человеческий фактор. Как показывает практика, в смену допускается от двух до шести ошибок, а чем раньше ошибку заметили, тем меньше затем проблем». В отчетах WMS-системы указано, сколько коробов товара было упаковано на каждой палете, и при обнаружении расхождения по упаковочному листу палета разбирается, ошибка устраняется. Теперь пересчет, например, склада «Unilever Украина» (420 позиций в 700 ячейках) занимает около 40 минут, из которых половина времени уходит на исправление ошибок, а когда контролировали каждую палету, на каждого отборщика был еще один контролер.

«Из складских технологий нас также привлекает конвейерная система, когда все заказы на смену запускаются одной волной и исключается присутствие людей — они не ходят и не отбирают, а штабелер привозит палеты в зону комплектации, где человек перегружает все на конвейер, который самостоятельно автоматически распределяет товар по заказам. Но эта технология пока не внедрена и находится на стадии ТЭО — она довольно дорогая и окупается только при определенном уровне стоимости рабочей силы и если ассортиментный ряд короткий», — поясняет Ступак.

Голосовые технологии

Человеческий фактор — самое слабое звено в работе склада, и вполне понятно желание логистических компаний исключить его из процесса. Проблем с набором опытного персонала, по словам Ступака, компании Украины не испытывают. Есть, правда, некоторые затруднения в летний период, требуется в среднем неделя, чтобы подобрать группу в 5–6 человек с опытом работы в складских системах.

Поскольку полностью исключить людей из процесса работы склада невозможно, следующим шагом в развитии компании «Логистик плюс» стало использование технологии голосового подбора — Pick By Voice. Две компании на рынке Украины уже используют эту технологию, и одна — тестирует. Эта технология позволяет оптимизировать работу сотрудников. «Мы проанализировали работу склада, оценив время выполнения различных операций. Такие операции, как загрузка и выгрузка товара, уже максимально ускорены благодаря механизации. А в части подбора товара всегда есть что модифицировать: сначала работники ходили пешком, потом стали ездить на электротележках, но при этом продолжали тратить время на ввод информации в систему через терминал, — говорит Ступак. — Наш анализ показал, что на коробочный отбор уходит 45–60% от общего рабочего времени сотрудника. Чтобы ускорить этот процесс, мы и решили использовать голосовую технологию».

Пилотный проект по развертыванию системы управления голосом Voice-Directed Distribution компании Vocollect проводился 12–16 марта 2012 года с помощью специалистов компании ant Technologies. В ходе проекта настроили и интегрировали голосовое решение с WMS-системой Logistics Vision Suite, обучили специалистов, протестировали эффективность системы. «Это не был отвлеченный проект на тестовой площадке, это была полноценная работа в системе с применением новых технологий на действующем складе класса «А», площадью 8000 кв. м с 9 рабочими проходами длиной по 74 м каждый, 420 активными позициями в наборе и средним весом скомплектованной палеты 600 кг», — описывает ход проекта Ступак.

Работа персонала в компании, конечно, контролировалась, и существовали некоторые средние показатели выполнения операций, которые и были приняты в ходе тестирования за одну условную единицу. Если проанализировать работу отборщика, передвигающегося на электротележке, процесс отбора будет выглядеть следующим образом: подъехав на тележке к стеллажу, отборщик должен отсканировать ячейку/товар с помощью RF-терминала, положить терминал, чтобы освободить руки, отобрать нужное количество коробок, взять терминал, ввести данные об отборе, подтвердить отбор. Как выяснилось в ходе пилотного тестирования, именно эти ручные операции занимают 30% времени при операции отбора.

В результате тестирования разных способов отбора выявили, что при использовании RF-терминала и электротележки экономия времени на отбор по сравнению со средним по складам значением зависит от сложности задания на отбор и в сумме по рабочей смене составляет 11,11%. Дело в том, что не везде в компании используются электротележки и RF-терминалы. «Проверка заказов с использованием RF-терминалов занимает слишком много времени, и порой, например в мелкоштучной дистрибуции, выгоднее работать по листам отбора без сканера», — поясняет Ступак. Но использование технологии Pick By Voice в совокупности с электротележкой дает более впечатляющую экономию времени, которая также зависит от сложности задания на отбор, но в сумме по рабочей смене составляет 43,75% от расчетного времени и 29,99% от отбора «RF-терминал + электротележка».

«Пилотный проект по развертыванию системы Vocollect Voice обус­ловил решение использовать технологию Pick By Voice на нашем складе, — резюмирует результаты проекта Ступак. — Экономия в 30% рабочего времени означает, что можно либо использовать меньше человеческих ресурсов, либо при наличии тех же ресурсов обрабатывать больший объем. При голосовом отборе руки у работника всегда свободны — подъехав к ячейке, он называет проверочное число ячейки или артикул товара, система дает команду, сколько ящиков взять, сотрудник берет нужное количество, голосом подтверждает и отправляется далее. Мы выяснили, что после того как люди привыкнут к данной технологии, интервалы между командами системы можно будет сократить и экономить еще примерно 5% рабочего времени».

По оценкам компании, применение технологии управления голосом окупит расходы на внедрение системы уже через 9–10 месяцев работы. Пока голосовую технологию применяют при отборе товара, хотя в будущем будут стремиться к тому, чтобы автоматизировать с ее помощью и другие процессы.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF