Чтобы снижать затраты и увеличивать прибыль компании, склад должен стать эффективным инструментом в ее руках. Наличие современной WMS-системы или соответствующего модуля ERP-системы и их интеграция с ERP-системами клиентов сегодня считаются необходимым условием успешного существования складских комплексов. Повысить же эффективность позволяет расширение функционала и внедрение новых технологий. Все большее развитие получает функционал систем автоматизации складской деятельности, направленный на управление трудовыми ресурсами, интеграцию с системами управления транспортной логистикой. Растет спрос на голосовые и мобильные технологии, облачные технологии и решения SaaS, развиваются и соответствующие решения.

Рынок

Складской рынок постепенно восстанавливается после кризиса. В России наблюдается низкий уровень обеспеченности складскими помещениями. По оценкам аналитиков, в 2011 году спрос на складскую недвижимость в нашей стране превышал предложение. Ожидается, что начиная с 2012 года, когда будет введено более 800 тыс. кв. м складских площадей, ситуация начнет меняться. Растет присутствие иностранных инвесторов на рынке: по оценкам экспертов, их доля составила более трети всех средств, потраченных на приобретение складской недвижимости в 2011 году.

Более всего обеспечены качественными складами и складскими комплексами Москва и область. За первое полугодие 2012 года только в Московском регионе введено в эксплуатацию более 300 тыс. кв. м складских площадей класса А, а объем сделок аренды и покупки превысил показатель за аналогичный период прошлого года на 20%.

Дмитрий Сытин,
«Оптимизировать работу склада помогают технологии, позволяющие все операции делать по заданиям информационной системы с обязательным подтверждением выполнения», Дмитрий Сытин, заместитель генерального директора по ИТ и инновационному развитию группы компаний «Утконос»

«Количество компаний, которые развивают торговлю через Интернет и со склада, только увеличивается, а новое строительство специализированных комплексов в зоне транспортной доступности не ведется опережающими темпами. Поэтому найти подходящее складское помещение, удовлетворяющее требованиям компании, сегодня так же сложно, как и прежде. На подбор подходящего помещения (либо в аренду, либо в собственность) может уйти около года», — оценивает ситуацию Дмитрий Сытин, заместитель генерального директора по ИТ и инновационному развитию группы компаний «Утконос».

С другой стороны, рынок фармацевтических складов Московского региона перенасыщен, полагает Дмитрий Погребинский, заместитель генерального директора по логистике фирмы «ЦВ Протек», которая владеет самой мощной с точки зрения грузопереработки конвейерной системой в мире. По его оценкам, дистрибьюторов в России еще несколько лет назад было около 2,5 тыс., сегодня их — 1,5 тыс., тогда как во Франции — всего 3–4, в США — десятка полтора, причем 3–4 крупнейших имеют долю рынка в 90%. В России три крупнейшие компании — «Протек», «Катрен», «СИА Интернешнл» — занимают около 50% рынка. При этом «Протек» собирает 400 тыс. строк заказа в сутки, а крупнейшие компании в США — только 250–300 тыс. «Объемы инвестиций в подобный проект очень велики, а сегодня один из главных факторов успешности — цена, и в фармацевтической дистрибуции лидером будет тот, у кого наименьшие затраты. Поэтому все процессы автоматизации и механизации складской деятельности направлены только на сокращение затрат», — считает Погребинский.

Сытин полагает, что у всех компаний, использующих складские технологии, эта часть логистики влияет на две основные составляющие: сервис для клиента и затраты. Расширять и улучшать сервисы для клиентов можно до бесконечности, но любое улучшение сервиса и предоставление более широкого спектра услуг требуют вложений. «Нецелесообразно требовать бесконечного улучшения, как это делают некоторые логисты. При современном уровне ценовой конкуренции с такой политикой не будет шансов победить, так как это будут бесконечные затраты. Если вы введете услугу срочной доставки, то потом отказаться от нее будет очень сложно, даже если она убыточна», — поясняет Погребинский.

Потребности и технологии

Компании ищут все новые способы одновременно повысить эффективность и качество работы склада и снизить затраты. «Казалось бы, противоречивые задачи, но есть способы их решить, — уверен Сытин. — Способ первый: повысить отдачу от вложенных ресурсов с помощью технологий, позволяющих все операции на складе делать по заданиям информационной системы с обязательным подтверждением выполнения. Чаще всего для этого применяют мобильные терминалы со считыванием штрихкодов, начали использовать голосовую технологию отбора (голосовой пикинг) и пикинг, основанный на RFID-метках. Сегодня все основные WMS-системы поддерживают эти технологии. Способ второй: сократить количество операций на складе и избавиться от операций, не добавляющих стоимости компании, то есть не участвующих в основном логистическом бизнес-процессе. Цель — сократить затраты времени на неосновные операции. Для этого в дополнение к решениям, описанным выше, применяется управление воротами, двором, графиками погрузки и разгрузки транспорта».

Российские и зарубежные эксперты отмечают увеличение потребности в голосовых и мобильных технологиях в складском хозяйстве, рост интереса к облачным технологиям и решениям SaaS, вследствие чего развиваются и соответствующие решения. Голосовая технология отбора (picking-by-voice), хотя и применяется относительно недавно, вызывает интерес многих компаний, так как позволяет в сочетании с ПО совершенствовать работу автоматизированных складов и увеличивать товарооборот, не прибегая к набору нового персонала или покупке техники. Несколько крупных операторов, в том числе на Украине, уже используют ее в своей работе. Например, компания «Логистик Плюс» протестировала технологию на операции отбора и оценила получающуюся экономию в 30% рабочего времени отборщика. Решение «iСклад» интегрирует в единое целое информационную систему управления складом, производственные процессы и средства индивидуальной мобильной связи, в частности iPad, что позволяет упростить взаимодействие между логистическим оператором и клиентом: в любое время получить информацию о состоянии товара на складе и аналитические данные, подключиться к видеокамере и видеть процессы на складе в реальном времени, связаться по Skype с персональным менеджером и т. п. Онлайн-сервис управления торговлей и складского учета «МойСклад» при поддержке компании «1С» запустил новый продукт — облачную бухгалтерию на базе продукта «1С:Бухгалтерия 8». Пользователям «МоегоСклада», реализующего функции обработки заказов, управления продажами и закупками, складского учета и контроля финансовых расчетов, теперь доступны все возможности этой учетной системы круглосуточно из любой точки мира через Интернет.

Еще одна тенденция — рост спроса на системы управления транспортом и транспортной логистикой. Фирма «ЦВ Протек» имеет достаточно большой транспортный парк. Доставка по Москве и области осуществляется в основном собственным транспортом — на его долю приходится около 80% перевозок, в регионах — только около 20%. Поэтому в Московском регионе с помощью ГИС-системы контролируется как движение транспорта, так и расход топлива. Внедрение системы дало сокращение пробега примерно на 20%. В Москве автоматизирована и транспортная логистика.

«К сожалению, у нас в стране пока не получили развития комплексы управления транспортной логистикой. Думаю, что это тенденция ближайшего будущего», — считает Сытин. В компании «Утконос» давно применяют решения, позволяющие управлять операциями на складе. Используется модуль WM системы SAP R/3, а также мобильные терминалы для комплектования и ПО собственной разработки. «Сейчас идет проект внедрения SAP eWM. С помощью этого продукта мы планируем повысить эффективность работы персонала на складе — сократить до минимума операции, которые не учитываются в системе, выстроить эффективные стратегии управления размещением товара и т. п.», — рассказывает Сытин.

Персонал и системы «Протек»

Основные проблемы, с которыми сталкиваются все компании нашей страны, — низкая производительность труда, дефицит квалифицированного персонала и избыток неквалифицированной рабочей силы. Компании идут по пути автоматизации разных бизнес-процессов, чтобы сократить количество сотрудников складов. В 2001 году на складе «Протек» работало более 900 человек, сегодня оборот увеличился примерно в четыре раза, а численность персонала на центральном складе составляет 820 человек. Такого результата удалось достичь в основном благодаря высокой степени механизации — использованию конвейерной системы. Но дело не только в ней — именно правильная организация труда (в частности, автоматизация назначения персоналу задач) позволяет добиться успеха. «Ранее этим процессом управляли люди и допускали немало ошибок, несмотря на заданные стандарты и правила, причем не обязательно по причине халатности. Сегодня у нас уже есть возможность исключить людей из этого процесса — система сама осущест­вляет назначения сотрудникам с учетом разных факторов, — рассказывает Погребинский. — Компьютер выдает задания, достаточно жестко контролирует деятельность и заставляет сотрудников выполнять необходимые операции в заданном темпе. Это непросто, но работники привыкают и начинают действовать в нужном режиме». Специальный модуль в системе собственной разработки, автоматизирующей деятельность центрального склада, позволяет контролировать работу сотрудников, при этом люди могут видеть свою зарплату за каждый день.

Дмитрий Погребинский
«Нецелесообразно требовать бесконечного улучшения — нужно соблюдать баланс между качеством услуг и затратами», Дмитрий Погребинский, заместитель генерального директора по логистике фирмы «ЦВ Протек»

Уйти от роста численности персонала склада «Протек» помогают системы диспетчеризации и пополнения. Последняя, будучи многофакторной, обеспечивает перемещение товара внутри склада в зависимости от сезонности и уходимости, что особенно важно, поскольку компания имеет разные типы отпуска (палетами, коробками, упаковками), а это требует перемещения товара между разными типами склада. По-разному автоматизированы процессы комиссионирования препаратов разной уходимости, реализован полноценный АВС-анализ. В настоящее время автоматизируется процесс, обеспечивающий распределение приходящего товара сразу по филиалам без постановки на стеллажи (кросс-докинг) — это еще одно направление оптимизации деятельности логистических центров.

Система собственной разработки в «Протек» сегодня функционирует только на центральном складе, а склады филиалов, которых 28 (десять лет назад их было около 40, за счет строительства крупных складов в регионах и автоматизации удалось сократить их количество), автоматизированы с помощью Oracle E-Business Suite. «Системы других производителей не могут обеспечить требуемый функционал. Даже при внедрении OEBS мы были вынуждены сделать более полутысячи кастомизаций», — поясняет Погребинский. В головной компании внедряется система планирования и управления товарным запасом.

Клиенты и ЭДО

Чтобы упростить процесс разбора претензий и повысить качество обслуживания клиентов, в прошлом году «Протек» внедрил видеоконтроль сбора заказов. Автоматизация процесса разбора претензий — одно из направлений развития системы компании «Протек». Уже сегодня клиент может предъявить претензию в электронном виде, без предварительных звонков в контакт-центр или службу сбыта, как это было раньше. «Мы хотим развить электронное взаимодействие, в том числе и по претензиям, чтобы клиент мог видеть, на каком этапе обработки его претензия находится. Уже массу документов (например, документы о качестве продукции — декларации, сертификаты, заводской паспорт и т. п.) мы предоставляем в электронном виде — клиент сам может скачать их в любое время, но, к сожалению, еще есть в регионах клиенты, которые не имеют доступа в Интернет. Реализовано автоматизированное поступление заказа на склад в электронном виде, и сегодня заказы в большинстве своем минуют сбытовиков (пока все финансовые отношения в порядке). Автоматическое попадание заказа на склад очень выгодно — повышается скорость обслуживания клиентов», — рассказывает Погребинский.

Компании хотелось бы обеспечить такой безбумажный документооборот, когда клиент может расписаться в получении заказа на специальном терминале у водителя, после чего электронный подписанный документ сразу попадает в систему. Компания хочет уйти от технологий печати, требующих своих специалистов и дорогостоящей техники. Внедрение полноценного юридически значимого ЭДО позволит решить эти задачи, компания к этому готова, но, по мнению Погребинского, на это потребуется не менее двух лет — несмотря на имеющуюся нормативную базу, компании-клиенты не стремятся на него переходить: у провайдеров достаточно высокие цены на эту услугу, и рынок пока не сформировался. «Внедрение электронного документооборота идет достаточно медленно, когда все к нему придут, наверное, и цены станут более приемлемыми. Пока же получается, что печатать документы дешевле, чем отправлять их в электронном виде», — считает он.

Сегодня от технологий управления складом ждут большей скорости, большей эффективности, большей автоматизации всех процессов. Распространение интернет-торговли привело к развитию систем, позволяющих эффективно обрабатывать возврат продукции в самых разных секторах экономики. «Никогда нельзя сказать, что сделано все возможное. Мысль человеческая неисчерпаема, и наши планы развития в части автоматизации уже определены на несколько кварталов вперед», — говорит Погребинский. «Всегда есть то, что можно улучшить», — соглашается Сытин.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF